Азербайджан. В море роз. Ч. 2
Первая часть рассказа здесь
Нам очень повезло с погодой! Было очень тепло, но солнце сжалилось – не жарило; чуть влажный, густой воздух был наполнен благоуханием роз, которое ощущалось даже на высоте третьего этажа офисного здания в 200-300 метрах от края поля. В одну сторону глянешь – густая бархатная зелень розовых кустов с розовыми вкраплениями цветков, в другую – чуть сокрытые туманной дымкой разноуровневые рельефные горы, некоторые – с заснеженными хребтами…
А розы! Какая дамасцена все-таки красивая! Пусть даже, в сравнении с центифолией, кажущаяся чуть «взъерошенной». На одном кусте раскрываются бутоны разных оттенков; даже один цветок может иметь и белые, и розовые, и бело-розовые градиентные лепестки. Некоторые цветки – размером с ладонь. И каждый хочется непременно поднести к лицу, чтобы вдохнуть аромат, перед тем, как опустить драгоценность в карман. На самом деле первые бутоны было даже жалко срывать из-за боязни разрушить всю эту кажущуюся хрупкой красоту, но роза здесь для того и выращивается, чтобы быть сорванной, затем отправиться на паровую дистилляцию и обрести новую жизнь в виде полезного гидролата и высококачественного парфюмерного сырья…
Что интересно: у кого-то из нас (при одинаковом объеме сбора порядка 2 кг) от растительного сока окрасились подушечки пальцев, но при этом тыльные стороны ладоней полностью избежали царапин, у кого-то, наоборот, – руки чистые, но «словившие» касания шипов, отчего кожу пощипывало. Опытные сборщицы в большинстве своем работают в перчатках – это только кажется, что розы здесь – почти без шипов…
Перерабатывающий цех находится на краю поля. 17 огромных перегонных аппаратов работают практически без остановки, поэтому в хранилище собранные бутоны надолго не задерживаются. Двойная перегонка, высокая степень очистки – и уже совсем скоро закатальское розовое масло разъедется по миру: у Lecheq, несмотря на относительную молодость компании, уже множество заказчиков, в том числе – из известных парфюмерных точек мира. Компания сразу взяла высокую планку и ориентир на качество – от саженцев до конечного продукта. И, безусловно, «спасибо» плодородной земле. Хотя и о ней надо заботиться. Как водится сегодня – в экологичном органическом «формате» без стимуляторов роста, химической обработки растений и т.п. А земля здесь всегда была щедрой: советский Азербайджан тоже был славен эфиромасличными розами, которые выращивались в Закаталах с середины 1950-х годов. И кое-где в частных садах на территории старых плантаций еще можно увидеть полудикие, но все еще красиво цветущие кусты, посаженные несколько десятилетий назад. Дамасцена – настоящая долгожительница; даже при промышленном возделывании она способна обильно цвести не только 15, но и 20-25 лет.
Наше «рабочее» утро завершилось завтраком в тени раскидистой шелковицы здесь же, в поле. Сразу несколько местных хозяек пекли для нас на саджах махары – огромные блины-«солнца», причем каждая – по своему собственному рецепту. А к ним – хрустящая, терпкая кисло-сладкая зеленая алыча с солью, несколько видов варенья (конечно же, было из розовых лепестков и совершенно невероятное с шафраном), мед с местной пасеки и местный же чай с мятой, которая тоже здесь возделывается и одного листочка которой хватает на внушительных размеров чайник…
Около трех часов в море роз – это ничтожно мало! Поэтому утром следующего дня мы снова попросили отвезти нас на поле. Несмотря на дождь, который здесь, если начинается, то идет долго. Но как только мы приехали, тучи расступились, давая дорогу солнцу. Бриллиантами капли воды сверкали на лепестках; и розы казались еще красивее… Уезжать не хотелось от слова «совсем» и я даже подумала о замене билета… Но наша группа почти вся возвращалась в Баку, оставаться было не с кем, поэтому я, последний раз зарывшись лицом в шелковые лепестки, загадала желание вернуться сюда вновь...