Поиск по энциклопедии из 223 519 ароматов...
От секса к skin scents: новая телесность в парфюмерии
Анастасия Привалова

От секса к skin scents: новая телесность в парфюмерии

Парфюмерная индустрия идёт рука об руку с модной — и вслед за последней претерпела любопытные изменения за минувшую декаду. Интерес к телу в ней присутствовал всегда, но в эпоху diversity, бодипозитива и гендерного разнообразия акценты сместились, а парфюмерный этикет и уважение к чужому личному пространству постепенно вытесняют зычные шлейфовые ароматы. Выпускающий редактор Aromo Анастасия Кузнецова разбиралась в феномене the new softies, проследила изменения в визуальной эстетике рекламных кампаний после #MeToo, и составила небольшую подборку из продуктов новых форматов, на появление которых повлияли, в том числе, косметические кисти и татуировки.

Снимок из рекламной кампании Eau de Parfum Helmut Lang 2014 года

Новая телесность в культуре, искусстве и обществе

«Не существует такого понятия, как "нормальный"», — звучит закадровый голос в рекламном ролике Maison Martin Margiela, посвящённом аромату Mutiny. И это определение подходит для описания новой телесности в культуре, искусстве, моде и, в том числе, парфюмерии.

В одной из своих лекций социолог Борис Дубин высказал мнение, что в предшествующие XX веку эпохи телесный идеал существовал, но считался недостижимым — люди не думали, что его надо добиваться, однако в обществе модерна идеальное тело стало одной из главных целей человека. Сейчас, в эпоху метамодерна, единого канона красоты не существует: понятия о том, как может выглядеть человек, становятся всё более разнообразными.

Новая телесность — это фотографии китайского фотографа Рена Ханга, искавшего пейзаж в теле человека и соединявшего его с природой. Смелые, искренние и не лишённые юмора работы Роберто Греко для французского журнала Têtu. Фильмы представителя «Греческой странной волны» Йоргоса Лантимоса, покорившего Голливуд не только великолепной режиссурой, но и характерной для этого течения особенной натуралистичностью: актёры изучают собственную телесность, а Лантимос буквально сталкивает зрителя с собственным страхом — и отвращением к разным физиологическим явлениям.

Пример из театра — спектакль «Машина Мюллер» Кирилла Серебренникова по письмам и дневникам немецкого драматурга Хайнера Мюллера. «Тело часто бывает жертвой, объектом вожделения, но очень редко объектом искусства. Мы все время к телу применяем всевозможные ханжеские определения: это табу, это грязно. А тело — это самое прекрасное и чистое что в человеке есть. Тело никогда не врёт», — считает режиссёр.

Мягко стелет: феномен the new softies

В 2006 году немецкий парфюмер Геза Шён представил «анти-аромат» Molecule 01 Escentric Molecules, предельно минималистичный и характеризующийся овердозом синтетического вещества Iso E Super. По мнению создателя, Molecule 01 напоминает волшебные невидимые чернила, дополняющие естественный запах кожи, а не заглушающие его.

С тех пор прошло почти пятнадцать лет. За плечами — удовый бум, этилмальтольные бомбы La Vie Est Belle Lancôme, Black Opium Yves Saint Laurent и их многочисленные подражатели, а также главные враги стерильных офисных пространств — Kirke Tiziana Terenzi и Baccarat Rouge 540 Maison Francis Kurkdjian. А в 2018 году колумнистка NY Times Рейчел Сайм обозначила набирающий популярность жанр — the new softies. Идеальный аромат современного городского жителя — несложный, но вместе с тем интересный, прозрачный, негромкий и, хочется сказать, гуманный к окружающим: густые, насыщенные и шлейфовые ароматы зачастую считаются грубым вторжением в чужое личное пространство.

Популярные представители жанра: Elevator Music Off-White x Byredo, пахнущий фиалкой, бамбуком и мускусом; You Glossier (мускус, амброксан и амбретта); сандаловый Concrete Comme des Garçons и шипрово-цветочный holy_wood Nomenclature. К нему можно отнести и Memoire d'une Odeur Gucci, раскрывающийся жасмином и миндалём, ромашкой и кедром, а также мускусом и ванилью.

Создатели этих новых ароматов, которые можно обозначить как the new softies, делают ставку на молодую аудиторию — миллениалов и джензеров, которым, по мнению маркетологов, нравится «пахнуть ничем». Подобно тому как классический этикет придуман, чтобы сделать взаимодействие с окружающим миром приятным и легким, с той же целью существует и во многом схожий с ним парфюмерный (прочитать подробнее о нём можно в нашей заметке). The new softies отвечают всем его требованиям, а почувствовать их можно только в непосредственной близости от владельца. Рейчел Сайм сравнивает такую парфюмерию с «обманчиво дорогой белой футболкой, сидящей по фигуре и драпирующейся в нужных местах».

От клише и sex sells к прогрессивному маркетингу

Парфюмерные бренды из сегмента люкс видят в рекламе один из способов самовыражения и объяснения своей философии, поэтому привлекают к работе над промо-кампаниями именитых режиссёров и фотографов, а также топ-моделей, звёзд и инфлюенсеров, которых марка внимательно выбирает с учетом всех особенностей и пожеланий целевой аудитории.

