Форум Аромо-фильтр
85 491
уникальный аромат сейчас на проекте
Вам подарок!

Миллилитры начисляются за активность на сайте:
за регистрацию, комментарии, создание постов в блогах,
добавление новых ароматов, участие в распивах
и многое-многое другое.

Количество заработанных вами миллилитров = количеству
рублей, которые вы можете использовать для покупки
парфюма в партнерском магазине - Randewoo.

Подробнее о миллилитрах

Aromo дарит вам 20 мл
вашего любимого аромата
при регистрации!
Умный аромо-фильтр
Тонкий подбор ароматов на самый изысканный вкус
Новое Лучшее

L’Orchestre Parfum: парфюмерно-музыкальная синестезия

Каждый из нас воспринимает окружающий мир по-своему, в зависимости от особенностей характера, образования, воспитания, предрасположенностей и десятков других факторов. И виды искусства, резонирующие с нашими чувствами, также бывают разными. К примеру, два состоящих в ближайшем родстве человека, выросших и повзрослевших вместе, получивших одинаковое воспитание, имеют диаметрально противоположные предпочтения в музыке и различное отношение к живописи и литературе – вполне конкретный пример из моей собственной жизни. При соприкосновении с одним и тем же произведением искусства каждый испытывает индивидуальную реакцию, сложную гамму эмоций. И если они лежат в иррациональной плоскости, часто мы не способны доходчиво и ясно объяснить причину их появления. Точно так мы не можем объяснить, почему синий цвет издаёт низкий звук, красный цвет пахнет сладко, а аромат резиноида толуанского бальзама расходится тёмно-янтарными волнами.

Обоняние – чувство, в европейской культуре намеренно угнетаемое сотни лет, и неудивительно, что для его полноценного использования нам часто необходима помощь других сенсорных систем, более развитых и точных. Для описания запахов и ароматов в русском языке (как и во многих других) нет достаточного словаря, более того, он не формируется – поэтому мы прибегаем к «словарям» других систем чувств, невольно подражая синестетам. Описывая аромат или аккорд, мы используем термины «звонкий», «глухой» (звуковые категории), можем назвать его ярким, матовым, глянцевым (визуальные категории), сладким, кислым, горьким (категории вкуса), гладким, шероховатым, теплым (тактильные ощущения), красным, белым, зеленым (визуальные категории) и т.д.


Синестезия – неврологический феномен, описывающий восприятие входящей информации одновременно двумя или больше органами чувств. Если буквы имеют для вас цвет, ароматы воспринимаются звуковыми характеристиками, а музыку вы способны описать, как набор тактильных ощущений, то вас можно назвать синестетом – представителем малочисленной группы людей, наделенных врожденными способностями воспринимать некоторые сферы жизни более полно и глубоко, чем другие. Минусом такого положения вещей является индивидуальность восприятия. Поэтому если Œillet Bengale Aedes de Venustas вдруг не кажется вам пепельно-розовым, но видится рубиновым или любым другим, а то и вовсе шелковистым или звонким, то в этом нет вины парфюмера или неправоты рецензента, как нет и ваших. Синестезия – явление исключительно индивидуальное и контролю не поддающееся. И тем более странно она выглядит в качестве концепции в сфере искусства.

Истории известно немало случаев, когда фотоснимки выражены (Olfactive Studio) или дополнены (экстероцептивный проект «Запах женщины», фотопроект «Парфюмер. Цвет и запах» и т.д.) парфюмерными композициями, музыкальные произведения сопровождали составленные специально для них ароматы (например, парфюмерно-музыкальные концерты Ирины Журихиной). Парфюмерия нередко вдохновляется чем-то не имеющим к ней прямого отношения. В сфере искусства эффект синестезии имеет смысл лишь на уровне создателя, наделенного этой особенностью. Зрители и участники могут либо допустить и согласиться, либо не согласиться с предоставленной информацией. Возникает вопрос, годится ли синестезия в качестве концепции для широкой аудитории.

