Валерий Михалицын

Ренессанс, который не случился: почему новая коллекция Amouage не предлагает ничего нового

Весной 2020 года оманский парфюмерный дом Amouage объявил о запуске коллекции Renaissance, приуроченной к началу новой эры бренда и сотрудничеству с креативным директором Рено Сальмоном. Уже осенью она появилась в официальной продаже, но ещё во время анонса поклонники марки разделились на два лагеря. Правда, разделились странно: первые не верили, что Сальмон способен возродить легендарный бренд, вторые не верили, что его вообще можно возродить. Тех, кто принял смену креативного директора с энтузиазмом, кажется, было мало. Наш автор Валерий Михалицын рассуждает о новой главе истории Amouage, месте в ней Рено Сальмона и рассказывает о четырёх ароматах коллекции Renaissance.

Кажется, уже всё, что я хотел сказать о роли и работе креативного директора в производственном процессе парфюмерного продукта, сказано в этом материале. Но эта тема гораздо глубже и сложнее, она пересекается с вопросами, в общем-то, философскими: творческого поиска, взглядов на мир, культурного бэкграунда. При этом я свято и неколебимо убеждён в главенстве креативного директора в той части процесса создания, что касается искусства. Он — художник, он — начало и конец и он же — настоящее лицо бренда. Не модели, не парфюмеры, не внешний вид и дизайн упаковки, не рекламные плакаты. Конечно, в большом мейнстрим-сегменте роль креативного директора хоть и важна, но не его лицо продаёт продукт. Лишь когда речь заходит об искусстве, нам обязательна печать художника, как гарантия качества, нашей избранности и причастности. Но Amouage — не мейнстрим, как и все подобные марки, его стоит причислять к настоящему люксу. В сегменте же артизанальной или нишевой парфюмерии имя креативного директора должно быть называемо раньше имён парфюмеров. Да, в 2000 году Фредерик Маль вывел имена парфюмеров под софиты, сделав их звёздами, но он, в отличие от многих других, последовавших его путём, никогда не забывал о собственной ценности. В конце концов, именно он решает, какие произведения искусства будут выставлены в галерее, носящей его имя.

До Рено Сальмона мы смотрели на исторический парфюмерный дом Amouage глазами Кристофера Чонга, который под конец карьеры превратил его в собственную автобиографию, сборник мемуаров, если угодно. И само название Renaissance, данное новой коллекции ароматов, выпущенной под авторством Сальмона, должно бы звучать для Чонга оскорбительно. Словно это он привёл бренд к упадку, а молодой и новый креативный директор его сейчас возрождает. Впрочем, наверное, так оно и есть. Кристофер, кажется, забыл, что изначальная концепция ароматов Amouage — оммаж традициям и культуре Омана (говорят, что в ХХ веке каждый их аромат даже содержал определенное количество оманского ладана). С другой стороны, я уверен, что ни одну историю нельзя рассказывать настолько долго — никакого вдохновения не хватит. Рено же об этом вспомнил или его заставили вспомнить. Он, пусть и вынужденно, почти год прожил в Омане, и этот опыт, по его словам, пошёл на пользу не только ему, но и всему бренду — Amouage возвращается к истокам настолько, что первые четыре аромата рассказывают о природе Омана.

Однако есть несколько вопросов. К какому Amouage привыкли мы? Мы полюбили ароматы, потому что это качественная, красивая парфюмерия в арабском стиле, адаптированная (или неадаптированная в случае аттаров) к европейским вкусам, или потому что она — одна из сказок Тысячи и одной ночи и вместе с дизайном упаковки создает определенную атмосферу? Имел ли право Кристофер Чонг заливать свои личные воспоминания и истории во флаконы, увенчанные крышками-мечетями и крышками-рукоятями? Нужно ли Amouage становиться «моложе» под руководством нового креативного директора? Должен ли вообще исторический дом об Омане ориентироваться на молодую аудиторию? Стал ли образ Омана в глазах европейской аудитории моложе сам по себе? Не изжил ли Amouage сам себя, потеряв актуальность со временем? И зачем вообще ему нужен Ренессанс? Обобщённым ответом на все эти вопросы может служить только одно слово — «деньги». Но деньги и искусство никогда не исключают друг друга, если во главе процесса стоит художник, интересный для аудитории. Кристофер Чонг перестал им быть, хотя делал в основной коллекции оригинальные, самобытные композиции. Будет ли Рено Сальмон?

