Поиск по энциклопедии из 223 519 ароматов...
«Браво. Блеск»: что нужно знать о проекте Изабель Дуайен и Камиль Гуталь — Voyages Imaginaires
Валерий Михалицын

«Браво. Блеск»: что нужно знать о проекте Изабель Дуайен и Камиль Гуталь — Voyages Imaginaires

В конце 2020 года парфюмеры Изабель Дуайен и Камиль Гуталь, которая также руководит французским историческим домом Goutal Paris, основали собственный бренд органических ароматов Voyages Imaginaires. Дебютная коллекция насчитывает пять ароматов, вдохновлённых реальными и воображаемыми путешествиями. Насколько они отличаются от того, что Гуталь и Дуайен делают для Goutal Paris, что такое органические ароматы, и почему мы решили рассказывать о марке, которая на сегодняшний день не представлена в России, — узнаем из обзора Валерия Михалицына.

Хорошо, что до момента написания обзора я ничего не знал о марке Voyages Imaginaires, а знакомство с ароматами состоялось в чистом от любой связанной с ними информации пространстве. Единственное, что мне было известно и определило интерес к очередному, «ещё одному» парфюмерному бренду — причастность Изабель Дуайен, которую можно смело называть одним из самых умелых и талантливых парфюмеров в мире. По уровню мастерства она не уступает ни Доминику Ропьону, ни Жан-Клоду Эллена, ни любому другому парфюмеру первого эшелона и к этому эшелону, собственно, причислена. Да, о ней нечасто говорят в парфюмерном сообществе, но лишь потому, что последние годы она работает только для бренда Goutal Paris, который хоть и считается историческим, нельзя назвать популярным в России.

Изабель Дуайен и Камиль Гуталь. Фото: Voyages Imaginaires

При подготовке к написанию этого материала выяснилось, что ароматы Voyages Imaginaires — 100% органические, то есть ещё натуральней, чем даже самые натуральные. Органические продукты подразумевают под собой особенный процесс производства. Сырьё для них должно быть получено не только из природных источников, но и сам источник должен культивироваться на незаражённой почве, без использования химических удобрений. Экологичность и этичность — также обязательные условия для получения значка органического продукта. Цветы, травы, древесина и бальзамы должны быть собраны и обработаны безопасными методами, а конечный продукт нельзя тестировать на животных. То же самое касается упаковки: она должна быть произведена в согласии с теми же принципами. И, разумеется, для каждого составного элемента продукта нужно получать необходимые сертификаты, подтверждающие их органическое происхождение. Иными словами, то, что где-нибудь в Соединённых Штатах вызвало бы восторг и привело к локальной популярности, меня, скорее, оттолкнёт, поскольку почти весь мой предыдущий опыт, связанный с натуральной парфюмерией, говорит о том, я не способен относиться к ней, как к парфюмерии вообще.

Вот что интересно: в момент знакомства с двумя (последними в этом обзоре) ароматами Voyages Imaginaires мне даже на секунду не показалось, что это натуральная парфюмерия. Да, я сразу отметил природное звучание, о чем и сказал нашему главному редактору, но мы просто сошлись на том, что это особенный пейзажный стиль Изабель Дуайен, который хорошо читается во многих её работах для Goutal Paris. К тому же известно, что Дуайен очень любит работать с натуральным сырьём. Впрочем, я не знаю ни одного парфюмера, который сказал бы, что натуральное сырьё ему не интересно.

Действительно ли натуральная парфюмерия сделала такой шаг вперёд, что я не смог её распознать в слепом тестировании, или органические ароматы — это не совсем то, что про них пишут? Этот вопрос я передаю Изабель через Евгению, которая уже готовится к интервью с ней. А мы рассмотрим пять первых ароматов Voyages Imaginaires.

Azahar

«Azahar» на арабском и испанском языках означает апельсиновый цвет, и логично предположить, что аромат с таким названием посвящён именно флёрдоранжу. Конструкция у Azahar классическая: композиция начинается искрящейся альдегидной сладостью масла горького апельсина, переходя к более зелёным и горьким нероли и петитгрейну, чтобы в итоге остановиться на жёлтом-жёлтом, медовом и нежном аромате цветка апельсина. На первый взгляд, аромат кажется несложным. В нём полно свежего воздуха, света и какой-то трогательной искренности, а шлейф и стойкость (особенно шлейф) способны заполнить небольшое помещение, по крайней мере, первые пару часов.

Но если помнить о том, что композиция натуральная, то возникает множество вопросов. Один из них — «как можно было сделать настолько чисто и изящно?» Я понимаю, что существуют изоляты, простые вещества натурального происхождения, СО2-экстракты, и что индустрия выработки натурального сырья постоянно развивается и совершенствуется, но каким пониманием материалов необходимо обладать, чтобы сложить из нескольких, в общем-то, природных парфюмерных композиций другую, рукотворную, не нарушив при этом ни единого правила, позволяя нотам раскрываться так, как это принято в традиционной и более привычной нам парфюмерии?

