Форум Аромо-фильтр
65 543
уникальных аромата сейчас на проекте
Вам подарок!

Миллилитры начисляются за активность на сайте:
за регистрацию, комментарии, создание постов в блогах,
добавление новых ароматов, участие в распивах
и многое-многое другое.

Количество заработанных вами миллилитров = количеству
рублей, которые вы можете использовать для покупки
парфюма в партнерском магазине - Randewoo.

Подробнее о миллилитрах

Aromo дарит вам 20 мл
вашего любимого аромата
при регистрации!
Умный аромо-фильтр
Тонкий подбор ароматов на самый изысканный вкус

Воспоминания Jean Paul Millet Lage о Jean François Laporte, садовнике-парфюмере, одном из отцов-основателей авторской парфюмерии (1938-2011)

Жан Франсуа Лапорт (Jean François Laporte), один из глубоко мыслящих и в то же время действующих парфюмеров, черпающий свое вдохновение и творческий потенциал из своего общего подхода к жизни, оставил нас 7 ноября 2011 года. Ему было 73. Мы решили обратиться к ближайшему человеку Жана Франсуа Лапорта в парфюмерном мире, Жану Полю Милле Лаже, который наследовал созданный Жаном Франсуа парфюмерный дом, получивший название Maître Parfumeur et Gantier. Кроме всего прочего, в свое время Жан Поль был учеником господина Лапорта. Милле Лаже вспоминает вместе с нами ключевые моменты жизни Жана Франсуа Лапорта и воздает должное необычайному синтезу химика и «садовника-парфюмера», воплощением которых являлся Лапорт.

Jean Paul Millet Lage.jpg

Как и когда Вы впервые встретились с Жаном Франсуа Лапорте? Или, возможно, сначала Вы познакомились с его работами?

Жан Поль Милле Лаже: Я знакомился с Жаном Франсуа Лапорте дважды.

Первый раз – в 1980-х годах. В то время я был клиентом компании L'Artisan Parfumeur. В последствие я стал постоянным клиентом (1989) Maître Parfumeur et Gantier, после того, как вернувшись из поездки на остров Реюньон, я пытался найти ветиверовый парфюм, который смог бы раскрыть всю ароматную глубину этого растения, обнаруженного мной на острове. Этим парфюмом оказался «Route du Vétiver», мужской аромат, который все еще представлен в наших каталогах.

Что касается самого главы Maître Gantier et Parfumeur, то я познакомился с Жаном Франсуа Лапортом в 1996 году через Роланда де Сент-Винсента (Roland de Saint Vincent), друга семьи, с которым у Жана уже было множество прекрасных совместных проектов, в частности, создание Sisley….

Когда Вы решили приобрести Maïtre Parfumeur et Gantier? Как протекал «постлапортовский» период? Продолжал ли он давать Вам советы и Вас консультировать?

Жан Поль Милле Лаже: Я приобрел Maître Parfumeur et Gantier в 1997 году, проведя там до этого год. После этого мы продолжали работать вместе в течение еще четырех лет вплоть до 2001 года, пока Жан Франсуа Лапорте не решил полностью посвятить себя своему великолепному «парфюмерному саду», расположенному в городе Мезилле (Mézilles) в Йонне (Yonne), Франция. Это был один из самых красивых садов в Европе в то время. Чего только стоила его невероятная великолепнейшая коллекция георгинов! В то время он прекратил работать с нами. Однако я регулярно с ним виделся. Встречи с создателем парфюмерного дома, продавшим его затем мне, были для меня своего рода вопросом порядочности.

Еще будучи студентом, в течение целых пять лет я извлекал для себя огромную пользу из всех его знаний. Это было великолепно, но в то же время очень трудно, усвоить так много интересных и нужных мне знаний за такой короткий промежуток времени.

Как Вы понимаете страсть Жана Франсуа Лапорта к георгинам, которые, к слову, действительно являются потрясающими цветами? Видите ли Вы в этом какую-либо связь с его любовью к периоду Барокко, о стиле которого обычно говорят, глядя на его работы?

Жан Поль Милле Лаже: С одной стороны, эта его страсть подпитывалась существованием огромного разнообразия различных сортов этого цветка, в поисках которых он постоянно находился, пытаясь удовлетворить свой великий дух любопытства.

И вот, однажды, он рассказал мне о главном парадоксе, волновавшем его: как можно быть создателем духов и, в то же время, знатоком растений и цветов, ни коем образом не связанных с парфюмерией.