В чём я сейчас уверен точно, так это в том, то новый креативный директор правильно поступил, пригласив для работы свою команду парфюмеров, связи с которыми налажены, а особенности работы известны. В конце концов, не парфюмеры делают «Амуаж» Амуажем. Да, четыре аромата, представленных осенью 2020 года, рассказывают о природных ландшафтах Омана, но это пейзажи глазами креативного директора, который никогда прежде не был погружён в культуру арабского востока настолько, чтобы слиться с ней, понимать и иметь право транслировать. Но, возможно, нам и интересны именно эти туристические «фотографии», а не ближневосточная аутентичность? Ведь именно ими стали Enclave, Crimson Rocks, Meander и Ashore. Информация об источниках вдохновения креативного директора и некоторые детали работы над ароматами взяты из интервью журналиста Ксении Головановой с Рено Сальмоном, опубликованном на Fragrantica.

Crimson Rocks

Самое вкусное обычно принято подавать на десерт, и я почти всегда следую этому принципу в рамках обзоров целых коллекций, но в этот раз мне хочется сделать исключение и начать с лучшего, на мой взгляд, аромата, который есть сейчас в коллекции Renaissance. Хотя называть его лучшим, пожалуй, неправильно — он просто ближе всего к тому Amouage, к которому мы привыкли в годы его блеска. Ближе, но не то же самое.

Полагаю, техническое задание (или правильней назвать его мудборд?) для Домитий Мишалон-Бертье, парфюмера компании IFF, выглядело незамысловато. Рено Сальмон поднялся в горы Хаджар, где преисполнился благости и безмятежности, и решил, что ему нужен аромат, передающий эти состояния. В качестве более овеществлённого референса для него Рено использовал цвет горной породы, состоящей из песчаника и имеющей красный цвет. А что в парфюмерии может быть более красное, чем роза и вишня? Но сначала креативный директор думал о союзе ноты розы и оманского мёда, но, по его же словам, в итоге от мёда пришлось отказаться из-за излишней сладости. К тому же выяснилось, что в горах оманцы также выращивают розы, из которых делают душистую воду. Делают старым способом — в глиняной печи, растопленной древесиной. Из-за этого розовая вода почти начисто теряет свой цветочный оттенок и становится древесно-дымной, даже копчёной.

Розу в Crimson Rocks я заметил далеко не сразу, да и то, что заметил, стоит назвать странной, недостоверной пародией. При этом я не говорю, что эта роза некрасива, она просто не характерна ингредиентной честности марки Amouage и по стилистике напоминает не-розу из Rose Prick от Tom Ford. Самым ярким элементом структуры кажется мне корица и происходящая из неё и розового аккорда вишня. Да, вишня. Эта иллюзия отчётливей прочих, она выходит на передний план и повисает ярким, пряным, жарким, сладким фруктовым облаком, в котором заключены остальные элементы композиции. Правда, облако это наполнено коричным песком, щепой душистой древесины и засахарившимся мёдом. Да, ничего необычного, но парфюмер проделала интересную, на мой взгляд работу по сочетанию аккордов. Корица связана с вишней, вишня — часть розы, а источником её сахарной глянцевости стал мёд. В то же время нота розы вбирает пряную часть мёда, и одновременно сама является его составляющим элементом. Изящно. Даже древесные компоненты подобраны так, чтобы не нарушить пряно-фруктовой гармонии. Отчётливая ореховость ветивера немного успокаивает и заземляет всю композицию.

Crimson Rocks — яркий, жаркий, живой и очень характерный аромат. И пусть я не нашёл в нём никакой безмятежности и не преисполнился ею, как креативный директор, эта композиция кажется мне, как минимум, незаурядной. Кроме того, она стабильна. От начала и до конца все изменения незначительны и в рамках монолитного звучания — вишня с корицей и кристаллизовавшимся мёдом, вероятно, будут сопровождать нас до самого вечернего душа.