Azahar ведёт себя абсолютно предсказуемо: его изначальная сочность и яркость сменяется цветочной зеленью нероли без мыльности и мускусного скрипа, а также горькой зелени петитгрейна, расставляющего здесь основные контрасты и дающего правильную тень. Затем исчезают и они, чтобы уступить место почти кремовой, сладкой нежности цветов апельсина, а ещё позже — повернуться в сторону пряной терпкости, какую даёт абсолют апельсинового цвета в ароматах, где цветок играет главную роль. В самом финале, вместе с гвоздично-ванильным оттенком, подсвечивающим абсолют флердоранжа, чувствуется лёгкий мускусный штрих, который я могу приписать разве что натуральному экзальтолиду, полученному из ангелики, или семенам амбретты. Логичное, гармоничное развитие, многослойность, но при этом и сияющая чистота, пространство между основными аккордами и их полнота — всё вызывает восхищение. Это очень красиво и очень по-французски.

La Couleur de la Nuit

У аромата с именем «Цвет ночи» возможны три лица: бальзамическое, древесное и гурманское. Словом, что-то непременно тёмное или, по крайней мере, сумеречное.La Couleur de la Nuit имеет все три, и все три — прекрасны. Структурно это пряно-древесный фужер, который начинается лавандовым аккордом с проскальзывающими в нём пурпурными молниями аниса и изумрудными искрами бергамота, а завершается пачулями и древесной ванилью.

Лаванда словно намеренно не лишена камфорности, которая вносит в композицию определённую плотность и осязаемость, сгущая краски и подготавливая нас к дальнейшему развитию аромата. Сходную камфорность вносит и эфирное масло пачулей, но они здесь особенные — шоколадные. Нет, не так. Пачули здесь шоколаднейшие — яркие, сладкие, пряные и густые. Такое сочетание лаванды и пачули мы уже видели в аромате Фредерика Маля Music For a While, но La Couleur de la Nuit кажется более классическим и даже старомодным и совершенно точно — более шоколадным. К слову, первые секунды он напоминает прекрасный неоклассический фужер Beau de Jour от Tom Ford.

Однако у La Couleur de la Nuit есть ещё один элемент, играющий важную роль в формировании его характера и третьего лица — хвойно-фруктово-бальзамический абсолют бальзама пихты. Вообще, этот компонент кажется мне самым красивым среди бальзамических и самым сложным. В нём сочетаются сладкие оттенки клубники и хвойные тона сосновой живицы. И в этот аромат от вносит их все, определяя вертикальную структуру композиции, становясь своеобразным скелетом, покрытым плотью. Единственное, что меня здесь, пожалуй, смущает, — нарочитая натуральность и старомодность, которую задаёт камфорность. Избежать её можно было, использовав изоляты из пачули и хорошо вычищенное масло лаванды, но очевидно, что это художественная задумка. Даже явная шоколадность вкупе с пряно-древесной ванилью не спасают аромат от этой коннотации, но это, возможно, и не требуется. Получилось всё равно красиво.

L'Échappée Sauvage

Самое время обрадоваться всем любителям достоверных ароматов на тему пряных и душистых трав, потому что L'Échappée Sauvage — это их огромная охапка. Больше всего среди них выделяется шалфей с немного потным, острым, напоминающим марихуану запахом. В его мрачноватой компании можно нафантазировать базилик, эстрагон, даже немного розмарина, горечь листа инжира и солоноватую сливочность его плода, а также общее тёмно-зелёное смешение, создающее холст, на который художник наносит светлые краски.

Из светлых красок основной можно назвать виргинский кедр — один из самых популярных и универсальных парфюмерных материалов древесной группы, который действует здесь подобно второму слою, успокаивает всю композицию и уберегает её от излишней зелёной едкости и порывистости, благодаря созданию бархатистой текстуры.

Главным же контрастом стал нарцисс — неочевидное, но очень изящное художественное решение. В отличие от традиционных, привычных нам нарциссов, этот остаётся в тени, и из тени же отдаёт свой хрупкий цветочный, тонкий аромат. Он не выходит на главную позицию, а сам аромат ни в коем случае нельзя назвать белоцветочным, но в нарциссе скрыт смысл и большая важность для L'Échappée Sauvage— точка равновесия. Финал у аромата ожидаемый и неожиданный одновременно — древесно-ароматический. Как Изабель Дуайен удалось продлить иллюзию шалфея на несколько часов — лично для меня загадка, но факт остаётся фактом.

К слову, в финале же, когда композиция немного бледнеет и очищается, проступает пряный оттенок кардамона, тмина и аккуратный цветочный дым гваякового дерева. Но стоит помнить, что главным аккордом всё же остаётся ароматический с акцентом на шалфее, хотя остальные элементы исключительно гармонично его подчеркивают. Несмотря на то, что зелёные ароматы часто кажутся скучными и какими-то минорными, L'Échappée Sauvage вызывает неподдельный интерес. Прежде всего, своей необычной конструкцией: как парфюмер смогла провести типичные верхние ноты через всю композицию и закрепить их в самом финале — я не понимаю, но я и не Изабель Дуайен.

