Изабо Буатетт

Знакомьтесь: Винтаж

Среди любителей и коллекционеров парфюмерии есть немало тех, кто собирает и винтажные ароматы. Кому-то они достались по наследству от бабушек, кто-то проявляет искусствоведческий интерес, а кто-то просто любит винтажное звучание ароматов, потому что «раньше было лучше». У кого-то с винтажной парфюмерией связаны дорогие личные переживания и воспоминания. Что же такое винтажная парфюмерия? Это ароматы, которые были созданы несколько десятилетий назад, хотя ароматы 1990х, которые казалось были недавно, уже можно относить к винтажам. В отличие от предметов искусства и одежды, ароматы имеют свойство искажаться и портиться. Нередко встречаются такие термины, как «битые ноты», когда самые летучие компоненты, как альдегиды или цитрусовые масла испаряются. Поэтому найти аромат 60-50 летней давности в полной сохранности – это большая удача! Скажу честно – я не любитель винтажей. Моя бабушка, хоть и могла себе позволить, парфюмерией не пользовалась. Хотя очень любила косметику, и еще в моем раннем детстве (конец 1980х) пользовалась польскими тенями и помадами. А вот запахов не помню совсем. Почему? Не знаю. Я увлеклась парфюмерией уже после ее ухода из жизни, хотя бабушка мне дарила духи. Парфюмерия пришла в мою жизнь, когда мама в середине 1990х стала заниматься дистрибьюцией бренда Орифлейм. Вот тогда появились пробирочки-пробники, ароматные странички в каталогах. Легкие, цветочно-фруктовые, цветочно-древесные или сладкие композиции на каждый день. Вкусные, понятные, желанные. А если мне и встречалась старые флаконы, то реакция была однозначной: «Фу, бабкин шкаф!». У пожилых родственников я видела только одеколоны вроде «Русского леса». У дедушки был «графин» с сирийским одеколоном. Помню, что запах у него был сладковатый. Жаль, что эти графины в свое время выкинули, а они были красивы!

Несколько лет назад у меня появился флакон Sissi Marc de la Morandiere, выпущенный в 1992 году (моя версия может быть чуть позже). Но аромату примерно 25 лет, а это уже вполне себе винтаж! Аромат действительно не современный, но и не «затхлый сундук» - фруктово-зелено-альдегидный с цветочно-пудровыми нюансами. На старте я четко улавливаю ананас. Аромат красивый, торжественный. Но главный мотив, почему я его купила – это посвящение императрице Елизавете Австрийской, известной как Сисси. Даже силуэт флакона напоминает пышное бело-золотистое платье императрице на картине Франца Винтерхальтера.

Но настоящие почтенные винтажи появились у меня сравнительно недавно – их мне отдала двоюродная бабушка. Это ароматы легендарной советской фабрики «Дзинтарс». Духи рижского производства были в большой цене – ведь это почти «заграница»! Один флакончик я нашла в ванной у своей родственницы, которую мы навещали на праздниках. На полочки я увидела запылившийся «кружочек», который можно было принять за ручку от дверцы шкафчика или иную прозаическую деталь. Но мое чутье не подвело – это оказался флакон духов! Маленькая этикетка из фольги была на латвийском языке: Smarža Pavasaris. Это знаменитые духи «Весна», которые издавались в разных флаконах. Но у меня оказалась самая ранняя версия, которая издавалась до 1970х годов – кругленький флакончик в виде низкого широкого колокола на низкой кольцеобразной ножке, увенчанный черной крышкой с «ушками», которые символизируют весенний росток. По стеклу флакона идут рельефные полоски, напоминающие волны. Родственница сказала, что у нее набор из двух флаконов, был побольше, но его давно использовали. В сети я нашла фото этого набора – выглядит очень эффектно и солидно! Прекрасный подарок на юбилей или свадьбу! Цвет жидкости фактический не поменялся – красивого чайного или коньячного цвета.

