Поиск по энциклопедии из 223 519 ароматов...
Артемизия vs Давана. И при чем здесь абсент, вермут и тархун
Pink Snow

Артемизия vs Давана. И при чем здесь абсент, вермут и тархун

Часть первая.

Здравствуйте, прекрасные любители парфюмерии!

Это моя первая публикация на Аромо. Надеюсь, вам будет интересно.

Когда несколько лет назад ко мне пришло увлечение парфюмерией, я не ограничилась формулой «нравится – не нравится». Конечно, потребовались ответы на вопросы. Почему тот или иной аромат хочется слышать на себе снова и снова? К какой группе его можно отнести? Какова его пирамида? И кто эти «незнакомцы», которые открывают аромат или звучат финальным аккордом? Об одном из таких «незнакомцев» и пойдет дальше речь.

Не могу сказать, что слово «артемизия» было таким уж незнакомым. Сразу вспомнилась известная итальянская художница эпохи барокко Артемизия Джентилески (1593 – ок. 1653), известная тем, что стала первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции, и – символом феминистского движения в XX-м веке.

Однако, как это связано с парфюмерией?

В этом году молодой бренд Coguillete Paris представил свой новый аромат в концентрации extrait de parfum, посвященный этой выдающейся женщине, хотя задумывался, как аромат и для мужчин тоже. Его название – Artemisia G. Пирамида аромата – это «своего рода «интерпретация» кьяроскуро», ссылка на выразительную игру светотени и насыщенные тона, характерные для живописных произведений художницы, в которых нашли свое отражение драматические события в жизни Джентилески. Юной художнице пришлось пережить тяжелое судебное разбирательство, связанное с сексуальным насилием. Пройдя через позорную огласку, унизительные процедуры и даже физические пытки, она «сумела отстоять свои доводы в то время, когда было практически невозможно доказать вину мужчины» (из описания аромата на сайте бренда). Она выиграет суд и уедет из родного города во Флоренцию, где ее таланту будет покровительствовать Козимо II Медичи. Она будет дружить и переписываться с Галилеем, в Венеции познакомится с Антонисом ван Дейком и Софонисбой Ангвисолла – первой известной художницей эпохи Ренессанса. Талант Джентилески, который никогда не был по-женски камерным, получит дальнейшее развитие, а манера письма приобретет эпическое и уверенное звучание.

undefined

Композиция Artemisia G. открывается нотами травы, цветка полыни и бергамота. В сердце аромата – кожа, полынь и табак. В базе звучат аккорды полыни, кастореума, амбры, гваякового дерева, кедра, пачули, табака, уда и ветивера. Серьезный аромат, не правда ли? И нота полыни в нем является «общей нитью композиции и представляет собой настоящее празднование» женского естества знаменитой художницы, «всегда присутствует в нем ароматным лучом». И хотя я пока не знакома с новинкой от Coguillete Paris, но думаю, что Artemisia G. будет иметь такой же уверенный характер, как и художественный талант Джентилески.

Однако мой рассказ не о жизни одной из самых известных женщин-живописцев. «Так, где же связь?» – спросите вы. Сразу скажу, что никакой особенной связи нет. Кроме той, что родившуюся в Риме в конце XVI века девочку – будущую художницу – назвали то ли в честь богини Артемиды, то ли в честь Артемизии – царицы древней Карии, то ли в честь … полыни.

Ботаническое латинское название Artemisia образовано от древнегреческого названия полыни, которое переводится как «здоровый», либо связывается с именем богини Артемиды. Существует огромное количество видов этого растения. Полынь растет почти на всех континентах Земли. Самый известный вид на просторах Евразии – полынь горькая (Artemisia absinthium).

С этим растением связано много мифов и легенд, в Европе его использовали в качестве защитного средства от ведьм и колдунов. У славян ароматная трава символизировала вдовство и одиночество, горькую судьбу. Лечебные свойства полыни известны человечеству с незапамятных времен. А экстракт Artemisia absinthium стал основой для алкогольных напитков – абсента и вермута.

Вермут (от нем. Wermut, букв. – полынь) — это вид крепленого вина, ароматизированного травами, в том числе полынью, и пряностями. Родиной сухих белых вермутов считается Франция, а красных сладких – Италия. Сперва полынное вино использовали в лечебных целях как тонизирующее средство, лекарство для улучшения пищеварения, борьбы с депрессивными состояниями. Но его оригинальный вкус и пряный аромат настолько пришлись по душе потребителям, что со временем напиток стал популярным аперитивом, а позже и компонентом многих коктейлей.

