Было это очень давно: в семье начальника гарнизона родилась дочурка. Назвали её Агриппина, но о том, что она «далеко пойдёт», ещё никто не догадывался. Повзрослев, Агриппина, как и полагается, вышла замуж и родила сына. Однако первый муж сменился вторым и третьим, причём всё это время Агриппина по-настоящему любила только своего дядюшку Клаудиуса.
Долгие годы она об этом молчала и смогла признаться ему в своих чувствах только тогда, когда Клаудиус стал императором. Какая забавная случайность, согласитесь? Причём, чтобы никто не мешал их счастью, Агриппина отравила своего мужа и жену Клаудиуса. Правда впоследствии, когда дядюшка усыновил её сына, Агриппина «убрала» и его.
И вот сия предприимчивая особа основала будущий город, у которого было на тот момент длинное название. До наших времён дожила только его часть, которая переводится как «колония». Речь идёт о городе под именем Кёльн, и находится он в Германии.
Кстати, женщины на протяжении всей истории города играют значительную роль. Взять знаменитый Кёльнский собор. Как думаете, почему он до сих пор недостроенный? Этому есть очень логичное объяснение. Когда архитектор ломал голову над чертежами собора, он решил призвать на помощь дьявола – настолько это была сложная работа. Дьявол согласился помочь ему с условием, что архитектор отдаст в обмен свою душу. Они ударили по рукам, сойдясь на том, что с первыми петухами дьявол отдаёт чертежи и забирает душу.
Разговор слышала жена архитектора, и она провела дьявола – закукарекала вместо первых петухов. Обман раскрылся, но поздно – чертежи уже были в руках архитектора. Тогда дьявол пообещал, что собор будет стоять до того момента, пока не возложат на него последний камень. Теперь-то Вы понимаете почему он такой чертовски красивый и до сих пор такой недостроенный…
Современный Кёльн. Фото: Road Affair
В 18 веке жители Кёльна и представить себе не могли, что скоро город станет знаменитым, причём жить в нём станет намного интереснее. К примеру, в современном Кёльне непременно надо побывать на масленицу. Здесь к ней начинают готовиться ещё в ноябре, 11 числа. В 11 часов 11 минут начинаются заседания карнавальных комиссий. Масленица в Кёльне считается пятым временем года и называется карнавалом, который длится не один день.
Само же мероприятие, как и положено, происходит весной. Первый день носит название «бабий» четверг. Почему? В этот день в городе царит полный матриархат – женщины могут делать всё что угодно.
Одной из самых распространённых традиций считается «обрезание галстуков». «Трофеи» женщины прикалывают к своей одежде. Опытные мужчины в этот день надевают бумажные галстуки, чтобы урон был меньше. Причём если «жертву» приглашают на чашечку кофе – он не имеет права отказаться. Затем следуют дни карнавальных шествий: специально к масленице все готовят карнавальные костюмы. Не иметь в эти дни такого костюма – считается чуть ли не моветоном.
Далее следуют «розовый» понедельник, «фиалковый» вторник и «пепельная» среда. За эти дни на улицы высыпают до 140 тонн сладостей! Миллионы туристов съезжаются полюбоваться зрелищем.
Теперь же вернёмся к истории города-парфюмера. Ничем особым Кёльн до 18 века не отличался, пока сюда не приехал уроженец Италии - Иоганн Мария Фарина. Благодаря удачной подборке качеств, Фарина был умён, креативен, с коммерческой жилкой и отличной интуицией.
В те времена по Европе гуляла мода на тяжёлые запахи, чтобы они могли заглушить запах тела. Вода считалась разносчиком заразы и её опасались (после чумы вполне резонно), поэтому старались пользоваться как можно меньше вплоть до того, что мылись раз в месяц. Ведущие партии в таких «отдушках» играли амбра и мускус.
Фарина же, ища пути как отличиться от конкурентов (он занимался торговлей), стал возить цитрусовые. С первого взгляда это было очень невыгодно, потому что надо было уметь сохранить их по дороге. С этой задачей Фарина успешно справился, и попутно создал новое направление ароматов – цитрусовые.
Так на свет появился первый одеколон, который назвали eau de Cologne, что в переводе звучит как «Кёльнская вода». Он сразу приобрёл знатных поклонников на уровне правящих особ. Среди них был Наполеон, который в день использовал по два флакона кёльнской воды. А ведь объём одного флакона составлял 220 мл! Кстати, у них было своё название – розолия. Это были маленькие флаконы из дутого стекла.
История любви Наполеона и Жозефины вообще отличается обилием ароматов… А у каждой влюблённой парочки свои ритуалы. Например, в наше время в Кёльне существует «мост любви», где по традиции новая семья вешает свой замочек в символ крепкой любви. Замочков так много, что время от времени их спиливают, иначе мост под их тяжестью ещё гляди не выдержит…
И снова о кёльнской воде. Новое веяние охватило всех, кто мог себе это позволить. Короли, императрицы, аристократия и богема активно начали вводить в свой ежедневный моцион кёльнскую воду. За бесценный вклад в историю Кёльна, изображение Иоганна Фарины запечатлено на городской ратуше среди 124 великих людей города.
Но Иоганн оказался не единственным изобретателем кёльнской воды. Уже несколько веков существует его конкурент, марка которого называется «4711». По одной из версий один из жителей Кёльна, Вильгельм Мюленс, решил жениться. Среди самых ценных подарков был свиток от картезианского монаха с фамилией Фарина с рецептом кёльнской воды, производство которой Мюленс и «поставил на поток». По другой версии Мюленс просто нашёл однофамильца Фарины и купил право использовать его фамилию. Так появилась ещё одна кёльнская вода.
Как было на самом деле – сложно сейчас установить, но ясно одно: оба предприятия процветают. К примеру, в одном из них Вы можете до сих пор зачерпнуть одеколон из настоящего парфюмерного фонтана. Только помните – аромат очень стойкий…
Вот так в 18 веке город Кёльн совершенно неожиданно для себя превратился в столицу парфюмерии. Так что если захотите узнать аромат первого одеколона по старинной рецептуре – Вам в Кёльн.