Открыла я флакон не без труда – резиновая прокладка внутри крышки превратилась в нечто липкое (флакон не вскрывали и духами не пользовались). Крышка винтовая, как и у большинства флаконов того времени. Запах яркий, цветочно-альдегидный, очень винтажный, немного резкий. Но явно ощущаются белые цветы:

Верхние ноты – ландыш, пион, цитрусы

Сердце – ландыш, жасмин, роза, бобы тонка

База – мускус, ваниль, амбра

Сейчас бы духи с таким набором нот звучали бы совершенно иначе. Ландыш доминирует в аромате, в раскрытии он читается очень хорошо. В базе ощущается теплая амбра и мускусы. У неподготовленного человека, редко общающимся с винтажными ароматами, может даже заболеть голова. Так как концентрация веществ со временем уплотнилась. Неудивительно, что в аромате на тему весны заявлен ландыш – это один из самых весенних цветов, а мода на ландышевые ароматы была в разгаре. Думаю, что в 1960е годы аромат казался модным, свежим и очень красивым.

Второй аромат от моей бабушки – это не менее знаменитый «Чардаш» той де фабрики «Дзинтарс». Духи посвящены бойкому венгерскому народному танцу, который корнями уходит в цыганскую культуру. К мелодии танца обращались австрийские и русские композиторы (Иоганна Штраус и Петр Чайковский).  

В 1975 году на волне популярности оперетт Имре Кальмана в СССР, и в частности произведения «Королева Чардаша», парфюмерная фабрика Дзинтарс выпустила аромат «Čardašs» - гласит «Википедия».

Как и танец, аромат должен быть страстным и томным. Таким он и вышел. Пирамида у аромата очень интересная, даже хотелось бы, чтобы какой-нибудь современный люксовый или нишевый бренд обыграл ее на нынешний лад. До сих пор духи звучат очень благородно и мягко:

Верхние ноты – кожа, виноград, ветивер

Сердце – роза, черный перец, бобы тонка

База – амбра, дубовый мох, кедр и пачули

Духи можно отнести к шипру с гурманским профилем. Я отчетливо ощущаю мягкую кожаную ноту, винный акцент, розу и бобы тонка с шоколадно-миндальным оттенком, который поддерживают темные густые пачули. Аромат теплый, бархатистый, обволакивающий, прекрасно подходит для поздней осени и зимы. Мне кажется, он красиво раскрывался на кожаных и меховых вещах. Я не специалист по винтажам, но мне кажется, что аромат, несмотря на весьма зрелый возраст, находится в прекрасном состоянии, в нем нет резких отталкивающих нот. Флакон целый, если им и пользовалась то не более пары раз. Духи заключены в простой цилиндрический флакон с круглой крышкой. Вместо коробки - элегантный тубус с зелеными орнаментами. На донышке тубуса обозначена цена – 5 рублей. Духи не самые дорогие. Еще осталась фиолетовая печать «1.80». Возможно, это дата производства – январь 1980 года. Оба аромата, которые мне подарила бабушка, скоро станут экспонатами в Музее Парфюмерии. Я не ношу винтажи, но в музее они обретут новую и интересную жизнь. А какие у вас любимые винтажные ароматы? Знакомы ли с теми, о которых я рассказала?

Изабо Буатетт
Изабо Буатетт
Люблю розы...
Редкости
Редкости
24 статьи
40
5221
Предложения от партнеров: наборы парфюмерных пробников 8 в 1
Топ селективных ароматов для нее

