Просвещаемся с Eliz_Ign-7. Фильмы о парфюмерии и парфюмерах.
Много книг и публицистических статей было написано о необыкновенном мире - мире парфюмерии. Но реальность такова, что отнюдь не только через чтение людям удобно получать информацию, иногда проще и интереснее воспринимать её картинкой. Особенно тогда, когда дело касается столь изысканной парфюмерно-косметической отрасли, покрытой множеством тайн и секретов, обросшей мифами и стереотипами. И, в попытках развенчать эти стереотипы, или, наоборот, лишний раз подчеркнуть какое важное место в мире занимает парфюмерия и люди, её развивающие, сняты совершенно разнообразные фильмы: как художественные, так и документальные. О них сегодня и поговорим, осветив самые любопытные из них.
"ТЕРПКАЯ ТАЙНА. ИЗ ИСТОРИИ ПАРФЮМЕРИИ." с Александром Васильевым
Изначально русскоязычных документальных фильмов именно о парфюмерии совсем не так много, как могло бы казаться. В большинстве своём они либо разоблачительные и в формате упрощённого интернет-контента, либо слишком старые и уже не доступные. "Терпкая тайна" - один из наиболее лёгких в поиске документальных фильмов о парфюмерии. И, в то же время, он сильно прост для понимания, что делает его ориентированным больше, всё-таки, для совсем новичков в ольфакторных исследованиях, которые ещё сильно подвержены мифам и грубым стереотипам. Снят он был в 2010-м году и состоит из четырёх серий длиной около 25 минут. Стоит отметить, что Александр Васильев сам по себе человек, склонный к слишком своеобразному повествованию, утяжелению собственной речи и излишней артистичности.
Совет от автора: при просмотре можно ускорить воспроизведение на 0,25 и воспринимать видео станет чуть легче.
Повествование начинается с рассуждений о Месопотамии (предположительно там в принципе и зарождалась история парфюмерии), и кому мы обязаны тем, что так много можем узнать именно о древних учениях этому делу. Как археологи находили древние флаконы, как и чем сама Клеопатра соблазняла Марка Антония, когда и где была первая и удачная дистилляция розовых лепестков (а также про сам процесс подробнее) - обо всём этом можно узнать в первой серии. Ещё из любопытного - какие именно благовонные ингредиенты были популярны в Древних Египте, Индии и Греции; и как индуски на своём теле создавали свой собственный неповторимый запах из одних и тех же ароматических масел.
Логическим продолжением является рассказ о возникновении спиртовых духов и легендах, связанных с ними. Во второй серии Александр Васильев повествует о том, как создавались первые композиционные духи, и какую часть гардероба первой стали ароматизировать, и почему. Особое внимание уделяется Грассу - исторической родине той парфюмерии, что близка её именно современному пониманию. Новичкам будет интересно послушать о первом французском парфюмерном бутике и доме Houbigant; и как были связаны аптеки, отравители и парфюмерия.
От Грасса и 17 века мы переходим к 19 веку и «модным» тогда цветочным ингредиентам. Но не только это было модно, процветала популяризация запаха чистоты и чистого тела. Кто знает, как с этим связаны мыло Fragonard и Brocard? Вы узнаете это непосредственно в серии. Кстати, о Brocard: историк моды и искусствовед Александр Васильев позволит вам «окунуться» немного в историческую и знаменательную завязку российского опыта на мировой арене парфюмерной индустрии.
И снова о моде и, конечно, о Chanel №5, ведь эти два понятия достаточно неразрывно связаны между собой, и в нашем подсознании в том числе. Но мода и завязанная с ней парфюмерия – не значит обязательно высокую стоимость, ведь в период становления советской парфюмерии, она становится доступной для большинства в 20 веке. Поэтому в разных социальных группах формируются совершенно различные предпочтения. Любимая многими парфюмерная вода «Красная Москва» также упоминается в 4 серии документального фильма «Терпкая тайна».
