Поиск по энциклопедии из 223 519 ароматов...
История сэмплов: «Нипсы»
Ольга Даниленко Даниленко

История сэмплов: «Нипсы»

Не хочется покупать аромат, хорошенько не распробовав композицию? Нет возможности купить целый флакон? А может быть, просто забыли подушиться перед выходом из дома? В прошлый раз мы рассказывали о парфюмерных вендинговых автоматах, позволявших всем желающим получить разовую порцию распыленного парфюма за весьма условную плату. Сегодня поговорим об автоматах, продающих парфюмерные сэмплы и об истории возникновения самих сэмплов.

История сэмплов началась в двадцатые годы прошлого века, когда были популярны вендинговые парфюмерные автоматы, среди которых встречались и такие, которые продавали специальные одноразовые ампулы с ароматами.

В тридцатых годах подобные автоматы выпускались, например, чикагской компанией A.B.T. Corp. В автомате этой марки было четыре отделения, в каждом из которых лежали наборы одноразовых сэмплов, стоимостью в двадцать пять центов.

Эти сэмплы, производимые компанией Nips Company Inc, назывались «нипсами». На английском языке одно из значений слова «nip» – это «небольшой глоток», «маленький кусочек». В таких сэмплах как раз и был «глоточек», порция, рассчитанная на одно применение.

Выглядели они совсем не так, как привычные нам сегодня сэмплы в виде маленьких спреевых цилиндров.

«Нипсы» - это стеклянные или пластиковые трубочки-ампулки, концы которых нужно было надламывать точно также, как надламываются обычные медицинские ампулы.

Длина каждого «нипса» составляла около шести сантиметров, внутри содержалось несколько капель духов, достаточных для одного применения. Точный объем неизвестен – так как маркировка «нипсов» не подразумевала обозначение количества миллилитров. Современные коллекционеры измеряли фармацевтической пипеткой содержимое одной ампулы, получалось что-то около двух-трех капель или одна двенадцатая часть от одного мл духов.

Эти запатентованные одноразовые пробирочки с ароматами продавались с двадцатых по семидесятые годы, при этом расцвет их популярности пришелся на тридцатые-пятидесятые.

Кроме Nips Company, Inc подобными сэмплами торговала еще одна американская компания - Nippola Products Co. Ходили слухи, что сэмплы в работе этой компании были не самоцелью, а прикрытием для бутлегеров алкоголя.

Nippola Products Co. продавала в сэмплах как переупакованные ароматы известных и модных на тот момент парфюмерных домов, так и ароматы собственного производства – Pagan Princess, Swee-Tone и Ramona.

Сэмплы-ампулы продавались не только в вендинговых автоматах, но и в обычных магазинах, аптеках, на кассах автозаправок и т.п. В двадцатых годах стоимость одного «нипса» составляла около десяти центов. Позднее их стали упаковывать и продавать по несколько штук в коробочке, стоимость варьировалась в зависимости от количества «нипсов» в наборе.

Также коробочки с различным количеством сэмплов (обычно от трех до ста штук в упаковке) использовались в рекламных целях. Чаще всего они «рекламировали» компании, не имеющие ничего общего с индустрией красоты: страховые агентства, банки, заправки, магазины и авиакомпании.

В таких наборах обычно лежало несколько разных сэмплов, бумажка с перечнем ароматов, краткий парфюмерный гид со сведениями о парфюмерных семействах, инструкция, рассказывающая о том, как правильно открывать ампулы, а иногда - маленькая дорожная коробочка, предназначенная для ношения «нипсов» в кармане или сумочке.

Сэмплы-нипсы были настолько миниатюрны, что чаще всего вместо указания названий, которые не помещались на ампулах, их помечали при помощи специальной маркировки. Концы ампул окрашивались в разные цвета, а на вкладыше, прилагающемся к набору, указывалось, какой цвет соответствует определенному аромату.

Так, например, аромат Shocking от Schiaparelli был промаркирован розовым цветом, зеленый был для Paris от Coty, темно-коричневый для Shalimar от Guerlain, голубой для My Sin от Lanvin, светло-зеленый для Bellodgia от Caron, синий для L'Origan от Coty, а оранжевый для Evening in Paris от Bourjois.

Иногда ампулы помечались с обоих концов. Обычно производитель поступал так с сэмплами из больших наборов, когда одноцветной маркировки не хватало. Например, желтый и белый для Chanel Gardenia, синий и белый для L'Heure Bleue by Guerlain, темно-зеленый и белый для Nuit de Noel by Caron и т.п.

Изредка названия все-таки указывались и на самих ампулах. Предположительно, такие маркировки появились в более поздний период, благодаря развитию технологических возможностей. Такое предположение подтверждают «нипсы» «переходного» этапа – с уже напечатанными на ампулах названиями, но еще с помеченными кончиками-идентификаторами.

Нужно заметить, что в наборах разных десятилетий или, например, в обычных наборах нипсов и наборах-определителях, о которых речь пойдет далее, цвета могли различаться, и, к примеру, розовый цвет не в ста процентах случаев гарантировал, что внутри находится аромат Shocking от Schiaparelli. Именно поэтому было так важно не забывать про «путеводитель», вложенный в набор с «нипсами».