«Зеленая фея» (так называли классический абсент, имевший зеленый цвет разных оттенков), стала популярна в Северной Африке в первой половине XIX века, когда в 1830 году начались французские колониальные войны. Военным выдавали определённое количество абсента для профилактики малярии, дизентерии и других болезней, а также для дезинфекции питьевой воды, ведь его крепость составляла 70 % (иногда 75 % или даже 89,9 %) алкоголя. Абсент оказался настолько эффективным, что прочно вошёл во французскую армейскую жизнь от Мадагаскара до Индокитая.

«Почти целый день французская морская пехота (infanterie de marine) распевала разные шансонетки; тагалы сидели на палубе молча, а китайцы ― страстные игроки ― с равнодушно бесстрастными, казалось, жёлтыми лицами играли большими кучками в кости. Тем временем большая часть офицерства сидела в кают-компании и в промежутках между завтраком и обедом потягивала вермут или абсент, которым любезно угощали французские моряки».

К.Станюкович. «Вокруг света на «Коршуне».


Позже абсент переместился в рабочие, а затем и богемные кварталы Парижа и стал неизменным атрибутом встреч художников и писателей. Одной из причин такого распространения крепкого напитка стала гибель виноградников от филлоксеры в 1870-е и 1880-е годы. Конец 80-х XIX века стал для абсента звездным часом. Абсентомания тогда достигла такого размаха, что время между пятью и семью часами вечера называли не иначе как l’heureverte - зеленое время (хотя абсент может быть также желтого, синего, красного и черного цвета). В эти часы на улицах Парижа, от Латинского квартала до Монмартра, в воздухе витали пары полынного напитка, а популярные городские кафе были заполнены потягивающими изумрудную жидкость представителями модернистской богемы и обывателями. «La Fee Verte» (зеленая фея) постепенно становилась не только «музой» для художников, но и причиной массового алкоголизма, в том числе женского. Вскоре абсент стали называть «зеленой ведьмой» и «проклятием Франции». Общественность поднялась на борьбу с этим напитком, и вскоре он был запрещен. Однако вернемся к парфюмерии.

Артемизия заняла особую нишу в производстве ароматов. Специфический зеленый и слегка бальзамический запах полыни с нотками терпкой горечи необычен и интересен, поэтому эфирное масло данного растения используют в производстве парфюмерии многие известные фирмы. Традиционно нота полыни создавалась в мужских ароматах. Ее чаще всего включали в верхушку парфюмерной «пирамиды», позже – в сердце и базу аромата для создания длительного мягкого или горького мужественного и пряного звучания или же – алкогольной ноты абсента. Нота полыни хорошо сочетается с аккордами дубового мха, лаванды, бергамота и нероли, специй, а также ладана и уда. Если поначалу артемизию можно было встретить в основном в шипрах, фужерах и древесных ароматах, то в настоящее время вы найдете ее практически во всех парфюмерных группах и подгруппах.

Так, например, артемизия звучит в начальных нотах харизматичного и вызывающего либо поклонение, либо полное неприятие «аромата богов» - Kouros Yves Saint Laurent. Созданный в 1981 году, аромат воспевал мужское начало, а его символом стал курос - тип античной статуи обнаженного юноши-атлета. Словом «курос» древние греки называли подростков, безбородых мужчин, но уже и не детей. Гомер называл этим словом юных солдат. Архаичное скульптурное изображение (VII-VI вв. до н. э.) обнажённого юноши атлета с вытянутыми вдоль туловища руками и выставленной вперёд левой ногой в настоящий момент считается погребальной статуей. Их устанавливали в честь победителей, а также на могилах и в гробницах. Эти статуи представляли собой древнегреческую модель идеального мужчины в общественной жизни.

Пирамида аромата:

альдегиды, артемизия, кориандр, мускатный шалфей и бергамот;

гвоздика, пачули, корица, корень ириса, жасмин, ветивер и герань;

мед, кожа, бобы тонка, амбра, мускус, цивета, дубовый мох и ваниль.

Kouros Yves Saint Laurent – это аромат, в котором соединились цветочные душистые ноты с животными нотами мускуса и циветы, подчеркнутые сладкими медово-ванильными аккордами. Это запах первого человека, только что слепленного из глины и улыбающегося по-детски чистой «архаической улыбкой» своему Создателю.

В женских ароматах полынную ноту можно встретить у таких производителей, как Amouage (Jubilation for Women), Shiseido (Relaxing Fragrance), Courreges (Empreinte), Robert Piguet (Bandit) и других.