BBC RERFUME DOCUMENTARY
Документальный фильм BBC 2011 г. выпуска есть в Интернете и он полностью на английском языке, его перевода на русский хотя бы с субтитрами найти невозможно. Поэтому, единственным вариантом его просмотра будет полностью с оригинальной озвучкой. Но это не страшно, ведь всегда можно замедлить скорость воспроизведения на 0,25 и включить английские субтитры. В нём 3 серии и каждая серия сопровождается частой сменой реальных локаций и «перехлёстным» разделением на два главных лица/группы лиц, о которых идёт повествование. Этот приём достаточно популярен во многих документальных фильмах. Если у вас плохо с английским языком, то вы всё равно примерно поймётё, что вам показывают, а показывают много интересного… Дальнейшее описание серий также поможет понять, о чём речь в том или ином моменте.
Part1 "Something old, something new"
Серия, в основном, о том, как развивалась парфюмерия, ставшая уже самой «классической» классикой, и та парфюмерия, что приходит ей на смену. В самом начале поднимаются вполне важные темы о том, как связаны маркетинг и парфюмерная отрасль, и почему зачастую парфюмерам так трудно порой совладать с маркетингом, когда хочется творить. Но совладать приходится, поэтому парфюмерия сейчас – это многомилллиардая мировая индустрия, и она прямо манипулирует нашим сознанием, чувствами и эмоциями. Другой вопрос, что это даже неплохо, и мы сами этого хотим – прим. автора. И, в 1 серии вместе с парфюмерным критиком и журналистом Чендлером Берр, проведем рейд по парфюмерным магазинам и даже вместе с ним распакуем его доставку на дом, где он пробует ароматы и делится впечатлениями о них.
***
Но не Чендлер Берр главное в серии, а то, упомянутое в заголовке, «старое» и «новое». За «старое», выступает один из старейших парфюмерных домов, а именно, Guerlain. Мы виртуально побываем в их парижском бутике и увидим, как выбирают аромат для совсем юной особы, и почему именно он - Insolence. По примечанию закадрового ведущего, мы узнаём о том, что первые ароматы этого Дома настолько монументальны, что появились на свет даже раньше телефона и аэроплана. И это не может не внушать ещё большего уважения.
Чтобы прикоснуться к истории Guerlain, нас приглашают в гости к самому Жан-Поль Герлену. Мы послушаем, как он рассуждает о прошлом, Второй Мировой войне и… женщинах; что он обязательно брал во внимание при создании тех или иных ароматов, кто обучал его и чьим, фактически, наставником стал он сам, и почему он не любит маркетинг и парфюмерию масс-маркет. Однако, не любить – этого недостаточно, чтобы уверенно оставаться на плаву, и Guerlain, как «старая гвардия», постепенно уступает место парфюмерии современных взглядов, но, в то же время, они сами должны обязательно представлять что-то тоже. И за это теперь отвечает штатный парфюмер дома Guerlain, тот, кого выбрал сам Герлен, - швейцарец Тьерри Вассер. Его мы увидим на ужине, организованным Жан-Поль Герленом, на котором он, как и когда-то, принимает журналистов.
Несмотря на скандал, связанный с последним наследником Дома, когда он в эфире телепередачи позволил себе чересчур громкие расистские высказывания (это мы увидим уже ближе к концу серии), Тьерри Вассер относится и говорит об этом человеке крайне уважительно и с глубокой поддержкой. Даже рассказывая о той неприятной ситуации, ему довольно сложно сдержать эмоции и он показывает искреннее расстройство. Тьерри Вассер также проведёт нас в офис и лабораторию Guerlain, покажет бывшее рабочее место Жан-Поля, его книги и старинные книги с формулами, заметками и знаниями, передававшимися из поколения в поколение.
