
Необычные обычные: как Орельен Гишар работает над ингредиентными ароматами в Matiere Premiere
В 2021 году собственный бренд парфюмера Орельена Гишара Matiere Premiere выпустил новый, девятый по счёту, аромат Oud Seven. О марке в России говорят мало, хотя у неё есть официальный дистрибьютор. Новинка ещё не добралась до российских магазинов, но в её ожидании мы вместе с Валерием Михалицыным знакомимся с целым новым брендом и разбираемся, стоят ли эти ароматы, носящие ингредиентные названия, нашего внимания.
Начинать этот текст необходимо с признания: Matiere Premiere никогда не попадал в зону моего интереса, а его владелец и парфюмер — в фокус внимания. Орельен Гишар большую часть своей карьеры работает для дизайнерского мейнстрима, а единственная точка пересечения с более или менее интересующим меня направлением — в ароматах Robert Piguet. В его портфолио есть супербестселлер Eros Versace, а также пара ароматов для «коллекции любовников» бывшего главреда французского Vogue Карин Ройтфельд, один из которых носит его имя. В остальном созданные Гишаром композиции не вызывают у меня никакого интереса.
Второе и последнее признание: я испытываю эстетические страдания, когда мне в очередной раз пытаются рассказывать про розы, жасмины и лаванду, созревшие на залитых благодатным солнцем полях Граса. Про колыбель парфюмерии, семейные рецепты из пыльных сундуков, перешедшую по наследству аптеку, традиционные традиции и поколения грасских парфюмеров читать и слушать тем более не хочется — парфюмерия давно стала гораздо сложнее и больше всего этого. Больше и сложнее стал и парфюмерный маркетинг (в том случае, если он вменяемый). И да, относительно Matiere Premiere я испытывал некоторую предвзятость и скепсис, потому что знаю, что парфюмерный продукт создаёт не столько технический парфюмер, сколько креативный директор вместе с командой специалистов разного профиля. Зачастую получается так, что личные бренды «больших» парфюмеров, к которым следует относить и Орельена Гишара, интеллектуально немощны, неинтересны, посредственны. Хотя бы потому, что люди, десятками лет работающие для широкого потребителя в сжатых рамках бюджетов и однотипных брифов про дерзкую и чувственную, не могут найти в себе сил обрести настоящую творческую свободу. И Matiere Premiere своим существованием может служить доказательством этому. Однако не всё так однозначно. Да, «ингредиентная парфюмерия» зачастую — демонстрация интеллектуальной импотенции, лени и старомодности, но именно Matiere Premiere — не тот случай.


О главном герое до сегодняшнего дня я совсем ничего не знал и во время подготовки к тексту хотел выяснить, где он работает. Но сам не заметил, как посмотрел два часовых интервью на YouTube — и всё встало на свои места. Мы кратко коснёмся биографии парфюмера, чтобы и у вас было понимание происходящего, но за подробностями я советую всё же обратиться к этим видео, правда, они на английском языке.
Орельен Гишар — династический парфюмер в седьмом поколении родом из Граса. Его отец — парфюмер Жан Гишар — возглавлял школу Roure Bertrand Dupont (нынешний Givaudan). Во владении семьи — несколько прованских плантаций, заложенных ещё прадедом, где для нужд парфюмерной индустрии до сих пор выращивают розу, жасмин и вербену. Как это часто бывает в парфюмерных семьях, Орельен не планировал связывать жизнь с парфюмерией, и получил экономическое образование в Англии. Но вскоре понял, что буквально вырос в полях, и цветистая прованская природа — его вечное вдохновение. Закончив университет, он поступил в школу компании Givaudan, чтобы получить классическое парфюмерное образование, а после завершения обучения работал там какое-то время. Затем перешёл в Firmenich, где трудился до 2018 года. С 2018 Гишар занимает пост старшего парфюмера в японской компании Takasago. Работа в крупной компании в качестве штатного парфюмера предполагает брифы, фокус-группы, бюджеты и не предполагает свободы творчества.


Бренд Matiere Premiere появился как ответ на желание делать то, что хочется. А именно — вдохновляться парфюмерным сырьём, среди которого прошло всё детство Гишара. Несколько лет назад он купил собственную ферму, которая служит источником органического сырья, использующегося только для создания ароматов Matiere Premiere. Конечно, ингредиенты закупаются по всему миру и, как утверждается, у лучших производителей (чему, к слову, я охотно верю, и вы поверите тоже, когда понюхаете композиции), но то, что можно взять с личной фермы, берётся оттуда. Иными словами, концепция Matiere Premiere абсолютно оправдана и заключается в том, чтобы показать, на что способен парфюмер, выросший «в полях», по-настоящему влюблённый в высококлассные материалы, часть из которых произведена не его же собственной земле и под личным контролем. Ароматы не рассказывают никаких историй кроме тех, что предполагают названия на этикетках. Поэтому и мы сконцентрируем внимание исключительно на содержимом флаконов.
Прежде детального обзора ароматов нужно остановиться на дизайне упаковки. Я видел где-то в сети, что его называют слишком минималистичным, даже скудным и непривлекательным, но эти люди просто не знают, почему он именно такой. Флаконы Matiere Premiere повторяют маленькие пятимиллилитровые сплеш-флаконы, в которых парфюмеры или производители хранят растворы сырья или эскизы ароматов для демонстрации. А стоппер такой большой, потому что у маленьких лабораторных флаконов — широкое горлышко для удобного помещения в него узкой части блоттера. Мы как бы становимся ближе к парфюмеру и процессу создания — знакомимся с его палитрой и скетчами, доступ к которым имеют только сотрудники лаборатории и креативные директоры. Таким образом, концепция марки — это ещё и история для тех, кто в теме. И лично мне упаковка кажется самой удачной из возможных.
Neroli Oranger