Где купить Crimson Rocks?
Золотое Яблоко
Золотое Яблоко
50 мл Перейти в магазин 26 500 ₽
Золотое Яблоко
Золотое Яблоко
100 мл Перейти в магазин 34 010 ₽
Randewoo
Randewoo
50 мл Перейти в магазин 22 525 ₽
Randewoo
Randewoo
1.5 мл Перейти в магазин 544 ₽
Randewoo
Randewoo
100 мл Перейти в магазин 28 900 ₽

Enclave

Идея аромата Enclave заключается в парфюмерной интерпретации атмосферы полуострова Мусандам — места контрастов. Там прохлада вечных скал встречается с жаром выбеленной солнцем пустыни и неодолимой силой воды. Пейзаж кажется инопланетным, пространство до горизонта заполнено звенящей тишиной. В официальном описании бренда Enclave назван «взрывом свежести». Но стоит ли бояться этой характеристики? Да, потому что Enclave вышел в коллекции бренда Amouage. И нет, потому что он не акватический. Вероятно, появления чего-то подобного из-под пера Сальмона и опасалось парфюмерное сообщество. Парфюмер Жюльен Раскине(а в его портфолио, между прочим, — The Moon для Фредерика Маля) умеет и, по всей видимости, любит работать в ориентальном стиле, поэтому в ответ на запрос на создание «взрыва свежести» в концепции восточной парфюмерии предложил древесно-бальзамический аромат с ярким аккордом перечной мяты.

Лично мне эта мята и её обработка не напомнила зубную пасту, хотя синтетическая древесная амбра, поддерживающая её снизу, так и норовит создать именно такой эффект. Ароматический аккорд украшен типичными восточными пряностями, имитирующими ощущение прохлады и свежести — кардамоном и розовым перцем, которые несколько модифицируют и приглушают мяту. Её яростный запах кажется мне смягчённым, далёким, утопленным в древесном и бальзамическом аккордах, но первые минуты слишком отчетливым. Следом за мятой прорывается и амбра, но, помимо её стероидной остроты она обладает ещё и древесной гранью, которая развивает пачулево-ветиверовую часть композиции. Сказать о них особенно нечего. Пачули и ветивер дополнительно обработаны эверниловой имитацией дубового мха и изобутилхинолином, задающим здесь кожаный оттенок, чтобы древесный аккорд получился объемный и яркий. Контрапунктом древесной ноте — цветочно-пряная, до финала, впрочем, не доживающая. Этот союз корицы и розы, призванный, вероятно, рассказать часть истории о знойной пустыне, создаёт прочную связь Enclave с Crimson Rocks, хотя встречаются они лишь на пару часов, а затем снова расходятся в разные стороны.

Однако самое главное в композиции — сочетание древесного и бальзамического аккорда с акцентом на лабдануме, каком-то идеальном, сферическом в вакууме. Он полнотелый, правильно сладкий, до медовости бальзамический, мягкий, с ярким оттенком ладана и прозрачной, почти сливочной ванилью. Умозрительно добавьте к нему чуть свербящие дубовый мох и амбру — и можно представить, ради чего вообще создавалась вся композиция. Не такая уж она и свежая. Точнее, вообще нет. Хотя и тяжёлой её не назовёшь. Amouage ли это с точки зрения наследия марки? Нет. Причём все ингредиенты знакомые, не раз и не два в ароматах марки появлявшиеся (разумеется, кроме мяты), но дело не в них. Дело в том, как они сбалансированы и акцентированы. Жюльен Раскине создал отличную парфюмерную конструкцию и, в целом, неплохие духи, но им не хватает цветистости, яркости, многослойности продуманности, которых даже в поздних работах Кристофера Чонга было в достатке.

Где купить Enclave?
Золотое Яблоко
Золотое Яблоко
50 мл Перейти в магазин 26 500 ₽
Золотое Яблоко
Золотое Яблоко
100 мл Перейти в магазин 34 010 ₽
Randewoo
Randewoo
2.5 мл Перейти в магазин 592 ₽
Randewoo
Randewoo
100 мл Перейти в магазин 28 900 ₽

Ashore

Аромат Ashore посвящён побережью у поселения Рас-аль-Жинз. Здесь много солнца, песка и воды, но, вопреки возможным предположениям, парфюмер Маккензи Рейли создала не пляжный аромат, а белоцветочный (словно их у Amouage недостаток). По словам креативного директора, в основу композиции легла нота жасмина и салицилатов (как одна из обязательных граней белоцветочного букета), которые должны создавать ольфакторную иллюзию побережья. Однако первые минуты знакомства с композицией прошли для меня в мучительном узнавании десятка подобных ароматов.

