
Every body is beach body: что не так с духами для похудения
Для повышения продаж парфюмерные марки зачастую наделяют ароматы дополнительной ценностью — теми качествами, которые могут сделать продукт интереснее в глазах клиента. Чаще всего это возможность почувствовать себя увереннее, привлечь внимание партнёра или соблазнить его; с ростом популярности осознанного образа жизни и всевозможных духовных практик стали появляться композиции для усиления концентрации, расслабления и так далее — их свойства производители связывают с ароматерапевтическим эффектом. Похожим путём идут марки, предлагающие духи для похудения. Рассказываем, как работают эти обещания на самом деле — и стоит ли им верить.
Все духи для похудения можно условно разделить на две группы: производители первых обещают результат за счёт ароматерапевтического эффекта, вторые полагаются на бетафролин — вещество компании Givaudan, успокаивающий и снимающий раздражение агент, который обычно используют в продуктах для ухода за чувствительной кожей (например, в линейке Man Space от Comfort Zone, некоторых масках Markell и так далее). Бетафролин состоит из воды, бутиленгликоля, феноксиэтанола и экстракта дикого индиго; последний известен в аюрведической медицине и гомеопатии благодаря своим успокаивающим и заживляющим свойствам. Кроме того, есть исследование, подтверждающее его способность влиять на уровень кортизола, дофамина и эндорфина — веществ, от которых в определённой степени зависит психологическое состояние человека.


Говоря об эффективности обоих подходов, стоит учесть, что, несмотря на малую изученность вопроса, исследований качеств эфирных масел для похудения больше, чем работ, связанных с действием бетафролина. Так, например, доказано, что масло перечной мяты улучшает результаты тренировок за счёт расслабления гладкой мускулатуры бронхов; другие исследования заявляют о положительном влиянии на настроение масел отдельных цитрусовых — что может опосредованно влиять на наше пищевое поведение. При этом важно отметить, что крупных исследований того, как работают ароматические смеси для похудения, ещё не проводили – и, соответственно, говорить об их эффективности тоже нельзя.
Другие производители духов для похудения делают ставку на эффективность бетафролина: с этим соединением выходили композиции у CIEL Parfum (три аромата в линейке Lady Vogue), Skineance (B.Slim) и других, но первым и самым известным был Prends-Moi (теперь — Prends soin de Moi!) от французской марки Veld’s — в нём к основному действующему веществу добавили кофеин и карнитин. В 2012 году британский Daily Mail сообщал, что ещё до старта продаж в листе ожидания марки было больше 6 000 желающих купить этот аромат, а через 4 года провел и собственный тест-драйв композиции — автор текста заметила, что за время использования её вес не изменился, несмотря на то, что вдыхание аромата отвлекало от дополнительных перекусов. Ещё до запуска композиции марка заказала анализ формулы этого продукта в парижской лаборатории Bio-EC — и его результаты показали, что 75% испытуемых женщин в возрасте от 18 до 75 лет заметили уменьшение тяги к перекусам после 4 месяцев постоянного использования аромата. При этом на сегодняшний день в открытых источниках описания этого исследования нет, а центр Bio-EC работу с Veld’s не комментирует.
«Существует клинический тест, подтверждающий влияние бетафролина на выработку кортизола, бета-эндорфина и дофамина. Учёные тестировали крем с содержанием данного экстракта в концентрации 1% и 2% на 21 женщине в течение одного месяца. В этой работе они связывали влияние стресса на появление тёмных кругов под глазами и побочную антиоксидантную активность. Результат показал, что экстракт повышает уровень кортизола, одновременно индуцируя выработку эндорфина и дофамина. Что это значит в отношении духов? Бетафролин снижает уровень стресса, и, соответственно, необходимость его «заедать». Но причин появления лишнего веса — огромное количество; исключения только одной из них недостаточно, но такое средство может стать дополнением при похудении».
— Сусанна Коробко, ведущий инженер-технолог НТК «Аванта».
Связь стресса и пищевого поведения (а также восприятия собственного тела) научно подтверждена; одно из самых любопытных исследований провели в 2017 году сотрудники канадского университета Далхаузи — в нём есть цитаты из более ранних работ, которые отметили взаимосвязь между психическим состоянием человека и его пищевыми привычками. Общий вывод: во время стресса еда может стать способом временного облегчения переживаний, дать возможность отвлечься на другие чувства или притупить остроту эмоциональных реакций. Когда мы спокойны (или у нас есть другие инструменты снятия напряжения), еда не воспринимается как способ решения проблем — и, соответственно, лишается одной из своих «функций», давая возможность выбирать продукты более трезво: для сытости и/или удовольствия, без наделения их дополнительными значениями. Следовательно, соблюдать диету (если требуется) в спокойном состоянии проще — и, как следствие, регулировать вес тоже.
Таким образом, «духи для похудения» — скорее хитрость маркетологов для повышения продаж, чем обещание реального результата: любой правильно подобранный аромат действительно способен поднять настроение, но для устойчивого избавления от стресса его едва ли достаточно — а значит, имеет смысл обратить внимание на факторы, которые реально вызывают беспокойство и заниматься ими.
Подписывайтесь на наши аккаунты в Facebook, ВКонтакте, Telegram, Instagram и на YouTube, чтобы быть в курсе новостей и обзоров Aromo
Комментарии
3