Форма некоторых георгинов напоминает некоторые линии стиля Барокко, появившиеся в 16-17 веках, но это, должно быть, просто совпадение.

Лапорт хотел создать свой собственный кодекс своего века, в который он включал и себя самого, создавая дом Maître Parfumeur et Gantier (в пер. с фр. Господин парфюмер и перчаточник), с весьма репрессивным названием для парфюмерной корпорации того времени.

Ambre Précieux.jpg

Знаете ли Вы, что думал Жан Франсуа Лапорт о так называемой «нишевой» парфюмерии? Нравилось ли ему это выражение?

Жан Поль Милле Лаже: Он испытывал огромную любовь к такому типу парфюмерии, в которой он, кстати, являлся очень большой фигурой, хотя и не любил это ее название. По правде говоря, фраза «нишевая парфюмерия» - не очень удачное выражение. Он предпочитал называть ее «создательская парфюмерия» («creator's perfumery»). В настоящее время в отношении этого вида парфюмерии используется множество других названий: авторская парфюмерия, творческая парфюмерия, художественная парфюмерия, альтернативная парфюмерия, должно быть, я даже забыл назвать некоторые другие названия. Он, действительно, основал фундаментальный тренд, пропитанный чувством воображения и смелости, создав в 1976 году независимый и автономный парфюмерный дом L'Artisan Parfumeur. Затем уже другие люди решили пойти по его стопам.

Как Вы думаете, какие из его ароматов являются наиболее яркими и представительными?

Жан Поль Милле Лаже: В своем творчестве Лапорт опирался на две главные вещи: мускус и амбру. Поэтому творениями, наиболее лучшим образом представляющими его ноу-хау, являются ароматы Ambre Précieux и Fraîcheur Muskissime.

И это было бы большим упущением, если бы я не сказал о его парфюме, доставившем большое удовольствие многим людям и совершившем революцию в области французской парфюмерии, который получил название Mûre et Musc. Он был выпущен еще в ту эпоху, когда Лапорт сам являлся владельцем дома.

Как Вы можете объяснить его неиссякаемые энергию и желание, побуждающие его создавать продукцию, настолько отличительную от продукции всех остальных парфюмерных брендов?

Жан Поль Милле Лаже: Его призванием свыше было стать творцом, его дух был полон независимости. Еще одной причиной его игнорирования модных брендов было стремление содействовать развитию подлинной парфюмерии во французском стиле, возрождению великих образцов этой области, существовавших в 17-19 века, когда мир парфюмерии еще не подвергался диктату маркетинга. Он отлично проиллюстрировал это свое стремление тогда, когда создал дом Maître Parfumeur et Gantier, выбрав в качестве его главного стиля напористый, необычный стиль Барокко, чего не сделал для дома L'Artisan Parfumeur.

Fraîcheur Muskissime.jpg

Что он любил говорить по поводу парфюмов, парфюмерии, ароматов? Может быть, Вы вспомните какие-нибудь его шутки или остроты?

Жан Поль Милле Лаже: Для Жана Франсуа Лапорта не было типичным отказываться от каких-либо своих слов, поэтому в его словах не было никаких злых шуток или острот. По крайней мере, я не могу этого припомнить. Он любил повторять, что, будучи простым ремесленником, он смог достигнуть степени мастера. Он никогда не говорил ничего плохого ни о чем-либо, ни о ком-либо. Мимолетное представление о способе его мышления можно было получить, заметив лишь две вещи: значительную улыбку, которой он выражал свое сомнение и еще одну фразу: «Вы знаете, все не так просто, как кажется», которую он также любил повторять, и которая означала, что он не хочет больше говорить на эту тему, так как не считает предмет разговора достойным внимания. В мире парфюмерии, в общем, его большего всего забавляло наблюдать за тем, какие ароматы будут выпущены между 280 и 350 новинкой каждого года, расстраивала же его больше всего тривиальность многих парфюмерных творений.

Почему он решил уйти из бизнеса?

Жан Поль Милле Лаже: В 2001 году ему было 62, и, как я думаю, он уже был готов создать свой «парфюмерный сад». Этот сад ароматов, эти парфюмерные растения были его давней страстью. В то время он уже был большим коллекционером георгинов, весьма анекдотический выбор, так как до сих пор никто не может получить экстракт этого цветка.