В 2017 году на международной парфюмерной сцене появился новый бренд L’Orchestre Parfum, чья концепция основана, очевидно, на взаимосвязи аромата и музыки. Пьер Гуген, работавший в барселонском офисе Comme des Garçons вместе с креативным директором парфюмерного подразделения Кристианом Астюжевьеем, и разделяющий идеи музыкальной синестезии великого русского композитора XIX века Александра Скрябина, решил оставить мир коммерческой парфюмерии, чтобы создать свой собственный мультисенсорный проект. Для этого он обратился к собственным музыкальным воспоминаниям, оставшимся от различных путешествий, и наметил приблизительные стилистические вектора. Парфюмерную часть работы взяли на себя Амели Буржуа и Анн-Софи Беагель из французской студии Flair. Получившиеся ароматы, в свою очередь, стали вдохновением для пяти произведений, написанных различными музыкантами, с которыми Пьер Гуген познакомился в ходе работы над коллекцией.


Ароматы L’Orchestre Parfum преподносятся как синестетическое шоу, своеобразное развлечение, дающее ощущения, взаимодополняющие друг друга и воздействующее сразу на несколько органов чувств, но призванные создавать единый образ. Единственное, о чем, кажется, забыл автор проекта, это то, что синестезия может иметь множество индивидуальных проявлений. Вместо этого нам предлагается искать взаимосвязи между ароматом и специально написанной к нему музыкальной темой.

Гуген заботливо предлагает свою помощь уже на уровне названий ароматов… Чтобы мы не растерялись и точно всё поняли, нам дают название аромата, состоящее из двух слов. Одно из них обозначает смысловой ингредиент, другое – музыкальный стиль или инструмент, вдохновлённый парфюмерной композицией. Я не имею права и не стану оценивать степень соответствия аромата и музыкального произведения, поскольку не воспринимаю парфюмерию через или посредством музыки. Мне не близка эта концепция, я воспринимаю ароматы цветами и их оттенками. Впрочем, для тех, кто согласен с Гугеном или просто интересуется связью музыки и парфюмерии, расскажу о каждом аромате детально.

Cuir Kora


«Казаманс. Пейзажи умиротворённой саванны. Звуки коры (музыкальный инструмент с 21 струной – прим. авт.), сопровождающие ритуальную церемонию». Автор музыкальной темы – Шейх Диалло.


Cuir Kora – бархатистый и полупрозрачный кожаный аромат, стремящийся к нежности и мягкости замши, но все же удерживаемый на стороне кожи благодаря древесной плотности пачули и горьковатой зелени изобутилхинолина. Парфюмеры внесли в композицию пряные и дымные аспекты сухофруктов, а ощущение маслянисто-молочной сладости грецкого ореха ей придаёт лабданум в финальной фазе. Аромат получился чуть приглушённым и в личной цветовой идентификации пепельно-песочным, возможно, излишне «синтетическим», но чистым и без неожиданных сюрпризов. Он может понравиться тем, кто только начинает  знакомство с кожаными ароматами или любит использовать их в качестве повседневных. Мне было бы приятно неожиданно почувствовать его дуновение от мужчины или женщины в офисном костюме. В остальном – скучно.

Thé Darbouka


«Сахара. Песчаные дюны. Рассвет над шатрами кочевников, сопровождаемый негромким и ритмичным звучанием барабана-дарбуки. Воображаемый чай, изысканный, сладкий и пряный». Автор музыкальной темы – Николя Лерой.


