Европейские парфюмерные бренды
Первые свидетельства об интересе европейских народов к парфюмерии относятся к ритуалам жителей Древней Греции; в частности, он выражался в использовании благовоний во время ритуальных обрядов. Поэты того времени нередко связывали приятный запах с определением божественного или волшебного. Другим расхожим стереотипом был связанный с магическими способностями женщин, которые занимались подготовкой благовоний и смесей для растирания тела. Эта же эпоха приносит одни из первых известных сейчас упоминаний духов, а во времена Древнего Рима появляется и само название парфюмерии (от лат. per fumum — «через дым»). Начало итальянской парфюмерной традиции можно соотнести с фигурой сицилийца Тицинуса Менаса: в 454 г. он принес в Рим моду на бритье бород, которая, вместе с использованием душистых масел, стала общей для правителей и представителей власти того времени. Нескольким позже, как пишет Юджин Риммель в «Энциклопедии парфюмерии», у римлян было уже три вида духов: на твердой (hedysmata), масляной (stymmala) и рассыпчатой (пудра diapasmata) основе. На то, какие душистые вещества использовались при их производстве, в последующие века повлияли, в том числе, торговые и культурные отношения между государствами, а также открытие новых земель.
Главной предпосылкой к появлению парфюмерии в ее современном понимании было начало производства алкогольных дистиллятов в Салерно в XII веке; первым же ароматом на спиртовой основе большинство исследователей считает Eau de Hongrie, туалетную воду с ароматом розмарина и цитрусов, созданную для королевы Венгрии Елизаветы Польской, которую та использовала в омолаживающих целях. Следующая важная дата в истории европейской парфюмерии — 1709 год, когда Иоганн (Джованни) Мария Фарина открыл в Германии мануфактуру и выпустил первый цитрусовый аромат, названный Eau de Cologne («Кельнская вода»). Масштабы его успеха были колоссальны: на протяжении следующих трех веков в ассортименте практически каждого парфюмерного бренда появилась своя интерпретация одеколона. Тогда же, в XVIII веке, пришла мода на гигиену и в Европе стали открываться первые компании, занимающиеся выпуском духов и косметики, чьи имена известны и сегодня: Dorin, Creed, Houbigant и другие. Франция, Англия и Италия устанавливают за собой статус главных «парфюмерных» стран. В Швейцарии тем временем начинает работу Givaudan, ставший впоследствии одним из крупнейших в мире производителем душистых веществ.
Поворотным моментом для развития парфюмерии стала Великая французская революция: последовавшая за ней индустриализация сделала из Прованса столицу ароматного бизнеса. Там набирают мощность производства Robertet, Mane и других компаний, специализирующихся на выпуске душистого сырья. Одновременно с этим ароматы становятся все более разнообразными: так, в 1821 году Lubin представили Eau de Chypre, ставший прототипом современных шипров, в 1882-м Houbigant показывает Fougère Royale — одну из первых композиций с кумарином. В 1889-м у Guerlain выходит Jicky, в который, кроме кумарина, вошел новый для того времени ванилин. Ароматы с синтетическими душистыми веществами выпускались и немногим ранее, но коммерческий успех Guerlain и Houbigant привел к тому, что именно с их работ принято начинать отсчет современной парфюмерии. Тогда же Франция, благодаря техническим мощностям Грасса и появлению домов мод в Париже, фактически становится центром европейского парфюмерного дела. В 1918-м в Грассе открывается частное собрание Франсуа Карно, впоследствии переросшее в знаменитый грасский музей парфюмерии.
В 1921 году Коко Шанель представляет No.5, который становится одной из первых и самой известной цветочно-альдегидной композицией в мире: вслед за ней многие из новых ароматов приобретают более абстрактные черты (общее свойство альдегидов — легкий восковой оттенок, размывающий границы запаха других душистых веществ). XX век — еще и время создания главных парфюмерно-косметических корпораций, которым сейчас принадлежит большая часть рынка: L’Oreal, LVMH и др. Тогда же модные бренды (Christian Dior, Balenciaga и т.д.) впервые представляют собственные ароматы. На развитие индустрии в это время заметно влияют ключевые события века, среди которых — Первая и Вторая мировые войны, многочисленные смены правящих режимов и проч. К 1970-м годам во Франции появляются первые нишевые бренды, рассчитанные не на широкую аудиторию, но на ценителей парфюмерии; благодаря определенной творческой свободе и признанию клиентов этот сегмент в последующие 40 лет становится заметной частью парфюмерного ландшафта и в настоящее время считается одним из самых перспективных с творческой точки зрения.
Франция
Италия
Великобритания
Германия
Испания
Австрия
Албания
Англия
Андорра
Бельгия
Болгария
Ватикан
Венгрия
Греция
Дания
Ибица
Ирландия
Исландия
Кипр
Литва
Лихтенштейн
Люксембург
Македония
Мальта
Монако
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Сан-Марино
Сербия
Словакия
Словения
Турция
Фарерские острова
Финляндия
Хорватия
Чехия
Швейцария
Швеция

