«Русская Княжна» от Brocard: новый удар по парфюмерному снобизму
Brocard продолжает искоренять снобизм у представителей и участников российского парфюмерного сообщества. Теперь он на слуху не только у тех, кто считает, что тратить на флакон туалетной воды больше тысячи рублей — непозволительное расточительство, но и в среде потребителей с куда более взыскательным вкусом.
Креативный директор марки Любовь Берлянская вывела российский масс-маркет из тени на свет, чем удивила тех многих, кто искренне считал, что парфюмерные полки в «Ашане» и «Ленте» — локальный филиал преисподней. Brocard стал объектом пристального внимания не столько из-за самих ароматов, сколько благодаря статусу и активности Любови в парфюмерном сообществе. Она применила единственно верную, на мой взгляд, тактику в продвижении своей работы — начала рассказывать о ней, называя вещи своими именами: «Да, это масс-маркет. Да, стоимость флакона — 300 рублей. Пахнет луговой клубникой, сиренью и мерзлыми ёлками. Парфюмеры — Морис Русель, Фабрис Пеллегрен, Жан Жак, Мари Саламань и другие». Для рядового потребителя из целевой аудитории имена незнакомые и часто по причине элементарной незаинтересованности и безразличия ничего не значащие, но обретающие смысл и действующие почти магическим образом на тех, кто потребляет парфюмерию осознанно. Разумеется, необходимо понимать, что бюджет есть бюджет, и ожидать откровения от аромата авторства хоть самого Бертрана Дюшофура, конечно, можно, но не стоит. Однако изучать и пробовать — всенепременно. Берлянская предлагает всем искушенным и пресыщенным извлекать удовольствие даже из флакона одеколона стоимостью 150 рублей, добавив его содержимое в ванную или нанеся на душевую шторку. Без лукавства нам объясняют, что перед нами — не высокая парфюмерия, требующая легенд, роскошных флаконов и восторженных придыханий, а что-то куда более простое, но способное, при умелом использовании, оживить эстетику ежедневной жизни.
Про «Русскую Княжну» уже немало сказано в сети. Новый аромат, созданный Бертраном Дюшофуром (нет, он всё ещё не штатный парфюмер марки), хоть и носит похожее название и идентичный дизайн упаковки, сам по себе не имеет никакого отношения к ныне снятому с производства аромату «Княжна».
Как и многие работы массового сегмента, композиция «Княжна» предлагала аллюзию на известный и всенародно любимый Coco Mademoiselle Chanel — то был аромат такой же сливочно-сладкий, цветочно-фруктовый, мягкий и слегка пудровый, но, увы, значительно уступающий источнику вдохновения в качестве компонентов. «Русская Княжна», напротив, исследует традиционные для России ольфакторные коды, преследует идею уникальности и не дает прямых отсылок к популярным люксовым запускам.
Как и любую работу Дюшофура, новый аромат Brocard стоит рассматривать постепенно, разбирая аккорд за аккордом. «Русскую Княжну» можно разделить на три условных части: цветочно-ягодную, древесно-акватическую и мускусную.
Ягодная — первая и главная часть композиции. Традиционное русское лакомство, клюква в сахаре (сейчас всё больше туристическое развлечение), была выбрана как лейтмотив парфюмерной композиции. Помогать и украшать его должны клубника, малина и роза, придающая всей конструкции объём и поддерживающая характерные стилю парфюмера контрасты и переходы. Однако вместо клюквы и малины я чувствую, в основном, припорошенную тонкой сахарной пудрой смесь земляники и клубники — спелую, сладкую, не очень натуральную, но весьма изящную. Она опирается на полупрозрачный розовый аккорд, уберегающий аромат как от чрезмерной сладости, так и от обвинений в легкомысленности.
Древесная часть «Русской Княжны» выполнена в виде аккуратного древесно-акватического аккорда, но вносит, скорее, не столько сам аромат, сколько ощущение холодного и влажного зимнего воздуха, румянящего гладкие белые щёки, норовящего пробраться под меховой воротник, откуда доносится сладкое благоухание ягод. У этой части аромата характер большинства январских дней в Петербурге — влажно, холодно, солоно, — а фиалково-пудровый аспект, тонким слоем растушеванный по всему полотну композиции, только усиливает сложившееся впечатление.
Заключительный мускусный аккорд напоминает обо всех работах парфюмера для Brocard сразу. В контексте же рассматриваемого аромата прохладный и бархатистый мускус кажется белым пуховым платком, накинутым поверх русой косы. Ничего необычного в нём нет. Он по-новому развивает лишь акватический оттенок из древесного аккорда, а также слегка приглушает ягодную сладость, формируя требуемую концепцией атмосферу. Однако именно мускусную часть можно назвать смыслообразующей. Она выступает в роди модификатора, и без её участия «Русская Княжна» превратилась бы в сладкий «компот», лишённый и элегантности, и изящества.
Вообще удивительно, насколько ответственно и профессионально в Brocard подходят к разработке новых проектов. Ольфакторные коды местности, уникальный профиль, концепция, материалы пресс-релизов — Берлянская словно занимает кресло креативного директора добротной нишевой марки с хорошим бюджетом и командой профессионалов во всех необходимых сферах. Конечно, не стоит забывать, что «Русская Княжна» — проект другого сегмента, и рассматривать его стоит, исходя из соответствующей системы координат. Для меня в аромате нет откровений, он не вызывает восторга и желания непременно облиться с головы до ног, однако за свои деньги это прекрасная работа — чистая, ясная, хорошо сбалансированная и не похожая ни на что из уже известного. По крайней мере, известного мне.
Также пары слов о себе требуют флаконы. Выполненные в византийском стиле, они так хороши, что некоторые признаются в приобретении ароматов только ради них. Гладкое матовое стекло, тяжелая медная фурнитура и россыпь нежно-розовых страз, прочно прикрепленных к медной оплётке — такой флакон способен стать настоящим украшением туалетного столика. Жаль, что зачастую их приходится хранить в тёмных шкафах комодов и доставать лишь на несколько секунд, чтобы использовать.