Итоги года: не-свёкла, свечной бум и феномен Tom Ford
«Какой год, такие и ароматы», — такую фразу нередко можно найти в отзывах о новинках 2020-го. Редакция Aromo с таким мнением не согласна (хотя большинство релизов и не отличаются оригинальностью и цитируют своих предшественников). Мы выбрали своих фаворитов: от мимозы и лаванды Perris Monte Carlo до недавнего Rouge Comme des Garçons, поделились списками интересующих композиций, обсудили мужской люкс и сокращение нишевого сегмента. Чем запомнился этот год, и какие приметы времени стали заметнее — делимся ниже.
Евгения Чудакова, главный редактор: Первое и самое главное моё открытие — я изучила наш каталог, отфильтровала все запуски по 2020 году, увидела, что там их две с лишним тысячи, и поняла, что за время карантина я столько всего не нюхала, что прям даже страшно. А самое интересное у нас, наверное, пробовал критик.
Валерий Михалицын, автор, коммьюнити-менеджер: У меня такое чувство, что я вообще ничего из 2020 года не нюхал. Когда ты сидишь на карантине, а вокруг чума, ты пишешь обзор и после этого почти сразу забываешь, когда этот аромат вышел — и тебе в принципе без разницы. Я вчера сел и выписал на отдельный листок ароматы, которые достойны сегодняшнего обсуждения. Фактически я помнил только об одном из них — недавнем Rouge от Comme des Garçons, и больше ни о чём.
Евгения: Мне тоже пришлось вспоминать, хотя вот у меня стоят некоторые новинки, а я про них совсем забыла. Не знаю, о чём это свидетельствует — об их вторичности или о том, что у нас у всех мозги были заняты чем-то другим. Ни разу за всё время не было такого, чтобы ты подходил к Новому году вот с такой дырой в голове.
Валерий: Ну, Жень, ты ещё учитывай, что мы раньше ездили на выставки два раза в год. Мы впечатлялись там чем-то, понимали, что эти ароматы нам нравятся, и думали: «Да, это нужно запомнить для написания новогодней статьи». Ароматы западали в душу, а сейчас, либо из-за всеобщего коллапса, либо подавленности, мы просто их не запоминаем.
Алёна Чудакова, руководитель энциклопедии: Кстати, выставки давали нам ощущение большего количества новинок не просто так. Я сегодня тоже готовилась, и немного сравнила статистику по количеству запусков: например, за 2019 год у нас в энциклопедии 5 683 запуска, а сейчас нет даже трёх тысяч. Самое заметное сокращение вижу в нишевом сегменте, в то время как в люксе буквально на пару сотен запусков меньше, чем обычно. И ещё — это интересно — артизанальной парфюмерии стало на порядок больше.
Евгения: Так все сидят на кухнях и месят, мышей настаивают [смеётся].
Алёна: В общем, ниша действительно сильно притормозила — целые коллекции, которые должны были выйти в этом году, не состоялись.
Евгения: Знаете, какое ощущение у меня сложилось в отношении ниши — вместо выставок ребята как будто сели и начали думать, как продвигать свою продукцию. Nishane вот сняли клип. Masque Milano тоже…
Валерий: Мёда насобирали.
Евгения: Ага. Это я к тому, что карантин, видимо, их заставил придумать что-то новое. Мне, кстати, интересно, что Женя с Настей скажут, потому что мы-то были на выставках, а у них этого бэкграунда нет.
Анастасия Кузнецова, выпускающий редактор: Я в этом году стала больше обращать внимание на интерьерные ароматы — свечи, диффузоры, потому что их как будто стали больше производить. В последние пару месяцев вышло много коллабораций с производителями пищевых продуктов — те же Oreo выпустили свои свечи. Но самый топ — коллекция ароматов для дома IKEA x Byredo: такое сочетание добротных ароматов, скандинавской эстетики и демократичной цены ещё поискать.
Евгения: Да, я сейчас быстренько окидываю взглядом, сколько у меня — так, их семь, и ещё три едут. Мне они очень зашли. Ксения Голованова упоминала, что они слабо пахнут в негорящем состоянии. Но Tobacco & Honey в большом подсвечнике, если снять крышку, пахнет на всю комнату. И ещё огненный огонь — это Lilac & Amber.