Le Grand Jeu

На десерт я, как и всегда, оставляю самое красивое. И да: слово «десерт» в случае с Le Grand Jeu — единственно определение. Если вы возьмёте обезжиренный сливочный пломбир, спелый (но не перезрелый) банан, пару чайных ложек жасминового сиропа и густое кокосовое молоко, поместите их в чашу блендера и будете пару минут взбивать на самой высокой скорости, то в итоге получите Le Grand Jeu, который можно есть.

Le Grand Jeu, которым можно (и нужно) душиться, уже создали Изабель Дуайен и Камиль Гуталь. И это что-то потрясающее. Мелькающая в самом начале и лишь на пару секунд зелёная тубероза превращается в бледно-жёлтое банановое парфе, достоверное настолько, насколько это возможно в случае с парфюмерией. Назвать запах нежным — значит определить его лишь отчасти. Он шелковистый, умеренно сладкий, имеющий текстуру идеально взбитого смузи. Нота кокосового молока также кажется довольно достоверной, хотя, конечно, из неё вычищена древесная грань, а гурманская поднята и подчеркнута ванилью.

Композиция кажется несложной, но восхитительной в своей простоте. Много о ней не расскажешь, так как аккордов мало и все они на виду. Однако у меня снова возникает вопрос: как, какими средствами и колдовством парфюмер достигает натуральными ингредиентами совершенно нехарактерного для натуральной парфюмерии звучания? Конечно, аромат мягкий, спокойный и не особенно яркий, но если в случае банана я понимаю, что он создан с помощью иланг-иланга, то кокос для меня загадка, или я просто не знаю натуральных компонентов, с помощью которых можно создать его иллюзию. А это не что иное, как искусная иллюзия, воплощённая мастерством парфюмера. Носить Le Grand Jeu можно когда угодно и куда угодно, он способен сливаться с запахом тела и держится довольно близко к коже, хотя и хорошо заметен на интимном расстоянии. Но такие ароматы здорово носить дома, в качестве универсального бустера для настроения в выходной день. Пасмурные и хмурые дни Le Grand Jeu сделает умиротворёнными и созерцательными, а тёплые и солнечные — ещё более тёплыми и солнечными. Браво. Блеск.

Tea & Rock’n’Roll

Последний, пятый, аромат коллекции Voyages Imaginaires имеет название, написанное на английском языке, и посвящён чаю. Англоязычное название может указывать на источник вдохновения. В инстаграме бренда написано про чашку чая, выпитую в пять часов… утра по возвращении из лондонского рок-клуба. Пахнет ли Tea & Rock’n’Roll чаем? Да и нет. По крайней мере, никакого отношения чаю «Эрл Грей» или простому чёрному чаю он не имеет. Этот запах мог бы напомнить сложный купаж, которые с помощью своих миксологов креативный директор бренда State of Mind Катрин Ласкин приготавливает в качестве сопровождения парфюмерной коллекции. Да и название аромата от Voyages Imaginaires вполне могло бы быть названием чайного купажа.

Это, скорее, зелёный чай с целым букетом кисло-сладких цитрусов, жасмином и гвоздикой. Да, гвоздикой. Пусть и мягкой здесь, притворяющейся чайной вяжущей терпкостью, но всё же отчетливо определяемой. Именно гвоздика согревает аромат, является его главным контрастом и устанавливает точку равновесия между чуть сладкими цитрусами пряным сердцем композиции. Между ними — самая красивая часть аромата — сушёные яблоки. Их запах такой знакомый и уютный, что невольно зажмуриваешься от удовольствия и узнавания. Этот аккорд встроен тонко, деликатно и совсем не нарушает общей прозрачности и лёгкости аромата, хотя и добавляет ему веса. И опять же возникает вопрос: «Как? Почему так тонко и чисто? Так гармонично и без напряжения? С помощью каких компонентов и какого волшебства?» Надеюсь, что ответы на все свои вопросы я в скором времени получу с помощью нашего главного редактора. А пока что могу сказать, что весь бренд Voyages Imaginaires стал для меня настоящим откровением, перевернувшим личное восприятие натуральной парфюмерии. Первый шаг в этом направлении сделала Любовь Берлянская и натуральная коллекция марки Brocard, решающий — Изабель Дуайен и Камиль Гуталь.

И если эти ароматы действительно целиком и полностью натуральные, то каждый парфюмер, специализирующийся в этой области, обязан прямо сейчас заказать себе полный сет семплов и сделать эти ароматы библией, эталоном, настольной книгой, которая навсегда останется непреложным профессиональным ориентиром. Всем остальным стоит сделать то же самое, но просто для того, чтобы получить чистое, сияющее удовольствие.
Поделиться
https://aromo.ru/articles/reviews/voyages-imaginaires-debut-collection/