Первое, что необходимо сказать об Ashore — это не только жасмин. В какой-то момент я был уверен, что композиция всецело посвящена туберозе. Но туберозе глянцевой, журнальной, доведённой до идеала профессиональной ретушью. Её салицилатный пудрово-минеральный оттенок так отчётлив и красив, что про остальные белые цветы от Amouage тут же хочется навсегда забыть, особенно про Love Tuberose. Тубероза в Ashore холодная, молодая и суперсовременная — с ветром, пространством и каким-то чувством свободы, но в её контексте нельзя говорить ни о дикости нрава, ни о натуральности. Она только что вышла из изящных дверей клиники эстетической медицины и садится в дорогой автомобиль. Прошу простить за эти вульгарные, присущие невменяемым статьям в женских изданиях, сравнения. Но и сама тубероза — под стать этим образам.  

Следом за туберозой появляется жасмин — точно такой же — глянцевый и идеальный. Животные грани в нём не выражены, как и алкогольные, а фруктовые смешаны со сливочным персиком, который уже принесла в композицию тубероза. Так они и доходят вдвоём до самого финала, широко и несколько высокомерно улыбаясь всем немногочисленным элементам декора, среди которых я заметил разве что лёгкую хвойность эфирного масла ладана, амброксан да немного розового перца. Да, конструкция кажется абсолютно минималистичной и, наверное, не подходит знакомой эстетике Amouage, но в отрыве от неё аромат прекрасен. Будь этот аромат выпущен у какого-нибудь другого премиального бренда, я на месте выдал ему все белоцветочные титулы, которые только смог. И несмотря на то, что в линейке Amouage ему делать нечего, это абсолютный must try.

Где купить Ashore?
Золотое Яблоко
Золотое Яблоко
100 мл Перейти в магазин 34 010 ₽
ЦУМ
ЦУМ
100 мл Перейти в магазин 34 000 ₽
Randewoo
Randewoo
2.5 мл Перейти в магазин 592 ₽
Randewoo
Randewoo
100 мл Перейти в магазин 28 900 ₽
Randewoo
Randewoo
50 мл Перейти в магазин 22 525 ₽

Meander

Но если бы возникла необходимость выбирать аромат, который нравится больше всего лично мне, то это был бы Meander. Его также создала для Рено Сальмона Маккензи Рейли, и посвящён он центральному элементу истории Amouage — оманскому ладану. Если точнее, то легендарной роще босвеллии сакры, раскинувшейся в Аравийской пустыне, недалеко от города Салала. Парфюмер, однако, решила, что фокусировать внимание на чистом резиноиде ладана и эфирном масле из него — идея так себе. И, на мой взгляд, оказалась абсолютно права, потому что, во-первых, у неё свой стиль и парфюмерный почерк, а, во-вторых, цель — создать композицию с коммерческим потенциалом.

Я часто вспоминаю слова парфюмера Яна Фролова: «Никто не хочет настоящий абсолют ванили. Люди думают, что абсолют — это что-то абсолютно прекрасное». То же самое можно сказать о любом парфюмерной материале.

Никто не хочет настоящий резиноид ладана. В его запахе есть и грязь, и пот, и даже лёгкий уринальный душок. Поэтому Рейли взяла запах ладана за идею и обыграла его ирисом, морковью и ванилью, что, в целом, полностью соответствует классическому построению ладанного аккорда. Ирис и морковь вносят пудровость и мягкость, но при этом Meander невозможно назвать пудровым. Он яркий, бальзамический и сладкий, с выраженной табачной нотой в начале композиции. Да, мягкий, возможно, даже шелковистый, но прежде всего — ладанный. Однако, несмотря на сладость и некоторую альдегидность, этот ладан вовсе не кажется церковным. Церковным его не делает и абсолютная прозрачность, которая так не характерна духам от Amouage.

В композиции нет большого количества слоёв и оттенков, но материалы, из которых она составлена, сами по себе довольно сложные и богатые. Между пудрово-табачным стартом и ванильно-бальзамическим финалом — ладанно-пудровое сердце, которое больше похоже если и не на пар, то на негустой туман. Как и Ashore, Meander выполнен в минималистическом ключе, но при этом он яркий, сладкий, полнотелый и полон мелких деталей, которые внесены не искусственно, а органично вместе с натуральными компонентами формулы. Это прекрасная работа. Да, она не предлагает ничего нового, не выражает концепцию и задумку, да и совсем не Amouage, но техническое качество композиции — моё почтение.

