В поисках несуществующего цветка: L'Âme Perdue от Le Galion
Находясь в постоянном поиске потенциально привлекательных концепций, креативные директоры и бизнесмены время от времени оглядываются в прошлое, так как в архивах парфюмерной истории можно обнаружить марки, известные и успешные в своё время, но закрытые в силу различных причин. Кто-то не справился с последствиями крупных военных конфликтов, кто-то утратил творческую силу; уходили из жизни парфюмеры, а пришедшие им на замену не могли соответствовать заданной планке и ожиданиям аудитории или брали неверный творческий курс.
Возрождение таких брендов — дело не только благородное и заслуживающее уважения, но и, надо полагать, коммерчески целесообразное. С начала XXI века усилиями потомков прежних владельцев или просто неравнодушными к искусству людьми на современную парфюмерную сцену были возвращены несколько классических домов ХХ века: Volnay (основан в 1918, возрождён в 2013 году), Isabey (о. 1924, в. 2006), Teo Cabanel (о. 1893, в. 2003), Le Jardin Retrouvé (о. 1975, в. 2016), J. Lesquendieu (о. 1903, в. 2018). К числу неравнодушных относится и Николя Шабо, решивший возродить исторический дом Le Galion, вернув ему былые блеск и славу (позднее он основал нишевый бренд Æther, чьи философия и подход к созданию ароматов кардинально отличаются от Le Galion). Марка была основана в 1930 году принцем Мюратом и продана в 1935 году известному парфюмеру того времени — Полю Ваше. Ваше был не только парфюмером, но и настоящим художником, эстетом, поклонником искусства в различных его проявлениях, покровителем парижских театров и Оперы Гарнье. Его ароматы предназначались людям взыскательным и утончённым, а первая композиция Le Galion Sortilège была оценена высоко оценена и обрела статус культовой. Но в 1975 году парфюмер скончался, и его бизнес унаследовала дочь Доминик де Уррести, создавшая в память о своём отце и учителе аромат Megara (1978). Через два года Доминик продала Le Galion американской компании, а в начале 1980-х годов бренд был закрыт.
Идея Николя Шабо заключалась в том, чтобы возродить не только имя компании и её историю, но и самые известные ароматы, некогда обеспечившие марке славу и уважение. В 2014 году, на ежегодной миланской выставке Esxence, Николя представил коллекцию из девяти восстановленных (но адаптированных к современным требованиям безопасности и потребительским предпочтениям) композиций, заново вписав в историю парфюмерии имена Snob, Sortilège, Special for Gentlemen, 222 и другие. Несмотря на подчёркнуто классический и эстетский характер своего бренда, креативный директор понимает, что ароматы в стиле old-fashioned имеют незначительную аудиторию и интересны, в основном, потребителям, увлекающимся историей, и коллекционерам винтажной парфюмерии. Более того, ароматы Le Galion теперь не имеют четкой гендерной привязки, хотя авторы заявляют, что условное разделение все же существует.
С 2015 года Le Galion выпускает не только адаптированные исторические ароматы, но и новые, сохраняя стиль бренда. За последние три года марка запустила несколько новых изданий, включая Sang Bleu («Голубая Кровь», 2015), Cuir («Кожа», 2015), Aesthete («Эстет», 2016). Все они продолжают развитие темы аристократизма и дендизма, а некоторые из них, например, Aesthete, посвящены непосредственно Полю Ваше.
В 2018 году, на юбилейной выставке Esxence, Le Galion представил новый аромат L’Âme Perdue («Потерянная Душа»), ставший для меня самым ярким миланским впечатлением. По словам креативного директора марки, L’Âme Perdue — история о самом прекрасном на свете цветке, которого никто никогда не видел. Своим великолепием он затмевает золото, украшающее царские дворцы, превосходит самую страстную любовь, какую только может выдержать человеческое сердце, становится причиной жестоких и кровопролитных войн. Однажды таинственная легенда вскружила голову молодому парфюмеру, и с тех пор тот потерял покой и самого себя. Он скитается по саду потерянных душ в вечных поисках невиданного цветка, чтобы отразить его аромат в духах.
Очевидно, создавший L’Âme Perdue парфюмер Родриго Флорес-Ру не является героем этой истории. Да и сама композиция отражает, скорее, процесс поиска, движение, нежели является статичным образом — фантазией на тему аромата цветка. Возможно, оттого L’Âme Perdue так сложен. В первые минуты после знакомства мне было трудно понять, чем пахнет блоттер. Флорес-Ру — признанный мастер цветочных ароматов, способный придавать сложным букетам необычное звучание. Перед ним стояла задача создать нечто особенное, находящееся на стыке современности и классики, нежности и строгости, утончённости и монументальности. Однако о результате его работы довольно трудно рассказывать. Я попробую.