Алёна: Мне кажется, Горхэм из всего, за что берётся, выбивает 10 из 10-ти.
Евгения: Талант.
Алёна: Вот та же линейка свечей в пандемию — получился perfect match.
Женя Волкова, редактор каталога: Я покупала эти свечки потом ещё два раза, ездила за ними в Икею.
Алёна: На «Авито» перекупщики уже продают в 2-3 раза дороже.
Евгения: Тоже видела людей, которые сразу начали перепродавать. Кто-то, видимо, пошёл, сразу купил и стал отправлять через «Авито» в отдалённые регионы по более высокой стоимости.
Валерий: Так это лимитированная коллекция. Разумеется, кто-то догадался пойти в магазин, купить и потом продать чуть подороже. Не знаю, правда, какой в этом коммерческий смысл. Кстати, рекомендую телеграм-канал «Свечи апокалипсиса». Фишка в том, что его ведёт писательница, живущая в Нью-Йорке. Она работает в бутике Cire Trudon — марки самых дорогих свечей в мире. И она рассказывает, какой хаос и ад творится во время пандемии. Во-первых, это хорошая литература, во-вторых, читать этот канал смешно.
Настя: В завершение свечной темы не могу не упомянуть один из последних релизов австралийцев Aesop, которые выпустили свечи в честь античных астрономов — Аганис Фессалийской, Каллиппа и Птолемея. Они оформили страницу на сайте в восьмибитной такой, немного хоррорной стилистике, которая очень напоминает рисунки Дзюндзи Ито и Стаса Орлова (Uno Moralez). Всё вместе выглядит просто безупречно. К сожалению, эта линейка до России вряд ли доедет.
Евгения: Кстати, у меня список включает, в основном, не то, что я помню, а то, что хочется попробовать. Из яркого я попробовала, наверное, только Capeline и Jumpsuit Yves Saint Laurent, а вот лаванду и мимозу Perris Monte Carlo ещё нет... А, ещё же был роскошный запуск Olfactive Studio — Iris Shot, Violet Shot и Rose Shot.
Валерий: Серия всё-таки считается релизом 2019-го, это они в России появились только в этом году. Почему-то именно эта коллекция Olfactive Studio к нам с опозданием попадает, несмотря на то, что есть дистрибьютор.
Евгения: Я со своим списком в ДЛТ собиралась, но так и не доехала — какая-то гора новинок у Jo Malone вышла, у Byredo последний релиз — Tobacco Mandarin.
Валерий: Не нюхал его, но флакон мне понравился, прикольно выглядит.
Алёна: Я собиралась нового Килиана понюхать, но…
Валерий: И я!
Евгения: Тут надо поставить восклицательный знак для PR-службы By Kilian [смеется]
Валерий: Да, а ведь эти ароматы ещё в октябре вышли. При этом нет проблем с посылками от другой PR-службы Estée Lauder, которая Le Labo и Editions de Parfums Frédéric Malle занимается.
Евгения: Раз речь зашла про Фредерика Маля, ещё одно открытие года лично для меня — удалось распробовать Musc Ravageur. Я неделю чуть ли не спала с этим флаконом, он у меня стоял рядом с кроватью.
Женя: У меня то же самое, только с Noir Epices. Разбуди меня ночью и спроси про любимый аромат — и я назову Noir Epices. Меня так ничто не впечатляло.
Евгения: Давайте переходить к личным топам. Я понимаю, что они могут быть не очень объёмными…
Валерий: И, скорее всего, они будут близкими по набору композиций, потому что мы все примерно одно и то же оценивали.
Евгения: А мне кажется, что разное будет. Давай с тебя начнём, ты всё равно больше всех нюхал.
Валерий: Ну, нельзя не отметить Le Lion de Chanel, который вышел совсем недавно — Chanel же достаточно редко выпускают ароматы, раз или два в год. Честно говоря, я бы его в непандемийное время на место самого яркого запуска года не поставил. Это реально винтажный Shalimar Eau de Cologne с кусками «Русской кожи». Но в целом эта красивая вещь, понравится тем, кто любит классические ароматы, особенно сочетание амбровой ванили с кожей, с дымком. А вот Rose Prick Tom Ford, оказывается, в 2020 году вышел.