Вы знаете, как пахнет свежий цветок померанца на пике цветения? Нет? Тогда Neroli Oranger — лучший и самый правдоподобный пример из тех, что я когда-либо встречал в парфюмерии. В основу композиции Орельен Гишар поместил абсолют флёрдоранжа из Туниса — его запах (как, собственно, и нероли) имеет мало общего с запахом живого цветка. Он густой, медовый, пряный и отчетливо грязный, с выраженным животным оттенком. И в Neroli Oranger служит опорой и формирует скелет композиции, а эффект натуральности, как бы парадоксально это ни звучало, достигается с помощью синтетических компонентов. Грязный и животный оттенки абсолюта скрыты и/или вычищены, а медовый и пряный растянуты градиентом от начала до конца, придавая аромату глубину и теплоту. Но гармоничный, объёмный и сбалансированный аромат невозможно создать, если не подобрать для смыслового аккорда правильные контрасты. И речь вовсе не о чем-то противоположном по смыслу.



Контрастной парой для абсолюта стало нероли (в русском языке это несклоняемое существительное среднего рода), которое тоже получают из цветов померанца, но методом гидродистилляции. Эфирное масло обладает сладковато-цитрусовым, цветочным запахом с яркими мыльными оттенками и по ольфакторному профилю значительно отличается от абсолюта. В Neroli Oranger нероли продолжает формирование иллюзии живого цветка и придает ей свежесть и полёт. Да, лёгкий оттенок мыла можно проследить в начальной фазе раскрытия, но он есть и у природного образца, к тому же здесь он уравновешивается медовой нежностью, которая вводит в аромат новый смысл и ассоциируется, скорее, с липовым цветом. Это, в свою очередь, позволяет определить еще один контраст — терпеновой терпкости, начатой холодным и чистым бергамотом на старте, и цветочной гладкости, продолжающейся в оттенке иланг-иланга и сирени (или даже ландыша). Иланг необходим для усиления сливочной белоцветочной сладости, а сирень своей лепестковой свежестью завершает образ живых цветов.


Разнородные элементы складываются в единую завершенную картину. Но на самом деле это сложнейшая работа, требующая не только умения работать с сырьём, но и досконально знать объект живой природы — замечать множество нюансов и граней и понимать, как формируется его ароматика. Neroli Oranger насквозь цветочный: прозрачный, яркий, искрящийся, глубокий, радостный и исключительно элегантный. Те, кто любят парфюмерный флёрдоранж и всё никак не найдут свой Грааль, просто не могут пропустить Neroli Oranger. Великолепно.
Где купить Neroli Oranger?

Encens Suave


К моменту описания второго аромата Matiere Premiere стало понятно, что внутри флакона нас будет всегда ожидать ровно то, что написано на этикетке, по крайней мере в части обозначенного главным ингредиента (привет, Le Labo). Название можно перевести как «Сладкий ладан». Так и есть. Гишар собрал композицию вокруг резиноида и эфирного масла, но её характер определяют вовсе не они. Гурманские ладаны берут своё начало в семействе амбровых. Да, тех самых восточных амбр, о которых я рассказываю при всяком удобном случае, состоящих из ванили и лабданума. Также вы, наверное, помните, что ванили и лабданума зачастую недостаточно, поскольку аккорд из этих двух ингредиентов получается довольно скучный. К ним добавляют ещё два компонента, благодаря которым амбровый аккорд получает право на дальнейшее существование, — ладан и бензоин. Бензоин расширяет и усложняет сладость ванили, а ладан, благодаря своей хвойной терпкости и светлой смолистости, усложняет и расширяет запах лабданума, да еще и вносит в аккорд вертикаль.


Орельен Гишар создал этот сладкий ладан согласно канону, только в помощь эфирному маслу ладана взял экстракт кофе, который окончательно уводит композицию на территорию гурманских ароматов. Такой сочетание сладости, ладана и кофе кажется интересным, но оттенок кофе вскоре исчезает, потому что его экстракт чрезвычайно летуч, и сразу после его исчезновения ладан остаётся просто ванильным. Причем речь идёт о сладкой и кондитерской ванили, а не о пряной и бальзамической. Такая ваниль вносит, на мой взгляд, некоторый диссонанс, и Калис Беккер решила эту задачу сладкого ладана гораздо изящней в аромате Caftan Yves Saint Laurent. И в целом две композиции довольно похожи, только у Беккер акцент действительно на ладане, а у Гишара — на съедобной, булочной ванили. Плохо ли это? Нет. Это просто другой взгляд на аккорд, иной приоритет в расстановке акцентов. При этом Encens Suave собран превосходно: он дышит, далеко разлетается, не перегружен, не слишком монотонный. Ингредиенты здесь, как и всегда у марки, умопомрачительного качества. К тому же гурманские ладаны — птицы редкие. Мне жаль, что ноту кофе парфюмер решил не продлевать до финала, хотя для этого есть возможности, но он сделал так, как показалось правильным лично ему. И сделал прекрасно.
Где купить Encens Suave?

Комментарии
1