От парофазного анализа до ароматов Demeter: что представляет собой технология Headspace?
Настоящая революция в парфюмерном мире произошла в XX веке – именно тогда был изобретен хроматографический анализ, который и позволил в дальнейшем определять соединения ответственные за определенный запах и вычислять их пропорции. Хроматографический анализ открыл неведомые возможности, а точнее, он позволил воспроизводить любой, даже самый банальный аромат, который мы вдыхаем каждый день и даже не замечаем его присутствия.
В настоящее время химики умеют синтезировать запах влажной почвы, яблочного пирога и даже грозы. Это делается с помощью технологии имеющей название Headspace, одного из видов хромато-масс-спектрометрии, позволяющий изучать состав душистых веществ непосредственно в воздухе. Она была изобретена в 1980-х годах швейцарским парфюмером и химиком Романом Кайзером и сегодня позволяет воссоздавать любой запах из окружающего нас мира. Являясь одной из самых точных методик анализа запахов, Headspace позволяет решить ряд проблем.
Технология, подобная Headspace, запатентована и используется во всех крупных компаниях-производителях парфюмерного сырья. Например, у IFF она известна под именем Living Flower или Living Fruit, в Firmenich её называют Nature Print, в Takasago — Aromascope, в Mane — Jungle Essence, а в Givaudan — ScentTrek.
Только после развития химии до определенного уровня люди научились получать синтетические продукты, имитирующие многие природные запахи. Например, ароматы сирени, ландыша и ванили никогда бы не появились в душистых композициях без применения соответствующих альдегидов. Сначала запахи синтезировали с помощью соединений, присутствующих в эфирных маслах, затем стали использовать ископаемое сырьё. В конце Второй мировой войны был открыт хроматографический анализ, который позволил идентифицировать соединения, находящиеся в любом пахучем веществе, и вычислять их количественное содержание. Благодаря этому методу, произошло изобретение гедиона, без которого не были бы созданы L'Eau Sauvage Dior.
Спустя некоторое время исследователи освоили новую технологию, получившую название «Headspace». Она представляла собой анализ паровой фазы, которая позволяет уловить аромат цветка, дерева или воздуха и получить список химических соединений, входящих в его состав. Эта технология стала особенно актуальна для создания цветочных ароматов, которые ещё не могли использоваться в парфюмерии, например ароматы орхидеи или глицинии, а также для получения природных запахов: хвойного леса, морского побережья и так далее. Технологию «Headspace» в 1980 году предложил швейцарский химик и парфюмер Роман Кайзер. В большинстве случаев ольфакторные характеристики парфюмерного сырья, получаемого методами дистилляции или экстракции, имеют мало общего с запахом живых растений, а из некоторых их видов вовсе нельзя получить сырьё для использования в парфюмерии.
К помощи Headspace прибегает множество парфюмерных марок: Clive Christian, Marc Jacobs, The Body Shop, Demeter Fragrance Library и многие другие. Благодаря ей парфюмеры смогли воссоздать запахи влажной почвы, карамели, резины, кожаных перчаток, бензина, винила, зефира, яблочного пирога, дорожной пыли и даже воздуха во время грозы, а также сохранить и распространить в духах ароматы редких цветов и растений, находящихся на грани исчезновения.