Евгения: Да, тоже обратила на него внимание.
Валерий: Я помнил про Bitter Peach, относительно недавний запуск, а Rose Prick мне казался прошлогодним релизом. Мне лично он очень нравится, несмотря на то, что особо розой-то и не пахнет. Но всё вместе очень круто: малиновый мармелад, куски винной розы, фирменный фордовский изобутилхинолин пополам с амброй. Я даже флакон себе на полку поставил. Ещё больше был удивлён тому, что Beau de Jour Eau de Parfum тоже в этом году вышел, хотя номинально релиз 2019-го. Только в 2020-м его «переодели» в цилиндрический ребристый флакон и выпустили на российский рынок. Это, конечно, бомба — он стал для меня идеальным «дневным красавчиком», летом носил его и кайфовал. Особенно мне нравится его сладковатый оттенок с ванилью и кока-колой, который контрастирует с лавандой, дубовым мхом, анисом.
Евгения: Да, Beau de Jour роскошный. Слушайте, а никто не пробовал герленовский Iris Torréfié?
Валерий: Я выписал его себе, но я его не понюхал. Релиз прошёл практически незамеченным. Не знаю, кстати, пробовали ли вы новые ароматы Perris Monte Carlo — Lavande Romaine и Mimosa Tanneron.
Алёна: Нет, а где ты её нашёл?
Валерий: А я пробовал в Парфбаре сестёр Демидовых.
Евгения: Какой ты молодец!
Валерий: Они привезли себе всю линейку, и она очень хороша, над ней работал Жан-Клод Эллена. Lavande Romaine сделана на волне всеобщей любви к лаванде, которая пока ещё не схлынула — здесь лаванда с чёрной смородиной. Но мне больше понравилась Mimosa Tanneron, потому что напомнила Eau De Magnolia Editions de Parfums Frédéric Malle.
Евгения: Как хорошо.
Валерий: Но тоже, знаешь, это уже было.
Евгения: Ну да, у Perris Monte Carlo по сути нет каких-то сверхоригинальных композиций — они просто берут и делают крутую парфюмерию из хороших компонентов.
Валерий: И в этот раз они сделали очень круто. Крайне рекомендую эту серию, если есть возможность её попробовать.
Евгения: Вообще Perris Monte Carlo всегда были молодцы, у них даже самые ранние запуски весьма хороши.
Валерий: Ребята, а ведь у Serge Lutens вышел Fils de Joie. По-моему точно есть в ДЛТ. Говорят, что Лютанс вернулся к своим истокам (но это надо ещё проверить). И хочу отметить среди запусков года первый фланкер Amouage — Interlude Black Iris Man, я уже писал про него обзор. Он прекрасен, правда. Его ругают за то, что он стал менее плотным, но именно это мне в нём и нравится. Эта акварельность — то, чего не хватало оригинальной версии. Пьер Негрен проделал шикарную работу: он обошёлся очень аккуратно с прародителем.
Алёна: А новую коллекцию Amouage кто нюхал?
Валерий: Пока нет, хотя она есть в Парфбаре, и я на самом деле хочу её попробовать. Но Андрей (Андрей Новиков, ведущий Youtube-канала Aromo — Прим. ред.) сказал, что она прям очень плохая.
Евгения: Ну, так что там с «Ружем», расскажи, чем понравился?
Валерий: Rouge прекрасный. Я вчера думал, что мы можем назвать ароматом года, и это, пожалуй, справедливо в отношении запусков, отличающихся от прошлогодних, показывающих то, чего ещё не было. Это ароматы, которые становятся новым направлением в развитии жанра. В Rouge узнаваема и «Двойка», и Avignon, но то, как это всё скомпоновано, как подано с этим хорошим корневищным аккордом, который реально можно представить как свёклу — мозг взрывает. Этот аккорд без проблем можно представить как свёклу, но если бы в пресс-релизе не была указана именно она, то никто бы про неё не подумал. По крайней мере, я какой-то чёткой коннотации не увидел. Но сама композиция шикарная.