Рекламные ролики становятся полноценными мини-фильмами, произведениями искусства, а зачастую и рефлексией на изменения в общественном мнении и восприятии красоты человеческого тела (при этом оставаясь эффективным каналом продаж) — но так было не всегда. Первая половина 2010-х годов по инерции отличалась обилием рекламы с сексуальным подтекстом, male gaze и наследием нулевых — эстетикой гламура. Хрестоматийные примеры — промо-кампании ароматов из линейки Neroli Portofino Tom Ford, Black Orchid c Карой Делевинь в бассейне с тропическими цветами (снова Форд) или My Burberry с Лили Джеймс.

Несмотря на повышения продаж в определенных случаях, согласно исследованиям Элли Паркера и Адриана Фернхама из Университетского колледжа Лондона, реклама с сексуальными образами не помогает вспомнить бренд. Этот вывод они сделали, изучая реакцию зрителей на объявления в зависимости от содержания рекламы.

«Секс продаёт в том случае, когда вы "продаёте" секс. Откровенные ролики имеют смысл, когда они рекламируют, например, презервативы. Но если это другой товар, то такой подход не сыграет на руку узнаваемости бренда»

объясняет профессор Техасского университета Джеффри Ричардс.

Примерно в те же годы обнажённое тело в рекламе становится другим — трогательным, беззащитным, рассмотренным через призму юмора, как в Prada Candy Florale. На смену сексу в рекламных кампаниях пришла телесность — что неудивительно, особенно после стартовавшей массовой кампании против сексуального насилия и домогательств #MeToo.

В 2016 году Kenzo взорвали соцсети рекламной кампанией аромата Kenzo World — во многом благодаря необычной хореографии танца Маргарет Куэлли.

Годом позже Раф Симмонс, занимавший на тот момент пост креативного директора Calvin Klein, обратился к прошлому модного бренда — для продвижения аромата Obsessed for Women использовались архивные снимки Марио Сорренти с участием юной Кейт Мосс. «Если представить визуальный код Calvin Klein, то получим кампанию, снятую Марио Сорренти», — цитирует дизайнера WWD. В то время фотограф и модель встречались, а Кельвин Кляйн лично отправил влюбленных на Виргинские острова для создания чувственных и запоминающихся чёрно-белых снимков. На одном из них Кейт Мосс предстала обнажённой, лежащей на смятых белых простынях и смотрящей из-за плеча прямо в камеру — girl next door, неотразимая и свободная.

ck.jpg

«Прошло уже 25 лет, и ни один другой аромат не застал модную индустрию врасплох — ни Santal 33 и Bergamote 22 Le Labo, ни Elevator Music Byredo, ни Escentric Molecules Molecule 01, ни Vio-Volta D.S. & Durga и все одеколоны Jo Malone, вместе взятые, ни Black Pepper Comme des Garçons и Mx Eris. Все они — замечательные ароматы, но не столь революционные. Хотя как они могли быть такими? CK One представлял собой определяющий момент в истории, когда Кейт Мосс была на пороге переосмысления понимания, что значит быть моделью, когда контркультура и гранж были на пике, а гендерная флюидность наконец-то вышла из тени. Ношение CK One было небольшим подрывом традиций без необходимости использования мужских ароматов женщинами (и наоборот)».

писали Dazed & Confused в 2019 году.

Нельзя не упомянуть перемены, произошедшие пять лет назад с итальянским модным домом Gucci — его тогда возглавил директор департамента аксессуаров марки Алессандро Микеле, сменив на посту креативного директора Фриду Джаннини. «Его впечатляющая эклектичная эстетика оказала неожиданно мощный эффект на тренды мировой моды», — считает Натали Массне, президент Британского совета моды, основательница и экс-глава Net-a-Porter. В коллекциях и рекламных кампаниях Gucci нет ни намёка на гламурное прошлое — только изящный китч, театральность и андрогинность, эклектика и ностальгия. На снимках и в рекламных роликах модели стоят в непринужденных позах, залитые естественным светом — больше напоминает модную съёмку в purple MAGAZINE и AnOther.

Рекламные кампании, посвящённые ароматам Gucci, отличаются грамотным и прогрессивным маркетингом. Для промо Gucci Bloom снялись актриса Дакота Джонсон, fashion-фотограф Петра Коллинз и трансгендерная модель и активистка Хари Неф, и это любопытный пример торжества телесности и чувственности, для которого не требовалось раздеваться. Прошлогодний релиз Mémoire d'une Odeur прославился не только необычным для люксового сегмента жанром, но и запоминающейся рекламной кампанией, глядя на которую зритель чувствует себя сопричастным к «семье» героев Гарри Стайлза, Станисласа Клоссовски де Рола, Лесли Винер и других.