Thé Darbouka – контрастный фруктово-пряный аромат с изящным древесным фоном. Яркое бергамотное начало композиции продолжается в сладком сердце из сочных экзотических фруктов, присыпанных пряностями и уложенных на душистое деревянное блюдо в ожидании, когда в котелке закипит вода. Контрастные пары фруктово-цитрусовой свежести и тонкой древесной терпкости и слегка анималистической пряности и сочной, бархатистой сладости составлены таким образом, чтобы создавалось ощущение многослойности, но и одновременной целостности. Если бы Амели Буржуа добавила к существующим элементам розового перца и усилила лактонный аспект сандалово-бессмертниковой базы, то при слепом тестировании автором этой композиции я бы определил Бертрана Дюшофура. Из всей коллекции Thé Darbouka кажется мне самым интересным и красивым – фруктово-пряное лакомство, изысканное в своей яркости и трогательное в своей дикости.

Encens Asakusa


«Токио. Священный храм. Молитва, сопровождаемая нежными звуками кото. Таинственный аромат фимиама. Завораживающий, пудровый и древесный». Автор музыкальной темы – Фюми Хихара.


Encens Asakusa – чистый, белоснежный ладан. Согласно контексту, так могло бы пахнуть белое, только что выстиранное и выглаженное кимоно, разложенное на начищенном и навощённом деревянном полу старого додзё, чьи залы буквально утопают в прозрачном хвойно-смолистом аромате ладана.

Encens Asakusa – сладкий, пудровый, альдегидный, слегка хвойный и, разумеется, ладанный аромат. Нечто подобное можно найти в Avignon Comme de Garçons Parfums, но Encens Asakusa менее альдегидный и древесный; Zagorsk из той же серии также намекает на схожесть, но работа L’Orchestre Parfum более сладкая и менее пудровая. Самым близким аналогом кажется Lye – аромат другого редкого в России бренда Gabriella Chieffo, но в нём меньше розового перца, отвечающего за терпкость и чистоту аромата. В любом случае, композиции L’Orchestre Parfum уже появились в России, и знакомство с Encens Asakusa любителям жанра стоит вносить в список своих планов, если они не хотят пропустить интересную интерпретацию моно-ладана от парфюмеров студии Flair.

Rose Trombone


«Гарлем. Джаз-клуб. Обмен пылкими взглядами посреди тромбонного соло. Бесстыжая роза. Чувственная, чистая, альдегидная». Автор музыкальной темы – Николас Бенедетти.


Rose Trombone – всё, что вы хотели знать о чувственности в безвкусном фруктово-цветочном оформлении. Это мускусная, слегка вспотевшая от энергичных движений на танцполе, фруктовая роза с акцентом на груше. Композиция кажется нарочито синтетической, яркой, дерзкой, хоть и не особенно громкой, и скучной от начала и до самого конца – таких роз нишевые марки предложили за последние пять – семь лет во множестве. Посетительница битком набитого джаз-клуба, слегка хмельная от шампанского, возможно, нескромно одетая, с вызывающим или обращающим внимание макияжем, твердо решила уйти к утру не одна. Весь её экстерьер кажется несколько лишенным вкуса и стиля, но стоит, вероятно, немалых денег.

Flamenco Nèroli


«Севилья. Прогулка по садам дворца Алькасар в сопровождении переборов гитары фламенко. Неролиевый свет. Яркий, цитрусовый и древесный». Автор музыкальной темы – Матиас Берчадский.


Петитгрейн, бергамот, нероли и апельсиновый цвет, соединившись в едином порыве, образуют свежий, зеленый, цитрусовый, цветочный, горько-сладкий аромат. Он радостный и воздушный, порывистый и утончённый, украшенный лёгким жасминовым дыханием. Флердоранж, играющий в композиции основную роль, обычно не представляет для меня интереса, поскольку я всегда отчетливо чувствую мыльную грань аккорда. Flamenco Neroli – тот самый случай. Складывается впечатление, что аромат хорошо постирали и вывесили сушиться под цветущим апельсином, а хочется, чтобы сочная, горько-сладкая цветочность с оттенками цитруса не трансформировалась, не исчезала и не превращалась в стиральный порошок. Для любителей моноаромата апельсинового цвета Flamenco Nèroli – находка и желанный подарок. Несмотря на вышесказанное, он элегантный, хоть и совсем простой, как и почти любой солифлор. Если аромат флердоранжа хочется носить в повседневности, а Fleur du Male Jean Paul Gaultier в обеих версиях кажется слишком сложным и анималистичным, композиция от L’Orchestre Parfum с готовностью протянет изящную руку помощи.