Комментарии

40
АА, так вот как назывался аромат у моей тети - «Чардаш» Дзинтарс
Ответить
1
0
Наталья Сур 10.11.2021 в 21:34
Я уважаю парфюмерию минувших лет, для меня это, как сокровище, ценный экспонат в музее. У меня есть пятерка Шанель и Диориссимо старых выпусков, и еще пару флаконов, на которых уже нет опознавательных знаков. Но все это лишь коллекция использовать винтаж не люблю. За статью спасибо! Я все никак не могу привыкнуть к новому сайту, если бы не отзыв девочек, так бы и не нашла ваш очерк.
Ответить
1
0
Duffy Ness 10.11.2021 в 19:36
Я с винтажами не дружу... Слишком для меня... Хотя и приемлю ретро-нотки, особенно когда дело касается цветочности... Но все же очень спорно...
Ответить
4
0
Интересные экземпляры! Приятно, что они попадут в музей. Я пока не доросла до винтажей. Познакомиться с их звучанием, да, с интересном, но вот носить и покупать для себя - нет. Может, это изменится со временем, кто знает)))
Ответить
4
0
Изабо Буатетт 10.11.2021 в 10:49
Да, винтажные духи - это особая тема... Кто-то носит, кто-то уже нет. Мне кажется, что те люди, которые "выросли" на современной парфюмерии уже не смогут настолько проникнуться винтажами, чтобы их носить. И все-таки время искажает первоначальное звучание.
Ответить
4
0
Катюня ПК 09.11.2021 в 23:39
Интересно) не встречала такие парфюмы) Оля, вам повезло познакомиться с ними)
Ответить
4
0
Изабо Буатетт 09.11.2021 в 23:57
Да, это факт! Интересно изучить винтаж не просто на выставке, а именно глубже, когда можно нанести на себя. Интересный опыт!
Ответить
2
0
Татьяна МТ 09.11.2021 в 04:52
А Сисси не такой уж винтаж, довольно свежий аромат. Вы мне посылали, никакой нотки винтажности даже близко нет, разве что сборка не очень современная.
Ответить
3
0
Изабо Буатетт 09.11.2021 в 11:07
Да, я помню ) но все-таки он значительно отличается от современных ароматов )
Ответить
2
0
Татьяна МТ 09.11.2021 в 11:20
Просто у него звучание в стиле ретроароматов, но при этом он свежий и хорошо звучащий, без искажения.
Ответить
2
0
Изабо Буатетт 09.11.2021 в 12:08
Да, именно так ) Поэтому он мне нравится и иногда ношу ))
Ответить
2
0
Татьяна МТ 09.11.2021 в 04:47
Я придерживаюсь мнения, что винтаж можно брать тогда, когда у вас лично с ним что-то связано и вы точно знаете, как пах аромат когда-то. Хотите оживить в памяти тот самый аромат. У меня был опыт покупки винтажей. далеко не всегда он удачный. Даже если сердце аромата бывает сохранным, то верха в 99 процентах случаев битые. И чаще всего такой винтаж можно, максимум, слушать из флакона. На коже он сразу выдает горечь и что-то непонятное. Я своими винтажами, те, что более сохранные иногда пользуюсь. Вот недавно носила Тендр Пуазон и Фэмм Роша, например. еще очень люблю Тнетасьон Паломы Пикассо, а вот сама Палома у меня есть только для красоты, запах совершенно не тот.
Ответить
4
0
Изабо Буатетт 09.11.2021 в 11:07
На счет винтажа, как якоря согласна! У меня в этом плане полная пустота, поэтому воспринимаю со стороны )
Ответить
3
0
Nastenka _G 09.11.2021 в 01:06
А я стала с интересом слушать одного известного в инсте блогера. Она делает эфиры и часто рассказывает о винтажах, потому что коллекционирует их.
У меня есть несколько винтажных ароматов. Magie Noir - у мамы флакончик винтажный сохранился, в нем мл 15 осталось. Сама я летом купила винтажный Eau de Givenchy. Вынашивала эту идею год...и о чудо! Флакон так никто и не купил, так что он будто бы ждал меня)))
Остались ещё пару флаконов одеколонов Новой Зари от дкдушки и бабушки. Так навскидку пока все...вроде бы ничего больше нет. Пока что))
Ответить
5
0
Татьяна МТ 09.11.2021 в 04:43
А сохранность т о хорошая? С винтажами можно легко налететь на испорченный парфюм.
Ответить
4
0
Татьяна МТ 09.11.2021 в 04:49
Мне кажется, поклонники винтажей почти всегда заточены на винтажи, потому что после нормальных свежих запахов почти все винтажи кажутся горькими и прогорклыми, это надо привычку иметь. И, как правило, раньше они так не пахли. А если не секрет О де Живанши знали раньше, почему его заказали?
Ответить
4
0
Изабо Буатетт 09.11.2021 в 12:09
Интересно, а что за блогер? ))
Я вот до сих пор удивляюсь, почему у моей бабушки, большой эстетки и модницы, не было духов... Может, аллергия была или еще что-то. В любом случае, интересно рыться в "сундуках" своих родственников! Иногда на Авито вижу объявления, что целыми партиями продают винтажные ароматы. Видимо, реализуют наследство.
Ответить
3
0
Изабо Буатетт 09.11.2021 в 12:11
Кстати, вот да, я бы не рисковала покупать винтаж. Только если в одном случае - этот аромат для меня важен, как некий знак или образ в памяти. Или им владел кто-то из важных для меня личностей ) Т.е. не ради самого аромата, а ради памяти.
Ответить
3
0
Nastenka _G 09.11.2021 в 19:46
Татьяна, у Мажи Нуар ноты точно не битые, мама тому свидетель)) говорит, как в первый раз его открыла -дцать лет назад, таким он и остаётся до сих пор. Сама уже не пользуется им, рука пока к нему не тянется, так что мне отдала.
Ну и на мой нос, как мне кажется, звучит очень достойно, прогорклости нет точно.

