Просвещаемся с Eliz_Ign-5. Профессия "парфюмер". Как стать?
НАЧАЛО НАЧАЛ
Исторически так сложилось, что людей даже в глубокой древности интересовали запахи. Это могли быть различные культовые обряды со сжиганием цветов и трав, или же, к примеру, использование добытых ароматических масел в медицине и красоте. Парфюмер, именно как общепринятая к пониманию профессия, начала зарождаться лишь в XII веке (когда особым ростом отличились торгово-рыночные отношения), однако, называлась она иначе: "нюхач" или "нос". Последнее, кстати, как нельзя лучше передаёт суть работы парфюмера, особенно в нынешнее время.
Тогда, в XII веке, парфюмерия перестала быть чем-то малопонятным и обнаружился серьёзный виток в её развитии, причём центром этого развития стала Венеция, активно перенимая опыт арабов и персов, и используя их пряности для составления своих, так называемых, ароматических композиций. Всё это наложило серьёзный отпечаток, и, рассуждая уже сейчас и абсолютно логически, должен был появиться человек, объединивший в себе все знания и умения в составлении благовонных запахов, дабы возвести это всё в определёную культуру... пусть будет потребления. И в самом начале парфюмером можно было стать лишь преемственым способом - от отца к сыну, постепенно появлялись подмастерья, и только после этого на парфюмера стало возможным учиться в различных школах. И вот, спустя почти добрый десяток веков, эта профессия уверенно вошла в ранг наиболее престижных и денежных профессий во всём мире. А в чём престиж, мы разберёмся дальше.
КТО ТАКОЙ ПАРФЮМЕР?
Творчество бывает разным: кто-то рисует шедевральные живописные картины, кто-то снимает глубокие разноплановые и многожанровые фильмы, кто-то искусно плетёт и вышивает или же, к примеру, создаёт изящные скульптуры. Видов творчества предостаточно и к успеху оно ведёт лишь при условии наличия врождённого таланта, иногда даже вкупе с гениальностью. И редкий раз не требуются никакие дополнительные качества или особые умения, и парфюмерия как раз и тех видов самореализации через искусство (весьма прибыльной), где мало быть просто талантливым: необходимо обладать определёнными данными, которые помогают или являются основой этой деятельности в целом.
Кто же такой парфюмер и каждый ли может им стать? И почему?
Мы привыкли думать и представлять этакого мастера, словно колдующего над ароматами, и образ этот даже сейчас несколько романтизирован, особенно простыми обывателями. Люди же, кто гораздо чаще сталкивается с парфюмерной средой тем или иным образом, знают больше, и представляют уже не волшебника, а, скорее, логика и химика с феноменальной памятью, перебирающего колбочки и склянки с различными компонентами, выписывающего формулы ароматов и уже из этого создающего то, что разливают в красивые флаконы и что мы покупаем в магазинах. Стоит остановиться подробнее на том, что же стоит за всем этим и какими качествами и способностями нужно располагать, чтобы по праву называться Парфюмером.
В первую очередь, как ни странно, это крепкое здоровье. Нос - это в прямом смысле рабочий орган парфюмера, и его первого нужно охранять от различных болезней или вредных привычек. Нельзя прохлаждаться и заболевать любыми отоларингологическими заболеваниями, ведь нос и рот тесно связаны напрямую в нашем организме; нельзя курить - от этого нарушается обоняние, нельзя быть аллергиком в принципе, нельзя иметь хоть какую-то склонность к аносмии (отсутствие чувствительности к каким-то нотам) и паросмии (ваше ощущение каких-то компонентов отличается о того, как их чувствуют другие). Уже приличный список всяких "нельзя", не правда ли? Но и это ещё не всё.
Парфюмеру нельзя иметь заболевания даже по части кожных, нельзя болеть астмой и мигренью, иммунологическими заболеваниями тоже болеть нельзя, и даже с нервным состоянием человека, претендующего на такую специальность, всё должно быть в порядке. Если подытожить, то любые болезни, обостряющиеся при частом столкновении с сильно пахнущими веществами, категорически ухудшат ваше состояние, если вы вдруг решите стать парфюмером.
Нельзя, как уже выше сказано, курить и употреблять алкоголь, есть слишком жирную и острую пищу. Конечно, есть курящие парфюмеры, и мало кто откажется от вкусной вредной еды, но это никак не может позитивно сказаться на такой непростой работе и от такого образа жизни в идеале действительно стоит отказаться. Также, есть ещё ограничения, но уже по женской части: во время предменструального синдрома, беременности и кормления грудью иметь дело с ароматами также стоит как можно меньше, но это, всё же, временные ограничения, ведь парфюмеров женщин в мире предостаточно.
Если говорить о наиболее необходимых качествах и умениях, то их стоит разделить на практические и интуитивные, даже психологические.
Будущий успешный парфюмер обязательно должен иметь базовое химическое образование, пусть даже кто-то вам скажет, что это не так. Как и во всех правилах, даже тут возможны исключения (помним про врождённую гениальность), но, всё же, если быть сведущим в химии, то понимание, как устроены все ароматические соединения и как их правильно смешивать для идеального результата - это уже практически пол дела. Помимо основного понимания сути происходящего, парфюмеры также выписывают особые формулы ароматических соединений (здесь правильно бы сказать химических) и без этих формул сейчас не создать ни одни духи, потому что до практического смешивания ингредиентов мастера проектируют аромат на бумаге в прямом смысле этого слова, собирается совет по обсуждению деталей, при необходимости формула корректируется и лишь только потом парфюмеры могут приступить к тому самому "колдовству" с колбочками и склянками. Это важно понимать. Более того, в некоторых крупных школах и парфюмерных компаниях, где можно обучаться, диплом бакалавра по химии - это обязательное условие при поступлении.
