
Время, вперёд! Как ароматы 2010-х влияли на парфюмерную индустрию
Конец года — время подводить итоги: личные, профессиональные, финансовые, эмоциональные, по количеству поставленных на полку флаконов и опробованных ароматов — неважно. И даже если это перестало быть интересным, ты не можешь выпрыгнуть из лодки, несущейся к последнему рубежу — у тебя есть обязанности, ты должен обнулить счётчики. Словно за этим рубежом с чистого листа начнётся абсолютно новая, прекрасная жизнь: креативные директора, маркетинговые отделы гигантских корпораций и парфюмеры вдруг шумно, звучно, единым порывом вздохнут и завалят мир шедеврами, чтобы обозреватели и критики устали составлять списки лучших в конце очередного года. Но пока этого не произошло, придётся действовать по старой схеме.
Однако десятилетия сменяют друг друга не каждый год, и мы стоим на пороге «двадцатых». Будут ли они «ревущими», блистательными, яркими и изобильными? Окажут ли на них значительное влияние «десятые»? Не имею ни малейшего понятия, но по заданию редакции мне выпала честь выбрать десять ароматов минувшей декады, повлиявших на индустрию и внесших свой вклад в развитие мировой парфюмерной истории.
Но что подразумевается под формулировкой «оказавших влияние»? Должен ли я выбрать ароматы, изменившие лицо целых семейств и жанров, задавшие новые тренды и ориентиры? Или под влиянием понимается их способность порождать эти новые семейства и жанры? А возможно речь идёт о тех композициях, ставших источниками сотен клонов, подражаний и интерпретаций?
Так или иначе, способность что-то изменять и на что-то влиять появляется у аромата, когда он благосклонно принят на рынке — его популярность достаточна, чтобы маркетологи определили его достойным жить дальше. Иными словами, мне предстоит выбрать десять ароматов, о которых все слышали. Пробовали или нет — другой вопрос, но они на слуху не только у тех, кто читает специализированные издания.
2010
Aventus Creed, как и остальные составляющие этого списка, не нуждается в представлении: гесперидно-ананасный неошипр позволил марке Creed открыть флагманский бутик в Нью-Йорке на Мэдисон-авеню. Брутальный, мужественный, но при этом свежий, искрящийся аромат цитрусов, ананасов, мускуса и кожи аккуратно растушёван с помощью исоесупера и гедиона в полупрозрачное полотно, чтобы быть уместным всегда и везде. В своём жанре он был действительно чем-то новым, но при этом оставался знакомым и понятным, что и определило его популярность. Количество клонов, интерпретаций, подражаний и просто подделок разного уровня качества сделало оригинальный Aventus одним из самых желанных мужских ароматов не только среди мужчин.


Bleu de Chanel — суперпопулярный мужской фужер, повлиявший на развитие жанра так называемых фужеров новой волны. Амброксановый скелет этого нового героя был задрапирован парфюмером Жаком Польжем сверкающими цитрусами, исоесупером и имбирём, из-за чего аромат искрист, стоек и невероятно диффузен. На маркетинговые мероприятия в поддержку Bleu de Chanel было потрачено немало денег, но аромату нужен был лишь начальный импульс: публика приняла его великолепно.
Womanity Mugler. От нарочитой мужественности — к нарочитой женственности. Хотя лично я, несмотря на название, не считаю Womanity женским или женственным. Возможно, это самый неоднозначный и непонятый аромат марки, но он действительно добавил ярких красок фруктово-гурманскому направлению. Сочетание сладкого, цветочно-синтетического инжира с… икрой? Трудно сказать — композиция выполнена так, что лично я не способен разобрать её на четкие составляющие аккорды, но достаточно почитать многочисленные отзывы, чтобы пожелать немедленного знакомства — и получить по-настоящему новый ольфакторный опыт. В конце концов, это Mugler.
2012
Пока снобы и эстеты от парфюмерии называют La Vie Est Belle Lancôme худшим обещанием красивой жизни, его продажи растут, фланкеры выходят с завидным постоянством, а вероятность встретить его шлейф на улице или в общественном транспорте даже в 2019 году не становится меньше. Настоящая «этилмальтольная бомба», гроза всех ненавистников сладкого и… один из самых популярных ароматов современности. Карамель, пралине, ваниль и бобы тонка лишь слегка оттенены сочными фруктами в самом начале и пудровым цветочным букетом в сердце. В остальном это настоящая тяжёлая артиллерия, которая, к сожалению, стала истинным символом десятилетия в своём жанре.