Он не только создал великолепное место, которое мог посетить любой желающий, но также разработал педагогический маршрут, который предлагался каждому посетителю для того, чтобы он или она могли узнать и полностью разобраться в различных этапах создания ароматов. Этот сад отнимал у него безумное количество времени, и он не мог заниматься им и в то же время нести обязательства перед парфюмерным домом. Он действительно всегда хотел заниматься именно тем, что ему предназначалось.

Что, по-вашему, является главным наследием Жана Франсуа Лапорта?

Жан Поль Милле Лаже: Персонализация и индивидуализация профессии парфюмера таким образом, как это было в былые времена, в то время, как в первые две трети 20 века эта область была полностью стандартизирована и индустриализирована. Также невероятный и, надо отметить, весьма заслуженный, рост и увеличение количества парфюмерных лабораторий.

Обучал ли он каких-либо молодых парфюмеров?

Жан Поль Милле Лаже: Он обучал лишь одного человека, который находился с ним рядом еще со времен его работы в L'Artisan Parfumeur. И этот человек – Фредерик Сталин (Frédéric Stalin), работающий в настоящее время со мной над созданием новых ароматов. Фредерик играет важнейшую роль в нашей работе. Он обладает 27-летним опытом, в том числе 17 годами, которые он провел рядом с Жаном Франсуа Лапортом, от которого он все и узнал.

Можете ли Вы назвать какие-нибудь духи французского или иного производства, которые нравились Лапорту или же он ими восхищался, а может даже приводил в качестве примера в свободное от обучения время?

Жан Поль Милле Лаже: Жан Франсуа Лапорт никогда не ставил никого в пример. Ни Фредерик, ни я никогда не слышали, чтобы он вообще произносил имя какого-нибудь своего коллеги или название каких-либо ароматов, ссылаясь на них или признавая их превосходство.

Я был первым, кого безумно удивил этот факт, а также тот факт, что он отказался стать членом Французской Ассоциации Парфюмеров (Société Française des Parfumeurs). Он был очень независимым и постоянно повторял, что это государство заставило его не упоминать и не ссылаться на других. Но особенно немыслимым для него было выносить что-то напоказ. Если он чувствовал уважение и испытывал дружеские чувства к каким-либо из своих коллег, он никогда не упоминал этого в присутствии кого-то другого. Это не выходило за пределы его кабинета.

Извините, но я не очень разговорчив в этой теме.

Что он думал о современной парфюмерии и ее будущем?

Жан Поль Милле Лаже: У него было большое искреннее любопытство ко всему, что  происходило в парфюмерной вселенной. Он сразу же высказывал свое профессиональное мнение и личные суждения по поводу всего происходящего, но суждения эти были весьма сердобольными, так как ему очень нравилось наблюдать за тем, как люди  идут на риск. Он искренне считал, что творческую парфюмерию впереди ожидает светлое будущее, но для этого необходимо правильно решать все вопросы, от которых зависит ее успех, а также не дать ей попасться в маркетинговую ловушку. Но на этом фронте он был весьма разочарован количеством запусков новинок.

Это иногда пораждало довольно жесткие дебаты, вспыхивающие между нами. Я приведу Вам два примера.

Во-первых, его не интересовало участие в международных выставках. Он был согласен лишь на участие во всевозможных ярмарках, которые имели достаточно сильную связь с такими садами, как Les Journées de Courson или Société d'Horticulture на улице Grenelle. Тем не менее, участие в международных выставках – неотъемлемая и даже обязательная часть процесса заявления о себе.

Он также не позволял использовать в работе MPG-план (сетевой, многоуровневый маркетинг). А это весьма существенное отставание, которое очень трудно наверстать.

Какова была роль «парфюмерного сада» в его жизни?

Жан Поль Милле Лаже: Он играл очень важную роль: его способность создавать оригинальные духи, заботящиеся о значении французской парфюмерии, действительно зависела от его вкуса и очень обширных знаний в растительной сфере.

Вот что я узнал первоначально от него: в вопросе создания новых уникальных ароматов, знания обо всех ресурсах, которые предлагает сама природа, являются очень важными.

Я, пожалуй, подведу итог, сказав, что он являлся воплощением высшей степени синтеза химика, коим он являлся по образованию, и садовника, кем он был на самом деле, а также честью и гордостью французской парфюмерии. Он был химиком, который служил у садовника-парфюмера. И никогда наоборот, не дай бог.

Жан Франсуа Лапорт был кладезем знаний, которыми он любил делиться со своим кругом, своей аудиторией. Все любили его слушать, слышать его и учиться у него.

Jean Francois Laporte.jpg

Комментарии 0
Личный
опыт
Добавить запись
Наверх