Парфюмерные бренды постсоветского пространства

История парфюмерии постсоветского пространства особенно заметно связана с общественными событиями ХХ века и в частности с промышленной политикой ряда союзных государств; с художественной точки зрения российские и духи СНГ почти всегда заимствовали наиболее популярные мотивы парфюмерии европейских брендов (причина — почти полное отсутствие образовательной базы и традиций, сложившихся в предыдущие века во Франции, Италии и других странах), с технической — технологам того периода принадлежит немало типично «советских» парфюмерно-косметических продуктов.

Несмотря на давний интерес первых лиц государств к парфюмерии (преимущественно западного производства), первая фабрика, выпускающая косметику и ароматы, появилась в Москве только в 1843 году: товарищество «Ралле и Ко», основанное французским эмигрантом Альфонсом Ралле, на следующие полвека стало фактическим монополистом в этой свере, пока в 1893-м у нее не появился конкурент в виде бренда «Брокар и Ко» (за ним также стоял француз — Анри Брокар, который после изобрел «концентрированные духи»). Обе компании пользовались успехом у клиентов, но последующая революция перечеркнула планы владельцев: им на смену пришел трест «Жиркость», объединивший производителей парфюмерной, мыловаренной, жировой и синтетической отраслей и еще несколько подобных объединений. В 1925-м у марки «Новая Заря» выходит цветочно-альдегидный аромат «Красная Москва», впоследствии ставший «советским Chanel No.5»; его автором был парфюмер Август Мишель, бывший коллега создателя хита Chanel Эрнеста Бо. Согласно ряду источников, основой для формулы «Красной Москвы» был аромат «Любимый букет императрицы», который Мишель представил еще в 1904 году. Важно отметить, что парфюмерно-косметическая промышленность те лет в России была на порядок сильнее, чем в союзных государствах; ей же принадлежат такие композиции как «Кармен», «Манон», «Красный мак» (выпущенные на волне популярности китайской культуры) и т.д. 1930-е годы — время активного отказа от буржуазных ценностей, вслед за которым из советской парфюмерии уходят иностранные веяния, а одним из самых популярных повседневных продуктов становится «Тройной одеколон», который также использовали в качестве дезинфицирующего средства и для притираний. Лейтмотивом ароматов того времени становится патриотизм: выходят духи «В полет», заводы им. Калинина и «Первое мая» выпускают фантазийные флаконы в форме автомобилей, важных архитектурных элементов Москвы и проч. Во время Великой отечественной войны деятельность фабрик почти полностью сконцентрировалась на выпуске гигиенических средств: мыла, зубных порошков и проч. К использованию ароматов вернулись уже в конце 1940-х – начале 1950-х: вместе с новыми духами (одними из самых популярных в то время были «Ландыш серебристый») парфюмерная карта СССР стала шире: появились фабрики в Николаеве, Харькове, Ташкенте и Тбилиси, сформировался латвийский бренд Dzintars. Несмотря на локальную популярность, большинство этих предприятий вскоре закрылось; причиной этого сейчас, по мнению ряда исследователей, считается неправильный подход к развитию индустрии и отсутствии образовательной базы для появления новых кадров. В 1970-х – 1980-х в России и странах СССР начинают появляться ароматы люксовых брендов с Запада; тогда же интерес к отечественной парфюмерии ослабевает, а часть предприятий перестает заниматься духами и делает ставку на косметику.

Несмотря на различную судьбу государств после распада СССР, интерес их жителей к местной парфюмерии заново появился примерно в одно и то же время: уже в конце 1990-х – начале 2000-х появляются новые бренды, а также формируются онлайн-сообщества любителей ароматов. К середине 2010-х в ряде постсоветских стран работают десятки независимых парфюмеров, а крупные компании выпускают собственные серии ароматов — как правило, ориентированных на массового покупателя, поскольку больший интерес для клиентов люксового сегмента по-прежнему представляют работы западных марок.

Лучшие статьи

Всё больше непарфюмерных брендов выпускают свои ароматы – в чём причина?
Всё больше непарфюмерных брендов выпускают свои ароматы – в чём причина?
Парфюмерные итоги 2024 года
Парфюмерные итоги 2024 года