04.01.2021 в 14:19
Les Exceptions Mugler: гиацинт, ускользающий мускус, дух путешествий
Бутиковые коллекции люксовых брендов всегда стояли особняком — где-то между продукцией для широкой аудитории и парфюмерией для людей, которым она уже не интересна по ряду причин. Такие композиции могут служить безопасной, комфортной точкой входа в мир художественной и артизанальной парфюмерии или просто предложить новый уровень парфюмерного продукта. В конце 2020-го Mugler анонсировали акватический амброво-минеральный аромат Fantasquatic, вдохновлённый океаном. В ожидании его релиза наш автор Валерий Михалицын начинает новый гид, посвящённый высокой линейке Les Exceptions от французского дома.
Однажды я уже говорил, что так называемые нишевые парфюмерные коллекции от дизайнерских брендов — это, фактически, лучшее из того, что способна предложить современная индустрия. Ароматы в них всегда более смелые, чем в основных линейках, а весь продукт зачастую более качественный, поскольку подразумевает несколько иную потенциальную аудиторию с другими эстетическими запросами и финансовыми возможностями. И Les Exceptions Mugler, конечно, входит в мой личный шорт-лист премиальных линеек от люксовых домов, с которыми просто необходимо познакомиться.
Интересно, что в контексте идей и ингредиентов производители обычно позволяют себе больше обычного в рамках своих «высоких» коллекций. Но в случае с Les Exceptions я вижу некоторую неоднозначность. Нет, традиционные нишевые профили Mugler также отрабатывают, как и, например, Dior, Yves Saint Laurent, Chanel и другие, но их ароматы кажутся мне более спокойными и неброскими, чем то, что обычно выпускается ими же для мейнстримного сегмента. Вспомнить хотя бы Angel, Womanity и относительно недавнюю Aura — яркие, во многом необычные, непривычные и сложные для понимания вещи.
Les Exceptions словно пытаются доказать, что парфюмерия Mugler — это не только эпатаж, и что Mugler умеют быть изысканными и элегантными. И это прекрасно. Сегодня мы рассмотрим большую часть этой коллекции и разберемся, чем она хороша.
Первые ароматы появились в 2014 году, но в российские магазины попали с немыслимым сегодня двухлетним опозданием. Автор всей коллекции — креативный директор Mugler Пьер Олас, а также парфюмеры Жан-Кристоф Эро и Оливье Польж. С 2015 года Польж занимает должность штатного парфюмера дома Chanel и работает на эксклюзивном контракте, несмотря на то, что его фамилия встречается в поздних фланкерах La Vie Est Belle, но Эро продолжает сотрудничать с брендом, и качество ароматов Les Exceptions — в основном, его заслуга.
Supra Floral
От содержимого флакона с этикеткой Supra Floral логично ожидать какой-то неистовой цветочности: скулосводящих тубероз, жасмина, роз всех сортов, апельсинового цвета, иланг-иланга, флёрдоранжа с лилиями и нарциссами, наконец. Словом, чего-то, что будет непременно «супра флораль», по крайней мере, в контексте фантазий об аромате. Предвосхищение — отдельный вид удовольствия, если оно не слишком долгое. Идеально, если между ним и соприкосновением с реальностью проходит не больше пары часов. Точно так было у меня — я вообще ничего не знал о коллекции Les Exceptions за час до знакомства, которое произошло на презентации в Москве в 2016 году. Каково же было моё удивление, когда во флаконе оказалось это…Supra Floral — аромат, посвящённый гиацинту. И это первая странность. Гиацинт обычно появляется в зелёных ароматах в качестве элемента, дополняющего и усложняющего горький, порывистый и холодный зеленый аккорд, да и к группе цветочных нот его, как правило, не относят. Также в некоторых композициях он представлен в качестве солирующего аккорда, и тогда аромат нередко называют меланхоличным, даже грустным.
Гиацинты — одни из первых весенних цветов, и их запах, как правило, не связывают с цветочным безумием. Но в Supra Floral этого безумия и нет. Есть чистый горько-зелёный, но по-настоящему душистый гиацинт — с оттенками сладкого горошка и жасмина, а где-то в глубине смыслового аккорда мелькает бледная тень розы.
Второй основной частью композиции стала настоящая восточная амбра, о которой можно почитать в энциклопедии. Сладкая и бальзамическая, в сочетании с ванилью, лабданумом и бензоином — это странная пара к холодному гиацинту, но при этом создающая великолепный контраст. Оттенки не смешиваются, не превращаются в невнятную грязь. Парфюмеры строго соблюдают дистанцию между ними, добиваясь восхитительного объёма. К тому же амбра здесь спокойная, её нельзя назвать чрезмерной и всепоглощающей, она лишена обволакивающего эффекта. Связка между гиацинтом и амброй тоже необычная: её обеспечивает эфирное масло ладана с его холодным хвойно-древесным запахом. При этом Supra Floral светлый, спокойный и очень элегантный. За эти характеристики отвечают бархатистый цветочный мускус и немного дубового мха, укрепляющего вертикаль композиции.
У Жан-Кристофа Эро и Оливье Польжа получился в равной степени необычный и красивый аромат, где идеально соблюдён баланс элементов и правильно расставлены акценты. Блеск.
