"Околопарфюмерное" кино
Самым известным фильмом, посвященным парфюмерии, является, конечно же, «Парфюмер. История одного убийцы». Есть такие, кто его не смотрел? Если смотрели, читайте ниже, что еще развлекательного (но не образовательного) можно посмотреть из того, что хотя бы косвенно касается «околопарфюмерной» темы. Это не вылавливание флаконов, мимолетно появившихся в кадре, а именно то, где все-таки есть акцент на парфюмерии.
Осенью минувшего года в российском прокате появился французский фильм "Мадам парфюмер" (2019). В ревью и анонсах фильм фигурировал как комедия "о зазвездившейся" парфюмере, несносный характер которой смог вынести один лишь водитель проката бизнес-авто, которому поначалу было просто некуда деваться (надежда снять хорошую квартиру, чтобы после развода получить совместную опеку над 10-летней дочерью), а затем сумевшему найти общий язык с мадам (хотя она позиционирует себя как мадемуазель) и даже проникнуться миром ароматов. На самом деле это драма, центром которой становятся отношения людей (не любовные). А парфюмер попросту стала социопатом и социофобом в силу ряда причин, одна из которых - провал в крупном парфюмерном доме из-за аносмии. Посмотреть стоит именно в качестве психологической драмы и ради того, чтобы понаблюдать, как достаточно простой шофер учится мыслить образами и "запахами". Что, в конечном счете, меняет его жизнь. К лучшему.
Все, что напрягло в процессе просмотра: сцена, где парфюмер оценивает девушку, угадав аромат, который та носит. J'Adore Dior. И добавляет, что безошибочно его угадает всегда, потому что именно его она создала... Ну, камон, ребята! Могли бы придумать какой-то другой аромат, чтобы не вводить в в заблуждение неискушенного в парфюмерной истории зрителя, который после этой сцены склонен полагать, что фильм носит автобиографический характер. Ну и, в конце концов, это просто неуважение к истинному автору культового аромата...
«Парфюмерша» (2013) – российский сериал с Марией Куликовой в главной роли о технологе, мечтающей вдохнуть новую жизнь в провинциальную парфюмерную фабрику, на которой она работает.
«Образовательного» в сериале почти ничего, это мелодрама, центром которой являются отношения двух конкурентов, у которых относительно этой самой фабрики совершенно разные планы. Это в первой части. А дальше – история сильной и независимой дамы, которая, преодолевая трудности, двигается к намеченной цели. В том числе, создавая «бомбовый» аромат (с совершенно дурацким, на мой взгляд, названием «Дурнопьян») и борясь за место под солнцем с достаточно сильным (и вороватым) конкурентом…
Съемки первой части проходили в Минске, на действующей парфюмерной фабрике, так что «рабочая атмосфера» – это не бутафория, не реквизит, не декорации.
«Опасный возраст» (1981) – еще одна история взаимоотношений: уставших от серых будней супругов времен СССР. Классифицируется как комедия, но, пересмотрев, я склонна относить фильм к драмам. Развод, процесс размена квартиры, «протестные выступления» сына-старшеклассника… Как меняется их судьба, когда выясняется, что глава семьи – обладатель редкой профессии, главный эксперт-дегустатор парфюмерной фабрики – больше не может «работать носом» из-за аносмии… Будрайтис в неожиданном амплуа мямли, точнее, забитого бытовухой романтика, «недоэмоциональная» Фрейндлих, молодой Антон Табаков…
– А вы, оказывается, поэт…
– Ну что вы… Понимаете, запахи – как мелодии, одни бодрят, другие волнуют, третьи, скажем, мак, опиум… Есть запахи радости, нежности, и мы – как композиторы – создаем, так сказать, свои симфонии и фуги…
Без хэппи-энда, но с яркой надеждой на него за кадром.
