
15.11.2016 в 15:55
Мак, глициния, хиноки: утонченность японских ароматов
В Японии искусство создания ароматов появилось более тысячи лет назад и, к счастью, в отличие от многих веяний древности, оно не просто было сохранено, но продолжает свое развитие и сегодня.
Кодо – это искусство эстетизма запахов, которые выстраиваются согласно канонам красоты. Но на самом деле, все не так просто, как может показаться. Суть данного искусства заключается в объединении трех чувств человека для наиболее полного чувства гармония. Так, во время ароматической церемонии, задачей мастера является подобрать запах к определенному поэтическому фрагменту. Так, красота линий иероглифа услащает взор, стихотворение – слух, а подобранный аромат – обоняние.
Особую популярность в Японии кодо обрело в эпоху Хэйан (794-1185 н.э.), хотя зародилось гораздо раньше в Китае, откуда и было заимствовано. Отличительной чертой данной эпохи, которая и стала ключом к продвижению искусства благовоний, был высокий уровень культуры аристократов. Придворные тратили месяцы напролет для того чтобы освоить мастерство комбинирования ароматических веществ. Конечно, это делалось не просто для саморазвития – свои умения знать затем демонстрировала самому императору на специально устроенных соревнованиях.
Кодо, как и все виды искусства, было подвержено разным стилям и веяниям. Так, в эпоху Хэйан зародился стиль под названием нэрико, основой которого было правило, что благовония должны быть составлены на основе порошка ладана. Так, из этой основы формировали конусы и ароматические палочки, которые затем поджигались и, тлея, отдавали свой аромат. Также в этот период стали особо популярны игры не только на создание лучших ароматов, но и на ассоциации. В целом, все игры с благовониями в японском языке называются «кумико». Они основаны не только на поэзии (как это было в Китае), но и на темах времен года, путешествий, и даже настроении.
![]()
![]()
![]()


Современная парфюмерия
Принципы японской эстетики благовоний в современном мире нашли свое отражение также и в искусстве парфюмерии. Так, парфюмерия страны восходящего солнца полностью отрицает густые дымные ароматы, дурманящие голову. Практически нет в арсенале японцев и густых сладких ориентальных ароматов. Здесь идеальный парфюм не должен противоречить природе, он должен находиться с ней в гармонии. Так, японские духи – это изысканные и легкие композиции с зелеными, цветочными и морскими аккордами. Интересным является и тот факт, что сильный, глубокий, насыщенный и сложный парфюм, каким бы прекрасным он не был, в Японии вам зачтут как признак дурного тона. Ведь плотность населения на островах чрезвычайно велика и, учитывая этот факт, люди стараются жить в мире друг с другом, не раздражая обоняние ближних резкими запахами. Так, интересной особенностью японской парфюмерии, является ее слабая (по сравнению с европейской) концентрация. Даже импортная парфюмерия, поставляемая в Японию, изготавливается с учетом этой особенности. Отличительной чертой японского национального характера, как вы уже могли понять, является вежливость, одним из проявлений которой и есть едва ощутимые композиции. Они расцениваются дань уважения к чувствам других людей. Сегодня миру хорошо знакома японская парфюмерия по таким брендам как Shiseido, Kenzo, и Issey Miyake. Особого внимания заслуживают также и творения Yohji Yamamoto, Kusado, Pola, Masaki Matsushima и многие другие.

Парфюмерия Kenzo
Кензо Такада, основатель модного дома Kenzo, стал одним из первых представителей Японии, покоривших Париж, а вслед за ним и всю Европу. В модную столицу Кензо переехал в 60-х годах и уже в 1970-м открыл свой первый бутик под названием «Jungle Jap», где продавал уже готовую одежду (pret-a-porte). В парфюмерии испробовать свои силы дизайнер решился почти через 20 лет после успешного старта в Париже. В 1988 году был выпущен женский аромат Kenzo de Kenzo, а спустя три года мир увидел и дебютант для мужчин - Kenzo Pour Homme. И хотя парфюмерные творения данного дома соответствуют всем правилам японских ароматов (они сдержанные, нежные и чрезвычайно красивые), именно Kenzo создал один из ярчайших примеров ориентальной парфюмерии – знаменитые духи Kenzo Amour. Но это скорее стало исключением из правил, ведь Такада долгое время прожил в Европе.Парфюмерия Shiseido
История этой компании началась в 1872 году с мелкой аптеки. Сейчас бренд занимается выпуском не только парфюмерии, но также и всевозможной косметики по уходу за телом. В течение длительного времени парфюмерной линией дома управлял гуру нишевой парфюмерии Серж Лютенс. Наиболее известными его творениями для бренда Shiseido стали парфюмы Nombre Noir и Feminite du Bois. Наиболее точно дух Японии воплощен в парфюмах Koto, посвященном известной церемонии благовоний, Zen (во всех его вариациях) и Murasaki.

Комментарии
3