«Поколение Z, похоже, стало первым, которое готово перевернуть истеблишмент с ног на голову. Они предпочитают более гибкую интерпретацию той, которую транслируют нам бренды, и в результате стали воздействовать на индустрию красоты», — пишет журналист и ответственный редактор i-D Дуглас Гринвуд в своей статье для Dazed & Confused. Методы продвижения таких ароматов, как Mémoire d'une Odeur, могут стать началом чего-то большего — например, парфюмерной рекламы, которая вместо пропаганды недостижимого идеала красоты даст возможность увидеть в промо-роликах и снимках отражение самих себя.

Кисть-кабуки, маркер и татуировка: другие форматы духов

Самый удобный и привычный для нас способ нанесения духов — распыление, но ряд брендов предлагает альтернативные варианты. О ювелирных украшениях и бижутерии подробно рассказывала шеф-редактор Design Mate Ирина Костарева, а в нашей подборке перечислены ароматы в виде пудры и геля, которые распределяются с помощью кисти, парфюмированная тушь для создания рисунков на теле и переводные татуировки, пахнущие цветами — всё для того, чтобы дополнить ольфакторные удовольствия тактильными.

Путь художника

В январе этого года Chanel выпустили набор Chance Crayons de Parfum, в который вошли Eau Fraîche, Eau Tendre, Eau Vive, а также флагманский аромат коллекции Chance в виде твёрдых духов-карандашей. Их можно использовать как по отдельности, так и смешивать между собой. Как сообщает официальный релиз, благодаря точечному нанесению можно не бояться переусердствовать с дозировкой, а состав бесспиртовой и гипоаллергенный.

Идея не нова: в декабре 2017-го твёрдые духи-маркеры Aura, Alien и Angel выпустили Mugler. Химик, разработчик косметологических препаратов Джинджер Кинг объясняет, что при их создании применялась та же технология, что и в помаде Kailijumei (хите инстаграма 2016 года) — тон, проявляющийся при нанесении, зависит от pH и температуры тела. «В составе обычно присутствуют амиды, диоксид кремния и кополимеры», — добавляет Кинг.

Трудно не вспомнить релиз 2017 года от Byredo — тогда шведский бренд выпустил Bal d'Afrique, Blanche и Gypsy Water в формате кисти-кабуки. Этот парфюмерный аксессуар идеален для того, чтобы носить его с собой и брать в поездки: вес — 7 грамм, пользоваться — проще простого (нужно всего лишь нажать на кнопку на конце цилиндра), вместо жидкости — парфюмированная пудра. Бонус: футляр-фетиш, который украсит собой туалетный столик.

Похожий продукт под названием Fragrance Paintbrush предлагает люксовый бренд Jo Loves. Серия включает несколько ароматов: Pomelo, Green Orange & Coriander, White Rose & Lemon Leaves и Red Truffle 21. Внутри «парфюмерной кисти» — прозрачный гель, высыхающий на коже в считанные секунды.

Переводные татуировки и «визуальные» ароматы

«Если аромат — это наша отличительная черта, то почему его нельзя увидеть?», — считает Шоваль Шавит Шапиро, основательница нового израильского бренда Amkiri. Идея духов-чернил возникла после изучения традиционной для народа маори техники та-моко. Вместе с матерью, косметологом Алисой Шавит, девушка создала первый, по её словам, визуальный аромат. «Название нашего бренда представляет собой сочетание английского слова "Am" и "Kiri", что в переводе с маори означает "кожа"», — рассказала она в интервью Harpers Bazaar Baltics.

Пока у парфюмированной туши, представленной в чёрном и белом оттенках, единственный вариант запаха — он сочетает ноты мяты, имбиря, кедра и ягод можжевельника. Средство не тестировалось на животных, а сам состав гипоалергенный и держится минимум 12 часов (правда, водой рисунок лучше не мочить). В наборе две кисточки: одна для нанесения краски через трафареты, вторая — более тонкая — для выведения линий.

Бруклинская марка Tattly известна своими переводными татуировками по эскизам тысяч художников со всего мира. Её основательница, графический дизайнер и предпринимательница Тина Рот Айзенберг сотрудничает с парфюмерной компанией Agilex с 2011 года. Рисунки на коже напоминают ботанические иллюстрации XIX века — и пахнут как цветы.

Французский нишевый бренд Diptyque решил не отставать от заданного тренда, и летом прошлого года выпустил переводные тату в форме розы (Eau Rose), лебедя (L’Ombre dans L’Eau) и туберозы (Do Son), выполненные из чёрного матового сатина. «Временные татуировки, которые мы любили в детстве, которые находили в обёртках от жевательной резинки получили шикарный апгрейд», — рассказывал в интервью Dazed & Confused президент парфюмерного департамента компании в Северной и Южной Америке Жюльен Гоммишон.

***

Парфюмерную индустрию во многом меняет юная часть аудитории. Для миллениалов и «зетов» важны тактильные ощущения и оригинальный формат — и перечисленные выше продукты не только подходят под эти требования, но и соответствуют концепции новой телесности, которая, в том числе, не борьба с телом, а любовь к нему и искренняя забота о нём.

Подписывайтесь на наши аккаунты в Facebook, ВКонтакте, Telegram, Instagram и на YouTube, чтобы быть в курсе новостей и обзоров Aromo

Поделиться
https://aromo.ru/articles/reviews/idea-of-new-physicality-in-culture-art-and-perfume-industry/