Что интересно: в съемках одной из сцен принимала участие российский парфюмер Жанна Гладкова (сейчас она создает ароматы для CIEL, Sergio Nero), председатель жюри FiFi Russia. Вот что она рассказала, вспоминая съемки:
«…Люблю фильм «Опасный возраст», где Юозас Будрайтис сыграл чудаковатого дегустатора парфюмерной промышленности с ватой в носу…
А снимали сцену дегустации в фильме в парфюмерной лаборатории Всесоюзного научно-исследовательского института синтетических и натуральных душистых веществ, куда я пришла по распределению после окончания института. Это была парфюмерная Мекка для всего Советского Союза. Нашу лабораторию тоже привлекли: в сцене, когда заседает дегустационная комиссия, я от Будрайтиса по левую руку. Он меня совершенно покорил! – продолжает Жанна Гладкова. - Просидели, наверное, часов пять вместе, рисовали друг другу всякие прикольные картинки. А в перерывах я пыталась объяснить, как правильно вести себя во время процесса дегустации. Но они с режиссером Александром Прошкиным все сделали, конечно, по-своему. К примеру, в реальности качество аромата оценивалось просто по пятибалльной шкале. А Прошкин придумал, что по цветовой гамме: «Голубым здесь и не пахнет!» - помните? Хотя цветовое восприятие запаха в принципе существует. А вот с ватой в носу парфюмеры точно не ходят».
Ну и фото из архива Жанны Анатольевны примерно тех же времен:
«Королева ночи» / Gecenin Kraliçesi (2016) – турецкий сериал с Мерьем Узерли в главной роли. Ее героиня – парфюмер и владелица небольшого парфюмерного магазина из Грасса, наполовину турчанка, встречает молодого человека из Турции, влюбляется… Но, как это частенько бывает с горячими восточными красавцами, он через какое-то время «сваливает в закат», да еще и оказывается женат… Героиня Узерли создала для любимого духи, и этот флакон, как связующая нить с прошлым, периодически появляется на протяжении всего сериала...
Однако это не про парфюмерию – на 90%, а про полную слез (и даже крови) историю любви и весьма изощренной мести – блюда, которое подают холодным, а в данном случае – ледяным… О занятии главной героини – только в первой серии (домашняя лаборатория) и ближе к концу, когда богатый возлюбленный (он же – криминальный авторитет, приютивший нашего красавчика в нежном возрасте, после того, как убил его отца...) оборудует новую лабораторию. В целом, интересно даже без парфюмерной темы, хотя турки иногда затягивают развитие событий… Но «завернутость» сюжета удерживала меня у ноутбука, и сериал я смотрела, прерываясь лишь на краткий сон :))) (15 серий по 2 часа каждая).
«Как жениться и остаться холостым» / Prête-moi ta main (2006)
«Сандрин меня бросила, я не смог ее удержать. Ее запах стал наваждением. Единственная память о любимой. Но занятия химией помогли вновь ее найти. Я открыл, что для воссоздания аромата моей возлюбленной требуется не меньше 17 разных запахов. К моему удивлению, в Сандрин был даже банан. Но самое главное, что я открыл свое призвание. Я стал «носом». Отныне мое занятие – изготовление ароматов»
Французская комедия о жизни и работе завзятого холостяка, который должен спасти провалившийся парфюмерный проект, а заодно постараться не угодить под венец, ибо мужчине уже 43, а мама и стервозные сестрички спят и видят Луиса женатым… «Любовь побеждает бабло» в прямом смысле этого слова, ведь влюбленный в свою работу «нос» пытается найти весьма оригинальные способы сохранить личную независимость.
«Прости за любовь» / Perdona si te llamo amor (2014) – испанский ремейк одноименного итальянского ромкома 2008 года об отношениях 17-летней взбалмошной школьницы и успешного креативного директора рекламного агентства, которому почти 40. С одной стороны – это отношения через призму разницы поколений, а с другой – практически совместная работа над весьма ответственным проектом: рекламной кампанией для парфюма… Что удастся сохранить красавчику Алексу: пост креативного директора или же любовь, в которую он не сразу поверил?.. А может, и то, и другое?..
На самом деле, мне нравятся обе версии, правда, итальянская Никки подбешивает своей наигранностью, но как раз итальянский Алекс мне более симпатичен. Кстати, в итальянской версии речь о рекламной кампании всего-навсего каких-то конфеток в невзрачной коробочке…
Приятного просмотра!