Игра в классику-3. Осень на Васильевском
Васильевский остров – особое место в Петербурге. Сосредоточие науки, образования, культуры… Достаточно открыть любой путеводитель по Северной столице, и найдешь всю основную информацию об этом уникальном и мистическом месте.
Мое знакомство с Васильевским островом началось еще в дошкольном возрасте, когда родители мена возили в Кунсткамеру и Зоологический музей. В студенческие годы я ездила на некоторые лекции в Пушкинский дом (ИРЛИ), и в те же музеи, где проходили практические занятия. Здесь я слушала защиты диссертаций своих друзей, здесь проходили разнообразные творческие встречи. С Васильевского острова я отправлялась на пароме в Финляндию. Остров многоликий, разный, каждому показывает ту или иную грань своего характера. И на Васильевском острове находится Музей парфюмерии Элины Арсеньевой – историка и коллекционера парфюмерии и создательницы аромата, о котором я хочу рассказать.
Но чтобы лучше почувствовать «гения места», приведу несколько поэтических строк, которые предваряют знакомство с ароматом:
Последний лист отряхивают клены
На каменный холодный парапет.
По вечерам Ростральные колоны
Голубоватый окружает свет.
М. Дудин.
Как не трудно догадаться, аромат называется «Васильевский остров». Элина его создала по мотивам другого аромата – «Воздух Осени», который производился еще в советское время на легендарной ленинградской фабрике «Северное сияние». Даже начальные буквы повторяются: В и О. Есть и в оформлении связь с советскими духами. Но «Васильевский остров» - не реплика, это лишь мотив, он самодостаточен, чем и хорош. Для сравнения, приведу пирамиды двух ароматов.
«Воздух осени»: зеленый аккорд, полынь, хризантема, яблоко, мускус, амбра.
Скорее всего, пирамида была гораздо богаче, чем указано: там было 25 душистых веществ. Но можно проследить идею: это первая половина осени, когда еще много зелени, зреют яблоки, учителям на 1е сентября и на День Учителя дарят пышные букеты разноцветных хризантем. И еще порой бывают теплые уютные вечера, настроение которых передает амбра. Но скоро холода, идет увядание природы – вот она, горечь полыни. Увы, я не знаю оригинального аромата, но глядя на пирамиду, сознание и воображение сами рисуют осенний пейзаж: красочный, но с минорной нотой увядания.
Парфюмерный блогер Елена Прокофьева написала о «Воздухе осени»: «Сейчас он редко встречается на аукционах и дорого стоит. Флаконы у него были не слишком интересные, так что «Воздух осени» — не из тех духов, которые выбирали ради красивого подарка, который был обречен храниться десятилетиями в глубине шкафа: пользоваться не хочется, передарить некому… Нет, «Воздух осени» покупали те, кто любил его аромат. И конечно, им пользовались. И поэтому так мало осталось флаконов на продажу. Я сама смогла познакомиться с ним только благодаря Музею парфюмерии в Санкт-Петербурге».
А теперь посмотрим пирамиду «Васильевского острова»:
Верхние ноты - Альдегиды, Полынь (артемизия), Бергамот, Гальбанум, Лайм, Лимон, Нероли
Сердце - Абрикос, Корица, Ландыш, Сирень, Трава, Тюльпан, Зеленое яблоко, Жасмин
База - Бензоин, Кастореум, Пачули, Сандал, Толуонский бальзам, Ваниль
Пирамида очень богатая, думаю, что и советский «Воздух осени» тоже имел сложную композицию, как и большая часть винтажных ароматов. Аромат сложный и многогранный, как и сама осень. Хотя в нотах есть и весенние цветы – ландыш, тюльпан и сирень. Но однажды, я в сентябре увидела соцветие персидской сирени в одном из петербургских дворов.
Вначале – цитрусовый взрыв, прежде всего сочный лайм, как в коктейле мохито. И горечь полыни. Переплетение цитрусов и горьковатых аптечных трав. В сентябре еще много летней зелени, лишь пара веточек, подернутые золотом. И множество плодов, прежде всего яблок. Антоновка, осенняя полосатка и многие другие. Я в скверах собирала дички, потом пекла из них ароматные шарлотки. Поэтому фруктовая яблочная кислинка очень подходит аромату.
В базе – смолы и суховатая, чуть сладковатая древесина сандала, осень все больше и больше движется к холодам, а люди – к уюту и теплу.
«Васильевский остров» очень ностальгический аромат – это не динамичный район большого города. Это уют двора, дома, где за дощатым забором зреют осенние яблоки, сладковатые от первых холодов. Конечно же, в нем присутствует нота ретро, которая создается за счет альдегидов. Именно они обволакивают аромат, словно покрывая сепией или кракелюрами.
Несмотря на обилие цветов, фруктов и ванили, аромат не сладкий. Он именно с горчинкой полыни и гальбанума и хрусткой кислинкой яблока. Наверное, таким Васильевский остров пах в прошлом… И в аромате есть свежесть. Именно со свежестью у меня ассоциируется В.О. (именно так петербуржцы называют Васильевский остров), так как приезжаю я сюда не часто, но каждый раз вижу это место как-то по-новому, под другим углом, в зависимости от целей моего визит. Но сейчас, когда на 1й Линии существует Музей Парфюмерии, появилось больше поводов для визита сюда.
На Стрелке острова, где белые колонны
Возносит над Невой российский Парфенон,
Остановись на миг, мечтатель вдохновенный,
Белесым сумраком, как тайной, окружен,
Перед тобой столпов Ростральных очертанья —
Наследье прошлого, пришедшее в наш век, —
И у подножья их два светлых изваянья,
Два строгих символа могучих русских рек.
Всеволод Рождественский