С О де Живанши интересная история)) Год назад, уже даже чуть больше, я хотела купить Chanelle Cristalle eau verte. У меня рядом с домом есть один неплохой магазин нишевой и винтажной парфюмерии (люкс у них тоже есть). Знаю, что Cristalle там был, хотела его забрать, но меня опередили. Собственно, не как замену, а как парфюм с похожим характером мне предложили винтажную О де Живанши. Покупать тогда не стала, но запомнила и записала в хотелки. Параллельно пошла пробовать новодел. Новодел неплохой, но не впечатлил так, как винтаж. В общем, год я была в раздумьях. Ну вот этим летом, когда я заглянула в этот магазин попробовать некоторые новинки из ниши, увидела тот самый винтажный флакон Живанши. Не устояла, взяла. Пользуюсь с удовольствием))
Ответить
3
0
Nastenka _G 09.11.2021 в 19:48
Оля, скину тебе ссылку в инсте на этого блогера. Уверена, ты знаешь ее))
Ответить
3
0
Nastenka _G 09.11.2021 в 19:49
Оля, с тобой согласна по поводу того, зачем покупают винтаж. Ну и ещё если человек начал коллекционировать винтаж серьёзно, вряд ли уже остановится.
Ответить
1
0
Катюня ПК 09.11.2021 в 23:36
Настя, винтажи покупают не только потому, что хотят вернуться в прошлое, и не только для коллекции. Винтажи-это все же альфа и омега, начало, мат. часть. То, из чего выросла последующая парфюмерия. Меня всегда удивляло, как человек увлекающийся парфюмерией категорически отвергает винтажи, и не пробовал например, Мицуко... Хотя... Рынок настолько наводнен битыми винтажами, что бедный человек пробует очередное фуфло у уважаемого, проверенного продавца и думает, что винтажи так и пахнут - прогорклым маслом, тухлым и с хромающей стойкостью. На самом деле существуют прекрасные, неиспорченные экземпляры, но их надо искать, пробовать, сравнивать. Не каждый готов. И якобы проверенные продавцы могут продавать совершенно спокойно битые парфюмы. К тому же, есть парфюмы, которые плохо хранятся сами по себе, выпадающие первые, легкие, цитрусовые ноты - обычное дело, а есть долгожители (состав позволяет)
Ответить
3
0
Nastenka _G 10.11.2021 в 01:34
Катюня, я как раз начинаю познавать мир винтажей. Интересуют с каждым днем все больше и больше.
Ответить
1
0
Nastenka _G 10.11.2021 в 01:35
О ужас! Автозамена на телефоне в моём комментарии из Chanel сделала Chanelle. Вот позорище :)))
Ответить
1
0
Татьяна МТ 10.11.2021 в 11:08
Я так, думаю, вы Хмелевскую слушаете?
Ответить
2
0
Pink Snow 10.11.2021 в 12:45
Людей могут удивлять самые разные вещи. Кого-то удивляет, что увлекающийся парфюмерией человек может отвергать винтажи. И даже Мицуко. А между тем Мицуко "родилась" в 1919 году. Мне прямо интересно, где такой экземпляр можно понюхать? Туда всех пускают? :) А если Мицуко десятилетней давности? Конечно, она будет отличаться. Хотя бы потому, что парфюмерные материалы стали иными, даже принципиально иными. А как быть с композициями, созданными в 19 веке? Повторить-то их можно, и некоторые повторили по старинным рецептам, но пахнут ли они так же? Вот эти альфа и омега