Скитаясь по бесконечному саду в поисках одного единственного цветка, которого он никогда не видел, человек невольно создаёт и удерживает его умозрительный образ. Скорее всего, ожидание не совпадёт с реальностью, но когда не знаешь, что ищешь, это единственно возможный способ не сдаться перед неизвестностью. То же касается и запаха. Представить себе запах неизвестного цветка можно лишь на основе полученного за жизнь ольфакторного опыта. Да и определение «прекрасный» по отношению к чему угодно — исключительно субъективная характеристика. Не потому ли парфюмер постарался собрать в одном аромате те элементы, что удовлетворяют его пониманию прекрасного? В основу букета легли белые цветы с нарочито подчеркнутым «наркотическим» ароматом: белые лилии, чей острый запах растекается в толще ночного воздуха, сладкий южный жасмин, холодный и мрачный нарцисс, и даже крошечные колокольчики ландышей, издающие тихий хрустальный звон в общем хоре. Зато обошлось без тубероз, гардений и апельсинового цвета. Белые цветы округлены фруктовой мягкостью зрелого иланга, а классический профиль композиции придаёт иллюзия цветка гвоздики (я уже говорил, что Родриго Флорес-Ру сделал гвоздичный аккорд чем-то вроде подписи).
Однако цветочными букетами, даже самыми пышными, в парфюмерии теперь мало кого удивишь. Движение и смысл L’Âme Perdue придаёт многослойный ориентальный аккорд, состоящий из пряностей, амбры и смол, оживляющий «натюрморт из цветов в стеклянной вазе». Разумеется, в пару гвоздике цветку была добавлена гвоздика пряность. Ощущение тягучей сладости усиливает капля корицы, создающая аккуратную связь с дубовым мхом в базе. Николя Шабо уверял, что в самом начале аромата вся его структура подчинена кориандру и перцу, но за ярко-желтыми цитрусовыми лучами я не чувствую ни того ни другого. Однако по опыту знаю, что ингредиентам совершенно не обязательно давать в композиции узнаваемый аромат — часто их применяют в качестве модификаторов. Из глубины композиции тянутся сладкие и тугие нити бензойного дыма, амбра и ваниль. Животную грань всех цветов парфюмер подчеркнул нестандартно — абсолютом медовых сот. Также он добавил кожаный аккорд, не имеющий ничего общего с распространённой парфюмерной кожей и больше похожий на замшу. Но и здесь можно найти некоторые отличия. Если представить себе тонкую перчаточную кожу бледно-песочного цвета, лет пятьдесят пролежавшую в закрытом сундуке, а в солнечный весенний день извлечённую из его темноты, то это и будет тот самый запах, что аккуратно вплетён в и без того сложный аромат.
Резюмируя вышесказанное и сводя его воедино, L’Âme Perdue — сладкий аромат множества цветов, слившихся в единой гармонии, обильно украшенный пряными, фруктовыми, бальзамическими, гурманскими и кожаными оттенками. Анималистический аспект медовых сот создаёт связь между прошлым и настоящим, удерживая композицию на грани. К слову, почти законченный аромат Николя Шабо показывал ещё в Каннах, на выставке TFWA 2017, и кожаный аккорд в этой версии был выражен ярче, а в цветочной части выделялся иланг-иланг. Финальная версия избавилась от этих акцентов и стала более абстрактной.
«Потерянная Душа» порождает десятки образов, но ни один из них нельзя считать единственно верным. Выше перечислено множество различных компонентов, но ни один не предстаёт в традиционном и привычном для себя виде. Сложнейшая, ювелирная работа по расстановке акцентов, приданию аромату благородного классического профиля, модификации и балансировке элементов не просто восхищает. Она создаёт новый ориентир в жанре цветочных композиций и даёт надежду на то, что парфюмерное искусство не будет уничтожено бездарными парфюмерами и креативными директорами с их хромыми концепциями. Каких жанров ароматы бы вы ни любили, L’Âme Perdue ни при каких условиях и обстоятельствах нельзя пропустить. Он — возможность прикоснуться к настоящему искусству без пола, времени и срока актуальности, моё лучшее переживание в весеннем Милане и просто великолепная, идеальная работа в стиле art-nouveau.
Пока новинку Le Galion нельзя купить в России, но мне бы хотелось, чтобы вы тоже попробовали L’Âme Perdue как можно скорее. На выставке Николя Шабо вручил нам два семпла, которые мы бы хотели разыграть среди читателей. Два победителя будут отобраны на основе комментариев здесь, под статьёй, и на страницах композиций бренда в нашем каталоге. Делитесь вашими впечатлениями от ароматов Le Galion