Где купить Meander?
Золотое Яблоко
Золотое Яблоко
50 мл Перейти в магазин 26 500 ₽
Золотое Яблоко
Золотое Яблоко
100 мл Перейти в магазин 34 010 ₽
Randewoo
Randewoo
50 мл Перейти в магазин 22 525 ₽
Randewoo
Randewoo
100 мл Перейти в магазин 28 900 ₽
Randewoo
Randewoo
2.5 мл Перейти в магазин 432 ₽

Время подводить первые итоги. Первые, потому что всё ещё может измениться. Сальмон сам говорил, что эти четыре аромата — лишь первый шаг. И, несмотря на то что пообещал Рено куда больше, чем мы получили, мне интересно, какими будут последующие. Технически новые ароматы безупречны: баланс компонентов, работа с ними, а также шлейф и стойкость ароматов — на высоте. Однако ни один из них не предлагает ничего нового (нет, «возвращение к истокам» не оправдывает отсутствие новизны), не показывает бренд под другим углом, и вообще, как я уже говорил выше, это даже не Amouage. Два аромата Маккензи Рейли должны были бы выйти у других премиальных брендов, особенно Ashore, в этих флаконах им делать нечего. Сейчас у меня складывается ощущение, что новому креативному директору не место в Amouage. Он делает прекрасный парфюмерный глянец, но до эпических (пусть и странных, порой некоммерческих) полотен времён Кристофера Чонга ему далеко. Нет, я не выражаю тоски по Чонгу — он тоже больше не подходил оманскому парфюмерному дому. Обрела ли марка самобытность, обещанную Рено Сальмоном? Нет. Ренессанс, возможно, однажды и случится. Но не сейчас.

Валерий Михалицын
Валерий Михалицын
Редакция Aromo
Обзоры
Обзоры
3 724 статьи
4
5186
Предложения от партнеров: наборы парфюмерных пробников 8 в 1
Топ селективных ароматов для нее

Комментарии

4
Chloe Morningstar 17.12.2021 в 14:23
Спасибо за статью, подробно и красиво все расписано, я даже будто вдыхала каждый аромат, пока читала. Из всей подборки пока знакома только с Сrimsоn rосks, который очень понравился. Я, если честно, опасалась, что на мне будет очень много корицы (на мне она как-то ярко играет всегда, едва ли не заглушая всю композицию), но нет, вполне себе гармоничная корица)
Ответить
0
0
Татьяна МТ 30.07.2021 в 04:40
Пока знакома только с Meander. Не нахожу в нем ничего интересного. Сейчас подобных ароматов миллион, я их даже не различаю. Поэтому с другими нет и желания знакомиться. Я отношусь к тем любителям Амуаж, которым нравилось творчество Чонга, так как он делал более европейские ароматы. И они были интересными и запоминающимися, на мой взгляд. Спасибо за рассказ! Было интересно Ваше мнение.
Ответить
2
0
Изабо Буатетт 29.07.2021 в 20:48
Спасибо за столь подробный обзор. Хочу подробнее познакомиться с каждым из них. По описанию мне ближе Ашор, но распробовать вишню в Кримзон тоже захотелось! )
Ответить
3
0
Naxitrall Celestial 29.07.2021 в 16:43
Я, видимо, принадлежу к самому малочисленному лагерю, даже не упоминаемому: к тем, кто считал, что возрождать-то ничего не надо. Кристофер Чонг вел Амуаж по пути авторской парфюмерии при солидном финансировании, умело балансируя на острой грани люкса и ниши.
Кто-то грезил годами о возврате "того старого Амуажа"... а о каком, собственно, старом Амуаже речь-то? Великие Gold, Jubilation, Lyric... Всё. Остальные значительные и интереснейшие запуски произошли уже при Кристофере Чонге.
В общем, четырехглавый кадавр 2020 года не только оказался чудовищем для поклонников марки, но и не нашел отклика в парфюмерных сердцах вновь прибывающей аудитории.
Запуски 2021 года, по-идиотскому брифу о тарзанах и мадоннах (не имеющих никакого отношения к конечному продукту вообще) лучше, но тоже не Амуаж.
Рено Лосось не понимает Дома, не чувствует его. Но пытается.
Поживем - увидим. Назад возврата нет это уже определенно.
Ответить
3
0

Лучшие статьи

Всё больше непарфюмерных брендов выпускают свои ароматы – в чём причина?
Всё больше непарфюмерных брендов выпускают свои ароматы – в чём причина?
Парфюмерные итоги 2024 года
Парфюмерные итоги 2024 года