парфюмерии - вопрос довольно спорный. Особенно если рассматривать его с исторической точки зрения. На Крите энтузиасты по собственному разумению древних греческих рецептов создали несколько ароматов. Их даже можно было понюхать несколько лет назад на острове и купить (как сейчас, не знаю). И это тоже альфа и омега парфюмерии. Только воссозданные нашими современниками, из аналогичных, но все же иных материалов (состав почвы и климат имеют важнейшее значение для качества растительных компонентов духов). Если же копать альфу ещё глубже, то следует признать, что надо пробовать в обязательном порядке парфюмерию древних египтян и шумеров. А ещё не забыть про древних жителей Аравии, потому что путь парфюмерии начался с пути ладана. А этому пути более 5 тысяч лет. И кстати, как быть с теми, кто не уважает (а иногда и просто не переносит) альфу и омегу парфюмерии - классический ладан? Заклеймить позором?
Ответить
1
0
Катюня ПК 10.11.2021 в 13:27
Татьяна, Хмелевскую давно не слушаю, раньше читала, да, и со многим, но несовсем была согласна.
Ответить
2
0
Катюня ПК 10.11.2021 в 13:41
Pink Snow, парфюмерия вообще спорна. Вкусовщина, чистой воды. Кому арбуз, а кому свиной хрящик. Клеймить позором, кому не нравится ладан - это уж прямо перегибы на местах, зачем же? Люди у нас свободны (относительно) в своих предпочтениях, носить могут все, что угодно. И учиться могут всю жизнь, познавать новое в парфюмерии, например. Чем мы тут и занимаемся, кстати. Да, я, считаю знакомство с классическими ароматами, и Мицукой, уж простите, в том числе, позволяет выстроить определенную схему последующей дружбы и с современной парфюмерией. Можно без этого, но зачем обеднять свой ольфлакторный опыт? Нюхать египетскую и подобную парфюмерию не обязательно, она не сохранна. А то, что сохранилось, можно и познакомиться.
Ответить
4
0
Катюня ПК 10.11.2021 в 13:45
И, кстати, мицуку можно понюхать и современную. И сравнить с винтажной. Если уж углубляться в исторические параллели)) а можно не сравнивать., но определенно познакомиться. И возненавидеть, или полюбить (чаще первое) интересный же процесс.
Ответить
1
0
Pink Snow 10.11.2021 в 17:43
Вот именно, современная парфюмерия имеет корни гораздо более глубокие, чем 60-летняя (100 летнюю даже не мечтаю понюхать) Мицуко. И, соответственно, старушка не случилась бы, если бы древний грек не попал туристом в древний Египет и не понюхал бы ароматные пасты, которые, о чудо, ему понравились. Для того и создают музеи духов, чтобы можно было прикоснуться к истории. Поэтому и Изабо отнесла свои Винтажи в музей. А если говорить об аксиоме, что парфюмерия - это исключительно дело личных предпочтений, то стоит ли так, с чувством превосходства, отзываться о вкусах других людей? Замечу лишь, что далеко не все владельцы старых ароматов их используют. Почему? Ну, пусть они сами ответят на этот вопрос.
Ответить
1
0
Nastenka _G 11.11.2021 в 01:10
Татьяна, Хмелевскую слушаю, да. И ещё ряд блогеров. Но мнение формирую конечно свое. Часто мы с ними во вкусах не совпадаем, но для информации послушать полезно.