Ароматы L’Orchestre Parfum, бесспорно, технически грамотны. Весьма простые и нетребовательные, они ориентируются на широкую аудиторию (но допустимо ли это для новорождённого нишевого бренда?). Однако их главным недостатком мне видится отсутствие жизни внутри композиций. Я не чувствую искры создателя ни в одном из ароматов, и потому, при всей комфортности и ясности, они кажутся пустыми, блеклыми и скучными. Концепция, которой нас пытались увлечь, на мой взгляд, не терпит никакой критики – мне просто не интересно, какими синестетическими особенностями наделен Пьер Гуген. И я искренне не понимаю, кому это может показаться любопытным. Нам предлагают готовый продукт, состоящий из аромата и музыки. Каждая из половин этого продукта, отделенная от целого, теряет свою ценность, а вместе их использовать невозможно. Рассматриваю ли я L’Orchestre Parfum как произведение искусства? Нет. И вины парфюмеров французской студии Flair в этом совсем нет.   


Комментарии 8
Изабо
04.02.2018 в 22:48
Ответить
- 0 +
Синестезией обладал Набоков, что отражено в его книгах. В какой-то мере и мне это близко. Аромат я могу воспринимать на цвет или звук, буквы и цифры наделяю своим цветом )
Ирина Межул
27.01.2018 в 18:20
Ответить
- 0 +
Понравилось потому, что было интересно. Интересная тема. Нечасто такое почитаешь. Да и писАть на такую тему, думаю, непросто. Но я получила удовольствие читая критические заметки, причём, очень коррректно выполненные. Поэтому, повторюсь. Было интересно. Валерий, спасибо
Ирина Межул
27.01.2018 в 13:50
Ответить
- 0 +
Спасибо, Валерий! Мне всё понравилось: текст, музыка, описания ароматов... выбрала уже себе парочку ... поэтому развила бурную деятельность: как бы мне их не забыть? Когда же они у нас появятся? Поэтому и написала сообщение про закладки. Отлично, Валерий!
Раскрыть 1 ответ
Валерий Михалицын
31.01.2018 в 22:33
Ответить
- 0 +
Ирина Межул, они уже появились в Москве, в бутике Ароматека.
vdm5
22.01.2018 в 23:44
Ответить
- 0 +
Есть одежда, относящаяся к категории высокой моды, а есть одежда на каждый день, которая комфортна, хорошо сидит и приятно ощущается на теле. Вполне возможно, что эти ароматы относятся ко второй категории, если отбросить в сторону всю эту шелуху с музыкой. Валерий, а есть информация, а каких магазинах представлены ароматы? Я с большим уважением отношусь к творчеству Амели Буржуа, поэтому всегда интересно познакомиться с ее работами...
Раскрыть 1 ответ
Валерий Михалицын
23.01.2018 в 01:01
Ответить
- 0 +
vdm5, дистрибуцией марки в России занимается Ароматека. В Москве эти ароматы должны быть в их бутике.
Daniel
22.01.2018 в 20:44
Ответить
- 0 +
Бедные какие-то музыкальные композиции. Как будто музыканты разминаются перед исполнением чего-то более сложного.

Настоящие парфюмы для меня звучат как симфонии или симфонические картины.
Раскрыть 1 ответ
Валерий Михалицын
22.01.2018 в 21:05
Ответить
- 0 +
Daniel, ароматы им под стать, поверьте.
Личный
опыт
Добавить запись
Наверх