Сэмплы-нипсы также использовались в наборах, называющихся “Perfume Typer”, что можно перевести как «Определи свой тип духов».

Это были наборы из нескольких десятков ароматов, упакованных в небольшие твердые пластиковые упаковки (которые, кроме прямого назначения предлагалось впоследствии использовать как портсигары). Такие наборы содержали гид, который помогал подобрать аромат, исходя из персональных предпочтений.

Буклет на тридцати двух страницах, прилагающийся к набору, назывался «Ваш парфюмерный гид» и содержал разделы «Власть аромата», «Как пользоваться духами», «Как определить подходящие духи», «Список производителей парфюмерии» и «Перечень духов в наборе».

В буклете говорилось, что все духи делятся на семь типов: «фруктовые», «букет специй», «восточные», «цветочные солифлоры», «цветочные букеты», «лесные» и «современные духи». Внутри, соответственно, было семь отделений, специально для каждого типа ароматов, а в каждом отделении было по пять «нипсов» с самыми популярными ароматами этого типа.

Подбирать аромат предлагалось по специальному алгоритму, описанному в буклете. Сначала нужно было попробовать ароматы, соответствующие семействам, затем выбрать один или два понравившихся направления, а после – выбрать один аромат из специального «бонусного набора».

Интересно, что в таких наборах были подписаны только «финальные» ампулы. В сопровождающем буклете говорилось, что это сделано специально, чтобы в процессе подбора клиент ориентировался только на свой вкус и не попадал под влияние имен раскрученных брендов. 

Вопрос, насколько легальными и согласованными с брендами-обладателями прав на ароматы были «нипсы», остается открытым. Хотя они широко продавались в Америке многие десятилетия, тем не менее есть указания на существования судебных исков Домов к компаниям, продающим «нипсы».

Вот, например, что пишет об этом Лиззи Остром, автор книги «Парфюм. История ароматов ХХ века»:

«В 1920-х годах предприимчивые агенты в Америке начали импортировать изысканные французские парфюмы и разливать их в крошечные «пробники», часто в форме рюмочки... Подобная продажа, которой в частности занималась компания Nips Inc., заявлявшая о своей абсолютной независимости от роскошных брендов, не была официальной и могла подорвать с таким трудом заработанный престиж того или иного парфюма. Некоторые не обращали на это внимания. Но в 1938 году Guerlain подал иск против Nips Inc. за то, что фирма разливала Shalimar по другим флаконам и продавала его ниже цены ретейла. Только в 1947 году суд постановил, что подобный рэкет должен быть прекращен. Тем временем тренд на пробники означал, что каждому дню недели можно придать новые краски с помощью парфюма: в понедельник Indiscret, во вторник Tabu, в среду My Sin, а в четверг Scandal. В разгар депрессии это была замечательная новинка. Она помогала девушкам, самостоятельно зарабатывающим себе на жизнь, приобщиться к жизни высшего общества с помощью тех же парфюмов, которыми наслаждались их кумиры».

Интересен и судебный процесс по Делу о дистрибьюторском соглашении о франшизе 1963 года в суде штата Калифорния (дело Symcox против Zuk, [Civ. No. 26931. Second Dist., Div. Four. Oct. 21, 1963.], где среди различных претензий по франшизе сэмплов Nips упоминалось также:

«Ценность дистрибуции, как подчеркивалось во время первых переговоров с Истцом, состояла в использовании сэмплов, чтобы продавать ароматы хорошо известных парфюмерных брендов. Но эти ароматы не могли бы быть таким образом разлиты и проданы без согласия владельца товарного знака; и такие разрешения не были получены. Эти факты стали очевидными, когда, в декабре 1958 года, Ответчики согласились со вступлением в силу Решения в иске, поданном к ним компанией Chanel, Inc., в связи с нечестной конкуренцией.

Истец в своей жалобе заявил, что «разлив по емкостям, дистрибуция и продажа парфюмерии Ответчиками применяемым ими способом без одобрения или разрешения от производителей данной парфюмерии не являются законными и не соответствуют законам Штата Калифорния, Штата Аризона или Соединенных Штатов Америки…» В соответствии с фактическими данными и законами, Суд постановил, что «…бизнес и практика Компании, известной как «Nips», по разливу, дистрибуции и продаже парфюмерии, без разрешения производителей данной парфюмерии, являются незаконными по законам Калифорнии, Аризоны и Соединенных Штатов».

В любом случае, парфюмерные автоматы и «нипсы», вписанные в парфюмерную историю США, помогли многим приобщиться к миру парфюмерии.

Стоит добавить, что автоматы различных типов, а также «нипсы» до сих пор можно найти на аукционах. И стеклянные, и пластиковые ампулы дошли до наших дней в хорошем состоянии, и, что особенно приятно, ароматы внутри по большей части также остались сохранными.

Поделиться
https://aromo.ru/articles/history/story-sample-nipsy/