Айдентика и логотипы в парфюмерии: 5 примеров от брендов
Парфюмерия — особенный бизнес. На этом рынке высокая конкуренция, и ароматы — товары далеко не первой необходимости. Причём сама их суть эфемерна: ценность парфюмов не столько в их физических свойствах, сколько в эмоциональном восприятии и личных ассоциациях. Чтобы найти своего покупателя, компании используют сложный сторителлинг и транслируют его в каждой детали визуальных коммуникаций. В этом материале мы расскажем о семи крупных брендах селективной и нишевой парфюмерии и о том, как шрифты в логотипах отражают их ценности. Рассказываем о пяти логотипах известных парфюмерных брендов и определяем, какие в них шрифты.
Byredo
Byredo был основан в 2006 году в Стокгольме выпускником школы искусств Беном Горхэмом. Составляющие концепции этой марки: люкс, Европа, мода, творчество, воспоминания, эмоции и личный вкус Бена. И логотип, и названия парфюмов оформлены ультраминималистичными гротесками с едва уловимой отсылкой к ретроэстетике. Это кастомизированные фирменные гарнитуры — больше всего на них похожи шрифты Muguet и Skin. Цель бренда Byredo — создавать продукты высокого класса по-новому: креативно, с эмоциями, вкладывая личные смыслы, чтобы ароматы вдохновляли людей и звучали актуально. Поэтому шрифтовое оформление в частности и айдентика в целом выглядят просто и вне времени. Голый шрифт без засечек не добавляет тексту ассоциаций.
Comme des Garçons Parfums
Первый аромат парижского модного бренда вышел в 1994 году. В основе парфюмерной коллекции Comme des Garçons те же ценности, что и в материнской марке одежды: авангард, антимода, странные формы, агендерность, вызов общепринятым правилам эстетики. Название бренда набрано шрифтом Helvetica Neue в начертании Bold, и в нём есть одна интересная деталь: диакритика в букве ç заменена астериском. Оформление логотипа поддерживает философию бренда — быть вне модного мейнстрима, не зависеть от трендов и не заботиться о том, чтобы производить приятное впечатление. Helvetica Neue — популярный гротеск, в котором нет отсылок ни к историческим, ни к модным стилям. Его задача — передавать информацию, а не нравиться.
Diptyque
Марка Diptyque появилась в 1961 году. Этот парфюмерный дом называет себя пионером, прославившим отношение к ароматам как к особому искусству жить ощущениями. Его основателями были художник, архитектор и театральный сценограф, поэтому в концепции большой акцент на сложных изображениях, искусстве и визуальных деталях. Название бренда в логотипе набрано необычно — только строчными буквами. Создатель фирменного шрифта — один из основателей Diptyque, Десмонд Нокс-Лит. Он увлекался каллиграфией, поэтому у фирменной гарнитуры характер леттеринга: в нём есть элементы декоративных орнаментов, а линии простые, но естественно неровные, будто начертаны от руки пером и тушью. Оформление логотипа оставляет лёгкое ощущение беспорядка. Так в характере шрифта выражены атрибуты бренда: игривое отношение к классическим традициям, очаровательное несовершенство творчества и ручного труда, искренняя простота высказываний.
Frederic Malle
Фредерик Маль с 2000 года приглашает профессиональных парфюмеров, работающих в других компаниях, создавать именные ароматы. При этом авторы не ограничены ни бюджетами, ни маркетинговыми рамками. Цель такого подхода — вернуть в парфюмерию влияние личности и дать профессионалам право высказывать свои идеи. Первоначально написание марки было оформлено самим Фредериком Малем сжатым и вытянутым гротеском по моде 2000-х. У букв были убраны диакритические знаки: без них текст выглядел более «интернационально». Позднее он обратился к Патрику Ли, основателю нью-йоркской студии графического дизайна и архитектору по образованию, — за обновлением логотипа. Тот разработал более геометричные и открытые гротески — фирменное написание стало выглядеть зрело и вне времени.
Благодаря отточенным линиям и выверенным формам текст логотипа выглядит строго и просто. Это создаёт важную для бренда ассоциацию: потребитель ощущает, что продукты сделаны экспертами для знатоков. Кроме того, эти гарнитуры без засечек выражают идею единого, общего, вненационального языка ароматических компонентов, на котором говорят парфюмеры и ценители сложных композиций. Таким образом, в шрифтовом оформлении Editions de Parfums Frederic Malle объединены идеи прямой коммуникации и отсутствия культурных штампов — как в Баухаусе.
Le Labo
Основатели Le Labo начали свой бизнес в 2006 году в формате парфюмерной лаборатории. Особенный характер этого бренда сформировался из-за динамики Нью‑Йорка, экспертизы Граса, эстетики ваби-саби и стремления совершить революцию в мире «конвенциональной парфюмерии». Кроме того, в Le Labo уверены, что объяснения убивают искусство. Фирменный стиль Le Labo основан на лабораторной, аптечной эстетике: простая белая бумага, печать старой пишущей машинкой, прозрачное стекло и стандартные формы. В логотипе использован шрифт с декоративными компенсаторами — модифицированная версия брусковой гарнитуры, подобной Bell, которая словно нанесена чернильным штампом. Согласно манифесту Le Labo, основой люкса должны быть истинное мастерство и ручной труд. Так, в лабораториях ароматы смешивают и разливают прямо на глазах покупателей. Оформление букв логотипа в виде неровного штампа работает на эту же идею: ценность такой парфюмерии в немассовом производстве и индивидуальном подходе.