***
Во второй смысловой части 1 серии нашему вниманию представлены рассуждения о большом бизнесе, коим стала парфюмерия, и о том, как сильно она завязана с модой. Видимо, чтобы это прочувствовать, мы взглянем на то, как проходит работа консультантов в одной из крупнейших парфюмерных торговых площадок в Нью-Йорке, да ещё и накануне Дня Матери.
Рассказать о маркетинговом влиянии на парфюмерию нам возьмётся представитель этой отрасли – Вероника Пински, работающая со многими брендами и, в том числе с брендом Tommy Hilfiger, который уже выступает за «новое» в серии. Вероника подмечает, что с течением времени вкусы на ароматы сильно меняются, и для создания новых нужны новые люди с современным взглядом на жизнь. И, хоть среди поколения Y (или миллениалов) находятся такие, крайне важно суметь отличить гениальность и врождённый креатив в них, и то, что они лишь хотят себя такими преподнести. Иначе говоря, маркетинг личности.
Мы увидим самого Томми, когда он приедет на встречу для обсуждения новых и готовящихся к выпуску тогда ароматах Loud For Her и Loud For Him. Любопытно будет взглянуть на то, как они создавались молодыми тогда парфюмерами Орельеном Гишар и Яном Ванье. Парфюмеры как раз принадлежат к поколению миллениалов, они сильно увлечены музыкой, и поэтому привнесли в образ ароматов музыкальную тематику. Флаконы выполнялись в завуалированном виде пластинок, и рекламный ролик (на создании которого мы практически побываем) вдохновлён рок-музыкой, популярной у молодых людей того времени.
Вторая серия во многом будет посвящена тому, как парфюмерия достаёт из глубин нашей памяти и подсознания давно забытые моменты, словно позволяя нам снова пережить их. И, само собой, помогут нам в этом – парфюмеры. С этих слов и начинается рассуждение закадрового голоса.
Даже города пахнут настолько по-разному, что мы обязательно прочувствуем это в самом начале, когда закадровый голос расскажет нам о запахах Нью-Йорка – как пахнут его улицы, метро, наполняя нос сплошной какофонией запахов; и в основной части серии, когда парфюмер Кристофер Бросиус прямо вместе с нами будет изучать запахи Лондона.
***
Кристофер Бросиус – достаточно неординарный парфюмер с глубоким манерным голосом, и крайне смелыми и иногда кажущимися пугающими собственными композициями. Сам про себя он расскажет, что ищет вдохновение строго в реальном мире и среди вещей, пахнущих чем-то совершенно обычным – будь то бекон или, например, немытое тело, подчёркивающееся в ароматах анималистическим мускусом. И, находясь виртуально на рабочем месте Бросиуса (оно же импровизированный «бутик», куда можно прийти и попробовать ароматы), мы увидим, как он предлагает свои композиции к затесту и о каких собственных ощущениях говорят люди, находясь прямо перед ним.
Также нам повезёт побывать вместе с Бросиусом в процессе его непосредственной работы над ароматом на заказ. Однажды к нему пришёл мужчина, который захотел обрести в коллекции такой аромат, чтобы он напоминал ему только Лондон и ни что другое. Для кого-то эта задача была бы не самой простой, но Кристофер Бросиус справился с ней, полностью отдавшись творческому процессу. Вместе с ним мы будем пить пиво в английском пабе, нюхать телефонные будки, улицы и книги, которые имеют несравнимый запах на своих страницах – запах сырости, потому что в Лондоне (как и во всей Англии) вечные дожди и повышенная влажность воздуха. В конце мы узнаем, каким образом Бросиус соединил свои впечатления во флаконе, насколько дорого это обошлось клиенту и понравилось ли ему вообще.
