Цветок и шлейф: феномен популярности Fleur Narcotique Ex Nihilo
Российской парфюмерно-заинтересованной публике Ex Nihilo известны хорошо. Помимо американских и европейских мегаполисов, бутик французской марки с интернациональными корнями есть и в Москве, пусть и в несколько сокращённом формате. К 2021 году коллекция марки уже насчитывает более трёх десятков композиций, но настоящим хитом, феноменом, живой легендой, причиной для подражаний и, конечно, подделок, стал Fleur Narcotique, созданный парфюмером Квентином Бишем и оставляющий все остальные ароматы бренда далеко позади себя. Сегодня разбираемся в причинах его популярности.
Ex Nihilo основали три человека: Оливье Руайер, Сильви Лодэй и Бенуа Вердье. В 2014 году они объединились, чтобы создать суперсовременную, «умную», авангардную парфюмерную марку, сотрудничающую с художниками из разных сфер искусства. По словам Вердье, их ароматы вне времени, всегда понятны и комфортны для повседневного использования, к тому же именно ароматам уделяется максимальное внимание.
Команда понимает потребности своей аудитории и большинства потребителей парфюмерии в целом, знает, что главные ценности современного парфюмерного мира — стойкость и шлейф. И как бы ни была красива, сложна, витиевата композиция, эти характеристики должны сопровождать любой продукт.
В 2014 году Ex Nihilo появились на рынке сразу с восемью композициями, каждая из которых была призвана «закрыть» один из парфюмерных жанров и поджанров. В первом наборе ароматов, собранных парфюмерами компании Givaudan, вышло сразу три цветочных композиции: розовый шипр Rose Hubris, классический белоцветочный букет с жасмином, лилией и туберозой Jasmin Fauve и фруктово-цветочный Fleur Narcotique.
«Наша интерпретация новой женщины Rive Droite (жительница правобережного Парижа, где исторически концентрировалась консервативная элита — прим. авт.), изысканной и соблазнительной. Передозировка утонченных по запаху, но стойких компонентов, рождающая настоящий взрыв. Шлейф чувственного пиона, окутанного древесными нотами. Обманчиво простой цветок, воздушный, роковой» — описание с официального сайта Ex Nihilo.
Уже по этой краткой презентации аромата мы понимаем, что авторы знают и понимают, чего хочет их аудитория, и работают над этим. Честный труд и честный продукт всегда вознаграждаются монетой и славой. Однако за пределами России Fleur Narcotique — вовсе не феномен, не легенда, да и сама марка не особенно популярна, несмотря на открытые по всему миру бутики и корнеры с невероятно стильным дизайнерским ремонтом. Впрочем, даже при этих условиях именно этот аромат остаётся самым популярным у марки. В России же Fleur Narcotique — что-то вроде Aventus от Creed (материал о нём можно прочесть, перейдя по ссылке), только для женщин. Вроде, потому что до всемирной славы Baccarat Rouge 540 от Maison Francis Kurkdjian ему космически далеко и никогда не добраться.
Парфюмер компании Givaudan Квентин Биш, по меркам консервативной парфюмерии, весьма юн. Его имя начало появляться в подписях под ароматами лишь в 2011 году, но в 2014-м он создал Fleur Narcotique, и для него многое изменилось. Получив довольно чёткое задание, которое содержало слова «стойкий, шлейфовый, нежный, цветочно-фруктовый» и визуальный мудборд, он решил свою задачу с помощью петалии — каптивного материала компании Givaudan с запахом пиона и розы, а также оттенками тропических фруктов. Считается, что достоверный запах пиона до сих пор не создал ни один парфюмер, хотя, исходя из разнообразия их сортов и, соответственно, запахов, вряд ли это утверждение можно считать истинным.
Самый главный аромат Ex Nihilo стал таковым вовсе не из-за того, что вся российская аудитория поголовно нашла в нём идеальное парфюмерное воплощение цветка пиона — композиция им даже не пахнет. Дело, скорее, в том, какие женские ольфакторые профили наиболее популярны в России. У нас любят нежные, свежие фруктово-цветочные ароматы, но при этом стойкие и обладающие многометровыми шлейфами. У Fleur Narcotique всё это есть: розово фруктовая свежесть с акцентом на личи, обладающим сочным, нежным, влажным ароматом с животным оттенком чёрной смородины и сернистым аспектом тропических фруктов, сливочно-фруктовая мягкость персика, усиленная контрастом с флёрдоранжем и жасмином, а также связка из мускуса и дубового мха, придающая всей композиции пресловутую зрелую чувственность, которая в конкретном случае ярко контрастирует с нежностью цветочно-фруктового аккорда. К тому же композиция стабильна и однородна от начала и до конца. От неё не стоит ожидать слоистости, переливчатости и «игры нот». Такая предсказуемость также ценится, поскольку мы понимаем, что платим деньги за аромат, который всё время остаётся таким, как им понравился нам сначала. Всё это обеспечило «Наркотическому Цветку» феноменальную популярность в России. Правда, её бы не случилось без другого составляющего элемента.
Очевидно, что ароматов с подобным ольфакторным профилем довольно много, и большинство из них у нас популярны — феноменально популярны в сравнении с остальным миром. В качестве примера можно вспомнить хотя бы L'Imperatrice 3 Dolce & Gabbana — тоже локальный парфюмерный бестселлер, имеющий и клоны, и подражателей, и подделки, хотя стоимость одного флакона «Императрицы» далека от цены за флакон парфюмерной воды Ex Nihilo. Так почему же улицы, торговые и офисные центры, общественный транспорт, театры, выставки, светские рауты пахнут Baccarat Rouge 540 и Fleur Narcotique (пусть и в меньшей степени)? Все дело в статусе брендов и ценах, которые производители просят за свои ароматы. Потребность быть выше, лучше, статусней, избранней у человека (особенно русского) — в крови. Внешний вид упаковки и образ бренда играет колоссальную роль в решении потребителя о покупке.
Интеллектуальный и авангардный Ex Nihilo позволяет почувствовать себя современным и модным, возвысившимся над серостью окружающего мира, и весь его образ становится прекрасным обещанием, которому хочется верить. И, несмотря на то, что сам я считаю Fleur Narcotique далёким от идеального, нуждающимся в грамотном балансе и выделке, он собирает обильную жатву из влюбившихся сердец.
И последняя, но немаловажная причина феноменальной популярности «Наркотического Цветка» — его название. Яркое, хлёсткое, запоминающееся и ассоциирующееся с чем-то запретным, но манящим, дерзким и тёмным. Секс, наркотики и рок-н-ролл — отличные помощники в продажах парфюмерных продуктов (иначе как ещё объяснить популярность невменяемого с парфюмерно-эстетической точки зрения Cocaïne от Franck Boclet?). Возможность прикоснуться к запретному вкупе с интеллектуально-авангардным образом производителя, дизайном упаковки и ценой за флакон стали причиной, по которой Fleur Narcotique гремит в России. Спокойный, нежный цветочно-фруктовый аромат с потрясающими стойкостью и шлейфом лишь закрепил успех.