Нота абсента тоже довольно часто воссоздается в мужских ароматах и унисекс. Весенняя коллекция Jo Malone London с ограниченным тиражом The Bloomsbury Set, состоящая из пяти ароматов, имеет вполне английский характер. Вдохновленный «свободным духом» основанного более 100 лет назад Блумсберийского кружка, в который входили интеллектуалы, писатели и художники, объединенные схожими взглядами в вопросах поиска творческой свободы и самовыражения, художественной и личной независимости, Jo Malone London в 2017 году создал композицию для мужчин и женщин в концентрации Cologne Leather@Artemisia.

undefined

Аромат посвящен библиотеке легендарного загородного дома, в которой собирались Вирджиния Вульф (один из самых важных модернистских авторов XX века, ее романы стали классическими произведениями «потока сознания»), ее сестра Ванесса Белл (художник и дизайнер), Джон М. Кейнс (основатель современной макроэкономики), Литтон Стрейчи (создатель новой формы биографии) и другие. Представьте себе английскую библиотеку со стеллажами, заполненными книгами, с удобными креслами, камином и открытыми в вечерний сад окнами, а в ней - кружок гостей, наслаждающихся абсентом, курением табака и беседой. Из пресс-релиза бренда: «…завораживающий абсент переливается травяными оттенками аниса и душистой полыни, фиалкового дерева и глубокой насыщенной нотой кожи, подчеркнутой амброво-древесными гранями аромата киприола». Дизайн флакона аромата выбран неслучайно. Он также отсылает нас к дому в Блумсбери, оформленному лично хозяйкой – Ванессой Белл.

Однако алкогольную ноту абсента можно почувствовать и в женских ароматах. В 2018 году вышел новый цветочно-фруктовый аромат от бренда Guerlain - Baiser de Russie, открывающийся нотами бергамота, сливы, лимона, абсента и хвои сосны. Сияющий и полный жизни аромат создает особенно женственный образ. Он был представлен во флаконе светло-зеленого цвета «Пчелы», впервые изготовленном в 1853 году Пьером Франсуа Паскалем Герленом для императрицы Евгении, жены Наполеона III. Пчелы были имперским символом династии Бонапартов и… стали символом дома Герлен, а основатель дома - официальным парфюмером Её Величества.


Годом позже, в 2019, была выпущена восточно-гурманская композиция Black Opium Intense Yves Saint Laurent. В верхних нотах аромата – сочетание абсента и бойзеновой ягоды. Это аромат, вдохновленный энергией ночи. Описание с сайта производителя: «Выключи свет. Пусть ночь вступит в свои права. Новый аромат BLACK OPIUM EAU DE PARFUM INTENSE – это смелое воплощение таинственной ночи во всей ее красоте и соблазне. Культовый аккорд черного кофе. Волшебный аромат синего абсента. Возбуждение в предчувствии нового, непреодолимого соблазна». Версия Intense делает новый акцент на ярких фруктовых и цветочных нотах, добавляя неоновое сияние в популярный гурманский почерк Black Opium. Аромат открывается молниеносной вспышкой напряжения, когда горькие и опасные тона абсента притягиваются к полярно противоположным малиново – ежевичным нюансам boysenberry, создавая эффект противоречия.

А вот нота вермута в парфюмерии встречается довольно редко, и ароматы, в которых она присутствует, можно посчитать на пальцах двух рук. Я упомяну лишь один из них: цветочно-восточная композиция для мужчин и женщин Maze Eau de Parfum от арабского бренда Al Haramain Perfumes. Этот аромат – приглашение к путешествию по лабиринту (именно так переводится название). Ваши первые шаги по загадочным и запутанным дорожкам вдоль зеленой стены стриженых кустов приведут вас к столу с блюдом с желтыми лимонами. Их свежий аромат подчеркнут фруктовым вкусом зеленокожих бергамотов и сладкого апельсина. Рядом с блюдом – бокал, наполненный вермутом, пары которого смешиваются с сильной лимонной нотой. Вы следуете дальше за горьким травяным туманом, делаете один поворот за другим, пока не выходите к пышному розовому кусту. Красные цветы пахнут свежо и переплетаются со специфическим ароматом герани, растущей здесь же, рядом с розами. Так открывается Maze Eau de Parfum, в верхних нотах которого звучат аккорды бергамота, даваны, герани, апельсина, розы, вермута и лимона.

Наверное, вы уже догадались, что я не просто так выбрала и представила вам Maze Eau de Parfum, потому что в пирамиде этой композиции появляется новый «незнакомец» – давана. О ней и пойдет речь во второй части.

Поделиться
https://aromo.ru/articles/reviews/artemiziya-vs-davana-i-pri-chem-zdes-absent-vermut-i-tarhun/