***
И, если Бросиус вдохновлялся реальной жизнью, то Жан-Клод Эллена вдохновляется миром фантазий, абстракций и природы. Он живёт в потрясающе красивом лесу, отдалившись от мирской суеты, почти как монах (с). Но это не мешает ему, а наоборот, придаёт сил для творчества, о чём он сам и расскажет. Мы побываем в гостях у этого «Оби-Ван Кеноби» в мире парфюмерии, как его называют, и послушаем о том, почему нельзя просить его о конкретном запахе на заказ (и снова противоположность Бросиусу). Но, если вы хотите получить аромат-сюрприз, то он будет плохо спать и работать месяцами, и сотворит-таки вам такую ароматную неожиданность, что вы удивитесь и воскликнете: «да, это то, что я искал!».
Жан-Клод Эллена расскажет, что, если нельзя описать запах каким-то цветом, то вполне можно описать текстурой. И почему парфюмерия стоит таких денег – на одни растраченные ингредиенты во время работы над ароматом уходит приличный бюджет, поэтому никогда не стоит удивляться.
Вместе с Эллена мы отправимся в Givaudan, где он учился. И, хотя со студентами в Givaudan довольно странные отношения (то берут 5 в год, а то и вообще ни одного), мы увидим некоторых из них, среди которых молодой парфюмер Квентин Биш – деревенский парень без малейшего опыта в химии, но которого взял на обучение мастер-парфюмер Жан Гишар. Гишар говорит: «Парфюмер – это нечто среднее между учёным и поэтом», и он смог увидеть абсолютный блеск в глазах Квентина и поверил ему, о чём тот рассказывает со слезами на глазах, называя себя очень удачливым. Жан Гишар, будучи директором парфюмерной школы Живодан, позволил парню учиться, и это принесло свои плоды, как мы знаем сейчас, Квентин Биш – один из самых талантливых и востребованных молодых парфюмеров в нынешнее время.
Нам повезло ещё и в том, что во второй серии мы отправимся вместе со студентами на практику в лавандовое поле – это одна из очень редких вылазок из лаборатории. Также, нас пустят в комнату трофеев в Givaudan – это те ароматы, которые были созданы учениками или учителями этой парфюмерной школы. Кстати, Жан Гишар утверждает, что одна треть всей мировой парфюмерии, выпущена именно под их покровительством.
Возвращаясь к Эллена, мы узнаем о его тайном «месте силы», как он вдохновляется и как он работает. Для прохожих, говорит закадровый голос, он простой идущий куда-то старик, а для будущих парфюмеров он сравним с Богом. И, находясь в парфюмерной школе, он даст пару советов студентам о том, как важно верить в свои силы, но и уметь правильно в них сомневаться, чтобы не стыдиться затем своей излишней самоуверенности, потому что последняя сильно закрывает разум, и на творчестве это отразится самым худшим образом. В прочем, эти советы подойдут каждому из нас.
Заключительная серия начинается с рассуждений о разности ольфакторных вкусов, которые напрямую зависят от наших культуры, национальности и окружающей среды, а также от времени и места, где мы находимся. И каждая страна подсознательно имеет свои предпочтения в запахах. К примеру: русские любят «дорого-богато» и тяжёлые, шлейфовые композиции. Китайцы жаждут света и лёгкости, воздуха в ароматах. Арабы предпочитают восточные мускусные ароматы, направленность которых была в моде во времена викторианской Англии.
***
Нашему вниманию предстанет Энн Готтлиб, к которой обращались многие и многие бренды, и затем обретали головокружительный успех, благодаря её советам. За глаза её мило называют «манхэттэнской бабушкой», но на деле она одна из ведущих мировых консультантов на арене мировой парфюмерии. На момент съёмок она работала с брендом-которого-нельзя-называть, но часть её работы над AXE мы всё же увидим. Увидим мы и то, как под руководством Готтлиб проходит тестирование ароматов на коже, а также брифинг, на котором соберутся разные парфюмеры, соревнуясь в борьбе за возможность создавать отдушки для бренда AXE.