Over the Musk
Рассказывать о мускусных ароматах, как правило, ещё бесполезней, чем обо всех остальных — по двум причинам. Во-первых, разнообразные мускусы чаще других парфюмерных материалов попадают у людей в «слепую зону», а восприятие некоторых сильно искажено или подвержено индивидуальной повышенной чувствительности. Определить эти особенности можно, но для этого нужно время и цель. Как правило, ни того, ни другого у большинства пользователей парфюмерии нет. Во-вторых, беломускусные композиции — неяркие, невыразительные и зачастую просто скучные для описания. Но самое главное — они сильнее прочих претерпевают изменения на человеческой коже, а на нейтральном носителе, без доступа к теплу и влаге, просто не раскрываются. Over the Musk трудно назвать исключением.Очевидно, что композиция построена на модификациях и синергетических связях нескольких видов современных синтетических мускусов. Назвать каждый из них я не возьмусь, поскольку отчетливо ощущаю лишь экзальтолид, который выражен здесь для меня сильнее прочих за счёт бархатистой зелёно-водянистой ноты ангелики. Остальные мускусы содержат оттенки цветов, древесины, кожи (leather) и пудры.
Все вместе они сливаются в единый хор — очень тихий, скорее, фоновый, напоминающий саундтрек к элегантной французской драме, усиливающий атмосферу происходящего, а не определяющий её. Хор, в котором можно различить оттенки ванили, сливок, ириса, иланг-иланга, а также чего-то похожего на кедр и сандал. Это всё лишь иллюзии, никаких явных очертаний со временем они не приобретают, зато сохраняют характерную для мускусных ароматов стабильность.
Over the Musk не содержит ни одной животной ноты, хотя кашмеран с салицилатами недвусмысленно намекают на присутствие в аромате тепла человеческой кожи, разогретой солнцем. Лёгкий запах меланина усиливает его и делает живым. Не стоит ждать яркости и богатства от этого мускуса — с Musc Ravageur, работой Мориса Руселя для Фредерика Маля он не имеет ничего общего. Трудно предсказать, как аромат будет развиваться на коже, так что это тот случай, когда нужна предварительная дегустация.
Oriental Express и Oriental Extreme
Если легендарный пассажирский поезд класса «люкс», курсировавший между Парижем и Стамбулом, не задумывался, как источник вдохновения для почти одноимённого аромата в коллекции Les Exceptions, то это Mugler зря, потому что пахнет Oriental Express как раз этим (по крайней мере, в моих фантазиях). Не поездом — но путешествием, атмосферой в роскошно убранных вестибюлях, купе и ресторанах, повидавших аристократов и монархов, среди которых были Елизавета II, Франц-Иосиф, Шарль де Голь и другие.Пряный, сладковатый и мягкий аромат похож на последовательную смену декоративного убранства вагонов в стиле «ар-деко».
В начале яркий, перехватывающий дыхание зелёный базилик, в котором также можно обнаружить оттенки тархуна и аниса (конечно, ведь ароматы этих трав пересекаются в нескольких точках), намекает на строгие линии и орнаменты ар-деко. Это ощущение усиливается острым здесь дубовым мхом и общим древесным аккордом — строгим и несколько суровым. На атмосферу благородной роскоши работают также гвоздика и мускусно-кожаный аккорд, робко выглядывающий из-за них и добавляющий и без того богатой на акценты древесно-ароматической части композиции ещё одну грань. К слову, именно кожаный оттенок, выстроенный на сочетании ноты ириса (основной вклад в него вносят альфа-, бета- и гамма-иононы) и слегка животного мускуса, отвечает здесь за старомодный, винтажный эффект, который, конечно, смотрится к контексте идеи (если они именно такова) идеально. Все эти золотые и зелёные геометрические узоры расположены на молочно-жёлтом ониксовом фоне из ванили и сандала.
Oriental Express похож на что-то среднее между Musc Ravageur Frédéric Malle и Dior Homme Dior с двумя уточнениями. Первое — лавандовый ароматический старт этих ароматов заменён в Oriental Express на базиликовый ароматический. Второе — аромат от Mugler кажется более спокойным, менее ярким. Я бы даже осмелился назвать его робким, что никак, впрочем, не отражается на его стойкости.
Спустя пять лет, в 2019 году, Mugler выпустили Oriental Extreme, а Oriental Express сняли с производства. Причиной называют более насыщенную и чуть доработанную с точки зрения архитектуры формулу, но сама по себе необходимость реформулировки обусловлена, скорее всего, из-за проблем с названием, которое перекликается и с названием знаменитого поезда, и с романом Агаты Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе», а также со снятым по нему фильмом (уже третьим по счёту), вышедшим в 2017 году. Ну и раз название необходимо сменить, то почему бы не попытаться улучшить и сам аромат. Жан-Кристоф Эро дорабатывал их общую с Оливье Польжем формулу самостоятельно. Акцент слегка сместился в ароматическую сторону, а древесный каркас стал более жёстким. Блеск золотых орнаментов и глубина изумрудного цвета на портьерах — ещё более контрастными. За счёт этого у композиции появился более длинный шлейф, и не потерялась стойкость. В остальном аромат не изменился — это всё тот же Oriental Express.