
Красная Москва: аромат, женщина, город.
В начале октября я посетила выставку в Зотов Центре «Красная Москва. Женщина в большом городе», посвященный к 100-летию создания легендарных советских духов «Красная Москва». Собственно, ради этой выставки я и затеяла трехдневный вояж в Первопрестольную. Сказать, что выставка мне понравилась – это ничего не сказать! Она потрясающа и поразительна! Как человек с образованием музееведа, могу сказать, что выставка продумана до мелочей и является по-настоящему органолептической: задействованы зрение, слух, осязание и обоняние. Вкус – опционально, если представить его через некоторые ольфакторные экспонаты.

Признаюсь, если бы сейчас я бы вернулась к научной деятельности, то в качестве темы диссертации выбрала бы как раз ольфакторный опыт в музейном пространстве, благо, уже есть прекрасные примеры музеев и выставок. Но вернемся к «Красной Москве». Выставка расположена в здании бывшего хлебозавода круглой формы. Поэтому выставка располагалась плавно по часовой стрелке, и посетитель будто был захвачен спиралью времени от революционных неспокойных лет до позднего СССР 1980-х. Документы, цитаты, графика и живопись, музыкальное и ольфакторное сопровождение позволяло окунуться в эпоху.

В первые годы СССР духи казались пережитком «буржуазного прошлого», аромат здорового человека – это чистота! Во главу угла поставили средства гигиены. На выставке были представлены красивейшие этикетки в стиле ар-деко. Особенно умилила композиция из нескольких десятков кусков мыла «Земляничное», которое пахло совершено очаровательно – конфетами «клубника со сливками». Вначале выставка не ведет прямо к парфюмерии, она рассказывает о запахах советской Москвы:
«Пахнет недавно отошедшим летним днем, асфальтовой гарью, перегорелым бензином, краской, известью. Все сливается в один яркий и пряный букет… Живет город… Дышит! Серый город! Прекрасный город!» - Илья Эренбург.
Ароматы можно было понюхать отдельно: бензин, баня, сирень, махорка, хлеб… Все вместе – это ароматы огромного мегаполиса, которые обычно мы не замечаем в повседневности. Но жизнь брала свое. Советские женщины в своих новых ролях работниц и профессионалок своего дела хотели оставаться красивым и привлекательными. Поэтому косметика и парфюмерия оставались на важных ролях в их жизни. Бывший дореволюционный «Брокар и Ко» был переименован в «Новую Зарю». В 1920е годы среди «нэпманов» был популярен аромат L’Origan – ориентальный аромат, который был популярен еще в царские времена (на него ориентировался позднее парфюмер Август Мишель при создании «Любимого букета императрицы» и «Красной Москвы»). Отдушку «Л’Оригана даже использовали в пудре.
На выставке можно было попробовать этот аромат, достав из изящной коробочки пуховку. Аромат пряный и пудровый одновременно, вневременной. И постепенно выставка подводит нас к главной героине – аромату «Красная Москва». В витринах в огромном количестве представлены флаконы и коробки, плакаты и рисунки со знакомым силуэтом с крышкой-куполом и алой коробкой с характерным орнаментом, где причудливо сплелись мотивы ар-деко и русских национальных орнаментов. Несмотря на время атеизма, крышка флакона выполнена в виде луковичного купола Покровского собора. Как ни крути, а культурное и духовное наследие никуда не выкинешь. Одной из главных «фишек» выставке был интерактивный парфюмерный орган, созданный на основе 7 главных нот в пирамиде «Красной Москвы»: бергамот, кориандр, жасмин, ирис, гвоздика, бобы тонка и альдегид С-12. На приборе, стилизованном под винтажный пульт управления, можно было выбрать ноту и ощутить ее при распылении в потоках воздуха. И при регулировке громкости от 0 до 10 единиц можно создать свою собственную композицию из всех или нескольких компонентов. При желании можно было пройти мастер-класс с доплатой, чем я и воспользовалась.
Я решила создать композицию с максимально свежим звучанием. Для этого я выкрутила на 10 единиц бергамот и жасмин, сократила до минимум гвоздику и кориандр, оставила где-то на 5-6 единиц ирис, альдегиды и бобы тонка. На выходи получился более свежий искристый аромат. Потом распечатывается формула аромата и относится к лаборанту-парфюмеру, который на основе формулы собирает композицию в миниатюрный флакончик. Я выбрала синий, так как сам аромат показался мне по звучанию свежим и летящим. Я его назвала «Москва Fresh».

На выставке были отражены личности, которые значительно повлияли на парфюмерную индустрию того времени: ученая-химик Лидия Брюсова (сестра выдающегося поэта Серебряного века) и Полина Жемчужина – по факту, первая леди СССР 1930-х годов. Лидия Брюсова занималась вопросами парфюмерного сырья, возглавляла научно-исследовательскую лабораторию при Экспериментальном заводе. Благодаря ее разработкам и разработкам ее коллег и учеников появилась возможность в промышленных масштабах кумарин, эвгенол, ванилин, гелиотропин – более 100 ароматических компонентов.
Различные сорта розы имеют различный запах, который мы все называем запахом розы. Но аромат розы зависит не от одного индивидуального органического соединения, а от суммы веществ, составляющих розовое эфирное масло, причём состав этого масла не является постоянным, а претерпевает изменения в связи с ростом растения» - Л. Я. Брюсова «Химия и технология синтетических душистых веществ.
Полина Жемчужина в 1830-е годы заведовала фабрикой «Новая Заря», а затем и всей парфюмерно-косметической отраслью в СССР. После смерти Светланы Аллилуевой как супруга председателя Совнаркома В. Молотова Жемчужина стала по факту первой леди страны и стала единственной женщиной сталинского круга, которая добилась карьерных высот. После рождения дочери Полина Жемчужина стала директором фабрики ТЭЖЭ, вместе с парфюмером Августом Мишелем отправилась заграничную командировку, перенимала опыт американских заводов. Кстати, у Полины Жемчужины был флакон легендарной Шанель №5! На выставке представлен флакон из частной коллекции, правда уже 1950- годов.
Раздел посвященный продукции ТЭЖЭ – настоящий рай парфманьяка! В витринах представлены подарочные наборы ароматов «Красный мак», «Пиковая дама» и многое другое. Рекламные постеры тех лет, созданные с большим вкусом и изяществом. И еще тактильные блоттеры в виде флаконов в натуральную величину с ароматным донышком – реконструкции парфюмера Юлии Макаровой. Меня удивила «Магнолия» своим свежим цветочным звучанием и «Кремль» - очень жизнерадостная цветочно-фруктовая композиция. А «Красный мак» - это пряный восток, немного напомнивший мне «Слона» Кензо.

Отдельная часть выставки была посвящена парфюмерии в советском кинематографе. На двух экранах мелькали кадры из знаменитых фильмов: «Москва слезам не верит», «Бриллиантовая рука», «Покровские ворота», «Ирония судьбы». А в витринах флаконы – «Клима», Шанель №5, все та же «Красная Москва». Поразительная коллекция винтажных флаконов тех лет!

Выставка представляет интерес прежде всего для любителей парфюмерии, но и просто человеку, который увлекается историей материальной культуры или историей повседневности эта выставка приготовит немало сюрпризов. Выставка работает до 19 октября, спешите ее посетить!
Комментарии
3