Так же, как и Кристофер Бросиус из второй серии, Энн Готтлиб вместе с нами отправляется в так называемую командировку в Бразилию – страну, которую она очень любит из-за отношения к любви, открытости, чувствам и сексу живущих там людей. В Бразилии она должна собрать мнение молодых парней до 25 лет об их предпочтениях в запахах, и на основе этого работать над отдушками для спреев для тела AXE, ориентированных именно на Бразильский рынок. Однако, не всё оказалось так просто: лишь со второй попытки и после многих доработок подросткам из Сан-Паулу понравились отдушки AXE. То был слепой затест, и Готтлиб наблюдала за всем не в открытую, и лишь в конце вышла к парням и поблагодарила их за участие в фокус-группе. Интересные рассуждения о Бразилии представит сама Энн Готтлиб: по её мнению, эта страна является в принципе самой удачной для реализации парфюмерии, и даже объяснит, почему.
***
Кстати, о Бразилии и предпочтениях местных жителей расскажет ещё и Тьерри Бессар, которого мы встретим. Несколько слов будет рассказано и об Avon, и почему они также популярны в Бразилии.
В 3 серии мы заглянем в компанию IFF, где подбирают ароматические отдушки. И увидим, как их создают на примере стирального порошка, и как их тестируют – это достаточно интересно. Прозвучит при этом своеобразный юмор (почти дословно): большие деньги не в туалетной воде, а в средствах для чистки туалетов. Что ж, это похоже на истину. Значимость парфюмерных отдушек мы оценим ещё на примере автосалона элитных автомобилей «Астон Мартин», насколько это успешная маркетинговая уловка.
***
Напоследок мы прикоснёмся к волнительному возрождению парфюмерных традиций из прошлого, благодаря рабочему союзу парфюмера Роджа Дав с Саймоном и Амандой Брук. Супруги обратились к известному парфюмеру затем, чтобы тот помог перевыпустить три старинных аромата Джона Гроссмита – чьим потомком является Саймон Брук. Пара даже бросила старую работу, чтобы всецело заняться этим процессом, ну а Роджа Дав просто не смог им отказать. На встрече с ними он предлагает проникнуться многообразием парфюмерных ингредиентов, и педантичные англичане с трезвым взглядом на жизнь были несколько смущены рассказами Роджа о цибетине, ассоциациях с ним, и куда и для чего он наносится.
Саймон Брук с благоговением показывает настоящую семейную реликвию: книгу самого Джона Липскомб Гроссмита. В ней много заметок и уникальных формул. Сам Саймон рассказывает, что он относится к таким сокровищам чрезвычайно осторожно, и обязательно использует белые перчатки, чтобы быть аккуратнее.
Что касается возрождённых ароматов, то они вышли настолько удачными, что ими заинтересовались в странах Персидского залива. И, хоть они по итогу обладают внушительной стоимостью, а так же совершенно «не модным» звучанием, Саймон и Аманда Брук надеются, что обязательно для них найдутся свои ценители и парфюмерное дело их предка Джона Гроссмита никогда не будет забыто.
P.S. - для моих читателей.
Данный пост носит исключительно общеколлективный ознакомительный характер. Находя новую интересную информацию, я с удовольствием делюсь ею, и совместно с вами мы просвещаемся. Я не пытаюсь учить более опытных коллег, но буду только рада, как и все мы, подчерпнуть от них ещё больше знаний и фактов, нежели я нашла и изучила самостоятельно.
UPD от автора: к сожалению, тот пост, что я готовила изначально, я решила вам не показывать, потому что другой человек меня опередил и выставил хороший текст на абсолютно такую же тему. Так бывает, обидно, конечно, ведь я готовилась. Но повторяться мне не хотелось, да и мало кому захочется. Прошу отнестись с пониманием, ведь на фоне этого меня посетил сильнейший творческий кризис :))) И надеюсь, данный пост был вам хотя бы интересен, потому что я действительно эти фильмы пересматривала, чтобы вам рассказать о них. Да и, я обещала именно пост-просвещалку, поэтому и не выставляла посты на другую тему. Раз обещала, то должна (жениться :D).
Кто-нибудь пост вообще дочитал до конца? :D