Евгения: Кстати, он с 23 декабря доступен в сети РИВ ГОШ.
Валерий: Да, он вышел из эксклюзивов «Цветного» и должен появиться в «Риволи» и крупных магазинах РИВ ГОШ.
Евгения: Что скажете про люксовые ароматы, кто какие нюхал?
Валерий: Мне удалось попробовать La Panthère Parfum Cartier. Он абсолютно не пошлый — строгий, чуть сладковатый, османтус в нём красивый, с персиковым, слегка кожано-животным оттенком. В «Пантере» есть яркий фруктовый аспект, который поднят с помощью абрикосового аккорда.
Алёна: Мне всегда в «Пантере» не хватало характера, хотя он был заявлен как яркий аромат.
Валерий: Думаю, эта версия тебе должна понравиться. Он понасыщенней, побрутальней получился.
Евгения: Насть, что у тебя?
Настя: К сожалению, новинки бутиковых линеек прошли мимо меня — их крайне редко привозят в Саратов (хорошо, что хотя бы «Золотое яблоко» открылось). У меня получился топ-5. Я отметила для себя туберозно-иланговый Gucci Bloom Profumo Di Fiori, у него ещё такая безупречная рекламная кампания. Понравился коллаб Loewe с бутиком Paula’s Ibiza: сам аромат лишён сладости кокоса и тиаре: он прохладный, пыльный и древесный. Ещё, пожалуй, выделю Diptyque Eau de Capitale и Bitter Peach Tom Ford: последний подкупает своей иронией, сразу вспоминается забавный цикл фотографий Юргена Теллера «Leg, snails and peaches»: там вокруг половинок персиков ползали гигантские улитки. А больше всего впечатлил Avestan Eau de Parfum, про который недавно рассказывала. У него нет пресс-релиза с перечислением нот, зато есть прозрачная формула. Не знаю, как парфюмеру удалось достигнуть этого эффекта, но в раскрытии композиция реально пахнет раскалённым чугунным саджем и рассыпчатой глиной, помимо цитрусов, розмарина и гвоздики.
Евгения: Жень?
Женя: В этом году я мало что нюхала. Сначала магазины были закрыты, потом с полок убрали блоттеры и попробовать ароматы можно было, позвав консультанта. РИВ ГОШ только недавно разрешили брать всё самим и пшикать, что хочется. Мне запомнился Beautiful Absolu, потому что очень люблю классическую версию Beautiful. А тут очень приятная подача, и флакон, и крутая упаковка, всё очень эстетично. Сам аромат, как мне кажется, перекроили не очень сильно: в нём более яркая тубероза, но при этом фон стал более горьковатым, менее сладким. Мне очень зашло. Ещё понравился Narciso Ambrée Narciso Rodriguez — он не то чтобы совсем ерундовинка, но очень понятный, тёплый, как зимний плед. Показался похожим на Narciso Poudrée.
Алёна: Да-да, явные цитаты есть, но хорошая штука. Кстати, у Narciso Rodriguez нет провальных запусков.
Женя: Другое открытие года, пусть и не связанное с новинками — Dior Homme Intense, я про него узнала из видео Маши про помадные ароматы. Он изменил моё мнение о мужском люксе, который мне кажется довольно шаблонным.
Валерий: Он великолепен. Причём это работа Франсуа Демаши, а первый Dior Homme создал Оливье Польж, ещё когда он не был штатным парфюмером Chanel. Потом Демаши много раз переделывал оригинальную композицию, были и какие-то более спокойные вещи, были и провальные с коммерческой точки зрения. Но вообще Dior Homme — неконвенциональный мужской аромат. Для мужского люкса он «белая ворона», потому что ванильный, пудровый. Но фишка в том, что для среднестатистического покупателя люкса Dior Homme — косметический, очень помадный аромат: он пахнет не гелем для бритья и афтершейвами, а чем-то театральным, гримёрным.
Алёна: Да уж, это не K by Dolce & Gabbana.
Евгения: А ведь он реально King — как король всей это бессмысленности, фужерной безвкусицы, её апогей.