В Interlude Man Amouage собрались те самые непреложные парфюмерные добродетели, что так ценятся мужчинами во всём мире: стойкость, шлейф, сила запаха и мужественность. Пряно-кожаная восточная композиция с непременным сладко-смолистым аккордом стала в своём роде эталоном ориентальных ароматов для мужчин, а ещё мемом в локальных парфюмерных сообществах. И последнее как раз свидетельствует о том, что его место в этом списке вполне заслуженно.
2014
Трудно обвинить Fleur Narcotique Ex Nihilo во влиянии или изменении цветочного жанра. Да и количество его подражателей и клонов далеко не так велико, как у того же Aventus. Однако подделывают его охотно, а популярность достаточно велика, особенно для аромата высокой ценовой категории.
Ничего необычного во Fleur Narcotique, кажется, нет. Пион, личи, ирис, жасмин — всё довольно условное и неживое. Чем же он заслужил своё место здесь? «Наркотическим» именем и любовью потребителей к свежим, фруктовым ароматам, обладающим высокой стойкостью и шлейфом. Кажется, именно ему парфюмер Паоло Теренци посвятит в 2015 году Kirke и превзойдёт с его помощью популярность «Наркотического Цветка».
2015
Dior Sauvage. Да, тот самый, с Джонни Деппом. Тот самый, из-за которого штатного парфюмера марки Франсуа Демаши в парфюмерном сообществе едва не подвергли буллингу. Тот самый, на который так болезненно похож Office for Men от Fragrance One — бренда популярного парфюмерного Youtube-блогера Джереми Фрэгранса.
Что же в нём особенного? Он почти начисто состоит из амброксана и продолжает развитие мужских фужеров новой волны. Больше всего он похож на «молекулярные» эксперименты Гезы Шёна, которые тот ставил в середине «нулевых», но в сравнении с «Молекулами» Sauvage кажется более породистым, в нём больше лоска. Стиль дома Dior также узнаётся. Добавим к этому стойкость и шлейф и получим очередного героя десятилетия.
2016
Baccarat Rouge 540 Maison Francis Kurkdjian — дитя того времени, когда индустрия начала искать новые звучания. Аромат, относительно которого до сих пор разгораются скандалы и споры, ломаются копья и сшибаются лбы. Для одних он — ворох кровавых бинтов, для других — ворох чистых бинтов и запах больницы. Третьи восхищаются жжёной карамелью, запах которой относит их в далёкие времена и напоминает о петушках на палочке. Есть и четвёртые, равнодушные к «Баккаре», но их меньше.
Эвернилово-этилмальтольный монстр, постмодерн, сарказм — я не знаю, как звучало технического задание для парфюмера Франсиса Кюркджяна (или он написал его себе сам?), но Baccarat Rouge 540, бесспорно, один из самых ярких ароматов минувшего десятилетия. Неважно, что вы читали о нём, и как это повлияло на ваше к нему отношение. Если с композицией вы не знакомы, обязательно сделайте это, чтобы составить собственное впечатление. Как и в случае с Womanity Mugler, вас ждёт настоящий ольфакторный опыт.
2017
В момент выпуска Mon Guerlain был принят довольно прохладно. Отовсюду слышались упрёки в том, что великий дом умер, а штатный парфюмер Тьерри Вассер продал душу маркетологам из LVMH. Однако несколько позже этот элегантный и мягкий гурманский фужер был по достоинству оценён. Лаванда и ваниль, заключившие в свои объятия прозрачное жасминово-мускусное сердце, пришлись по душе любителям цветочно-гурманского жанра. Чтобы понимать, чем аромат хорош, почитайте мой обзор.

Gucci Bloom стал, вероятно, самым популярным белоцветочным ароматом десятилетия. Что кажется несколько странным, ведь в 2011 году, как минимум, появился Honor Woman Amouage — насыщенный, богатый жасминово-туберозный букет. Однако дело может быть как раз в тонкости и изящности Gucci Bloom, предлагающего мягкую, нежную, сладковато-молочную туберозу с аккуратными оттенками жасмина — политкорректный и, в отличие от аромата Amouage, уместный практически везде.


Выпустив Aura, Mugler в очередной раз выступили большими оригиналами — странный ванильно-древесный аромат в не менее странном флаконе в форме сердца. Рекламная кампания, вечеринка в честь запуска — всё это, как и сама композиция, было в духе Mugler. И хоть глобально на парфюмерию Aura никак не повлияет в виду своей сложности и необычности (её частенько сравнивают с разогревающей мазью или микстурой от кашля), она, скорее, — очередное заявление Mugler, ароматы которых одним лишь своим существованием делают парфюмерную историю менее скучной.
2018
В последнее время ароматы Тома Форда редко занимают первые строчки в хит-парадах. Вероятно, виной тому — новый курс, который взяла марка за последние полтора года. Тем больше Lost Cherry выглядит прощальным приветом блестящей эпохи.
Цианидная вишнёвая косточка, вишнёвое варенье и вишнёвый же ликёр в одном флаконе вишнёвого цвета — ничего необычного, но качество и исполнение — Tom Ford. И пусть Close Up Olfactive Studio я бы поставил в этот список с куда большей охотой, Lost Cherry заслужил его благодаря имени американского дизайнера и маркетингу, на который у небольших нишевых марок обычно нет средств.
***
Нетрудно увидеть, что второе десятилетие XXI века усиленно работало над фужерным жанром. Амброксаново-цитрусовые мужские и цветочно-ванильные женские стали альтернативой классическому фужеру, уже давно неактуальному. Однако трансформация далека от завершения, и 20-е годы вряд ли обойдут вниманием это обширное и продолжающее расширяться семейство. Что ещё готовит нам грядущее десятилетие? Как бы там ни было, парфюмерия последних лет тяготеет к эксперименту и новизне, парфюмеры ищут новые звучания и профили, лаборатории совершенствуют парфюмерное сырьё и разрабатывают новое. Я уверен, что нам не будет скучно.
Подписывайтесь на наши аккаунты в Facebook, ВКонтакте, Telegram, Instagram и на YouTube, чтобы быть в курсе новостей и обзоров Aromo
Комментарии
8Из линейки Gucci Bloom нравится только новинка Ambrosia di Fiori, а Mon Guerlain привлекал всегда, в этом году купила его в подарок маме к Новому году.
Bleu de Chanel невероятно красив! Правда, не так часто встречаю его шлейф...возможно, просто так совпадает))