Ответить
2
0
Татьяна МТ 11.11.2021 в 02:35
Для информации- да.
Ответить
1
0
Pink Snow 08.11.2021 в 21:30
Винтаж - это не мое. И не потому, что сундук и тп. Мне не нравятся духи старой школы вообще. Большинство из них цветочные. И ландыш с гвоздикой в них солируют для моего носа очень часто, а эти цветы я в парфюмерии не люблю, особенно в советской. Даже в детстве их не любила. От бабушкиной КМ вообще шарахалась. Ещё у нее был какой-то Ландыш, это были мои парфюмерные ужасы. :)) Помню болгарские духи под названием Сигнатюр, но как пахли, сейчас уже и не вспомню, остались в детстве. :) Прошу любителей простить меня. Были как-то Диориссимо. Остатки так и пропали у меня окончательно, я их практически не носила. По той же причине, не выносила их физиологически. В общем, не доросла я до этого уровня. И пытаться уже не буду. :)
Ответить
3
0
Изабо Буатетт 08.11.2021 в 23:14
Я как раз люблю цветочные духи, но современные. Винтажи тяжеловаты, конечно. И плохо на мне раскрываются. Но вообще, это как все равно, что носить старинную одежду и обувь - осознаешь ее красоту и тонкость работы, но носить неудобно в реалиях нашей жизни )
Ответить
3
0
Pink Snow 09.11.2021 в 11:20
Я, если честно, даже и красоты не осознаю. :) Помню ещё туалетку от ив Роше Орхидея, достался от родственницы. А куплен был то ли в 90-м, то ли в 89-м. Без спрея, красивый флакон, зелёная коробка с изображением цветка. Я этой Орхидеей царапины и прыщи обрабатывала. :)) Верхние ноты были совсем испорчены. Флакон, уже пустой, выбросила года три назад. Не такая уж и противная она была, но не носила.
Ответить
3
0
Pink Snow 09.11.2021 в 11:32
Кстати, месяц назад заказала отливант Pour Femme Remy Marquis. Так его хвалят, так хвалят. Ну думаю, надо познакомиться. Хоть и новодел, но школа-то старая. Вдруг и правда шедевр. В общем, пока стоит, на кожу даже не наношу, потому что нюхаю спрей и понимаю, что это смерть для тараканов и лучше уже не будет. :) В последний раз убедилась, что это не мое направление. Хорошие воспоминания остались только от Исфахана Роше, пусть в воспоминаниях и остаётся.
Ответить
4
0
Татьяна МТ 10.11.2021 в 16:28
Исфахан и сейчас есть, но уже не такой, они продали сирийцам Магнолию и Исфахан. И те почему- то изменили звучание.
Ответить
2
0
Pink Snow 10.11.2021 в 17:52
Поэтому я и решила оставить его в воспоминаниях. :) Нельзя войти дважды в одну и ту же реку.
Ответить
1
0
MvS С-ва 08.11.2021 в 20:06
К винтажам с пиететом отношусь, всегда интересно попробовать, но тоже не ношу. Ваши ароматы не знакомы.
Ответить
4
0
Изабо Буатетт 08.11.2021 в 20:39
Вот я тоже так. Уважаю как культурное наследие, но носить не могу - очень густо и сразу начинает болеть голова.
Ответить
4
0

Лучшие статьи

Всё больше непарфюмерных брендов выпускают свои ароматы – в чём причина?
Всё больше непарфюмерных брендов выпускают свои ароматы – в чём причина?
Парфюмерные итоги 2024 года
Парфюмерные итоги 2024 года