Женя: Я только с такими ароматами и сталкивалась, поэтому вообще мужской люкс не знаю, он мне казался одинаковым.
Валерий: В том-то и дело, что Dior Homme не шаблонный, аналогов ему не найдёшь на люксовых полках.
Алёна: Для меня вообще существуют только два столпа мужской парфюмерии — Terre d'Hermès и Dior Homme. И самым главным показателем 2020-го года со всей его дикостью и иронией стал No Limit$ Philipp Plein. Это было китчево, весело — вы все помните презентацию в Москве, где Пляйн в бежевых трениках стрелял деньгами из пистолета?
Евгения: Типа как ответ коронавирусу? Мне кажется, что у Филиппа Пляйна отсутствует эмпатия как таковая. В мире пандемия, экономика рушится, а у него духи в виде кредитки выходят.
Алёна: Единственное, что я оценила — это хороший спрей у No Limit$, а хороший распылитель — редкость. А вообще, если говорить про бренд года, то это, конечно, Tom Ford — полностью соглашусь с Валерой про Rose Prick, Bitter Peach, Beau de Jour.
Валерий: И Black Orchid Parfum вышла, тоже очень хорошая.
Алёна: Согласитесь, они старое удачно переделывают, да и новые релизы хороши. Сохранять из года в год такой бешеный интерес к себе — это феномен.
Валерий: Да, для меня тоже бренд года — Tom Ford.
Евгения: А вы, кстати, ещё парочку вещей забыли — это Escentric 05 Escentric Molecules, он же прекрасный, и намного интереснее первой троицы Гезы Шёна. И женская версия Alien Mirage Mugler: мы её пробовали в прошлом году на выставке в Каннах. Аромат безжизненный настолько, что из него вместе с жизнью вышли все недостатки оригинальной композиции, и он получился космически прекрасным.
Алёна: Для меня вообще загадка, почему четвёртая и пятая «Молекулы» так тихо прошли.
Евгения: Видимо, люди уже устали от самого концепта, и им не так интересно: ведь теперь никаких феромонов, и эти сказочки немного приелись, а новых не придумали.
Валерий: Да, это из-за маркетинга, я думаю. Хотя сами ароматы стали лучше.
Евгения: Конечно.
Валерий: Очень хочется пробовать новые ароматы Франчески Делль’Оро — S'Il Vous Play и Need a Name.
Евгения: У неё и до этого гурманские композиции отличные были, Bihaku, например.
Валерий: Я ещё отмечу дебют Aura of Kazakhstan. Честно говоря, ароматы у них странные: половину коллекции им сделала Сара Маккартни, и вы понимаете, что она им намесила. А есть два аромата, которые выбиваются — The Legend of Tomiris и Silver Edelweiss.
Настя: О, я помню, что последний тебе очень понравился.
Валерий: Да, такая вкусненькая парфюмочка! Её делала Ванесса Прудент, и она вошла в тренд последних месяцев с ароматами чистоты и здоровья, лекарственных трав и т.д. Этот ладан, сладкий лимон, зелень и хвоя…
Евгения: Но для меня ещё главным впечатлением этого года стало то, как уходит обоняние при коронавирусе. Причём дня за два до того, как нос «отвалился», я напротив, стала ярко чувствовать запахи.
Валерий: Это был прощальный привет.
Евгения: Видимо, да. Я понимала, что все запахи настолько детализированные, тонкие, и это было очень странно. А потом всё. Самое кошмарное — это внезапность: в какой-то момент до тебя доходит, что ты ничего не чувствуешь. Ты помнишь, знаешь аромат, подносишь к носу флакон, а при этом — ничего. И наступает паника: вдруг это затянется, а вдруг вообще навсегда. И ты хочешь неистово нюхать всё. Сейчас восстановилось процентов на 30, может больше, ведь я оцениваю очень осторожно. Что-то память достраивает. Первое, что я смогла почувствовать — это сандаловый конкрет. И сам запах чувствуется как будто издалека. Долго не могла почувствовать Angel Mugler, Chanel N°5 пропал сразу и весь.
Валерий: И это очень страшно.