Так же, как и химия, если не больше неё, парфюмеру нужна банальная математика. Или не банальная: мало знать химические элементы, нужно уметь логически домысливать все формулы, вести правильные расчёты, понимать закономерности тех или иных математических процессов и даже предсказывать дальнейшие возможности формул и соединений. Немногие знают и помнят, но некоторые элементы таблицы Менделеева до их открытия были сначала угаданы и рассчитаны математически, а это говорит о многом.
Парфюмер должен быть психологом и маркетологом, отчасти, тоже. В зависимости от местности, времени (не в смысле часов, а в смысле эпохи) использования ароматов, национальных, гендерных и возрастных предпочтений, парфюмер придумает именно то, что понравится той самой категории потенциальных покупателей аромата. Из этого, кстати, плавно вытекает та самая психическая устойчивость самого мастера: его будут не только хвалить за его творения, но и критиковать, не понимая посыл и вложенный в аромат смысл, изначальную задумку. Различной будет и восприимчивость к нотам: тот же мускус на кого-то сядёт эротичным, телесным, близким к коже окутывающим облаком, а кому-то он покажется отталкивающим, земляным; мокрой собачьей шерстью, или вообще "кошатиной". Тут уж, кому как повезёт, и от этого общая картина видения аромата существенно искажается, поэтому в мире так много мнений по поводу каждого парфюма и парфюмер должен быть готов к каждому, не смущаясь и не прерывая своего творческого процесса.
Где-то эмоции должны одержать верх над мастером, чтобы он создал такие духи, что затронут каждую струну человеческой души и над ним можно будет даже поплакать, как над великолепными стихами. Но иногда лучше отказаться от проявления эмоциональной слабости: например, когда аромат не получается сразу таким, каким он задумывался, не стоит бросать всё на полпути и идти по лёгкой дорожке, оставляя все недочёты такими, какие они есть. Именно поэтому какие-то ароматы создаются не день и не месяц, порой даже не полгода и не год. Всё потому, что парфюмер - это ещё и перфекционист, ни на шаг не отступающий от намеченного пути.
Упорство, сильный характер и хорошие аналитические способности - это ещё одни ключевые данные для успешного парфюмера. Склонность к необычному ассоциативному мышлению будет также хорошим подспорьем при придумывании ароматов. Однако, всё это - лишь кратковременное и уходящее. Если вы хотите преуспеть в данной профессии, то просто необходимо развиваться и совершенствоваться буквально каждый прожитый день, постоянно узнавать что-то новое и быть максимально открытым для этого мира. Ведь откуда возьмутся идеи для духов? Они возникнут после знакомства с интересным человеком, после поездки в другую точку мира, после творческого вечера или после пробы нового вкусного (или не очень) блюда, да даже после курсов по лепке из глины. Всё это - впечатления и обретённые навыки - гарантируют многогранность мышления и дальнейшее развитие личности, а это, в свою очередь, как нельзя лучше гарантирует то, что мастер не "застоится" и от него можно ожидать чего угодно. Это как минимум интересно.
Что ж, если вы считаете, что обладаете всеми вышеперечисленными качествами и данными, но стоит обратиться к поиску места, где из вас сделают настоящего профессионала. Так сказать, придадут вам огранку и вы из простого (и без того ценного, конечно же) минерала превратитесь в прекрасный алмаз. Однако, это не так-то и просто - выбор школ или высших учебных заведений, где получают профессию парфюмера, достаточно обширен. И всё зависит от целей и требований самого поступающего: хочет ли он работать в крупной компании или концерне, или же в нём есть тяга к созданию ароматов для личного пользования - это если сильно обобщить. Нельзя не упомянуть различия школ по возможностям, в том числе и материальным - обучение, как правило, стоит дорого. Нет, не так: очень дорого.
Но обо всём по порядку.
КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ? КОМПАНИИ, ШКОЛЫ, КУРСЫ.
Международный институт парфюмерии, косметики и ароматных веществ (ISIPCA)
Institut Superieur International du Parfum, de la Cosmetique et de l`Aromatique Alimentaire
Пожалуй, самым главным местом, где подготавливают и выпускают в свет действительно профессиональных парфюмеров, является Версальский институт ISIPCA. Он был основан Жан-Жаком Герленом в 1970 году и процветает до сих пор, и его нельзя назвать самой старой, с позволения сказать, школой, однако здесь обучение ведётся непосредственное и по уникальной программе. Желающих поступить сюда достаточно, однако учатся лишь избранные, а доучиваются и вовсе единицы - из практически полумиллиона абитуриентов каждый год остаётся пара десятков учеников и, к сожалению, не выдерживая жёсткого отбора и не менее жёстких сессий отсеивается почти половина уже на первом полугодии.
К слову о длительности обучения: в ISIPCA оно длится ровно два года. В первый год студенты учатся, в основном, теории - онит изучают аналитическую химию, пробуют работать с аккордами нот и запоминать их, подробнее знакомятся с физиологией и биологией человеческой кожи, и с технологиями создания ароматов. На второй год будущие парфюмеры уже приступают к разработкам собственных ароматов и к выпуску они уже должны быть готовы предоставить оценивающей комиссии, по сути, абсолютно готовую к продаже работу и эти "духи выпускников" часто скупаются коллекционерами и вообще продаются за огромные деньги. И это понятно - аромат абсолютно уникален, точно оценён по достоинству и создавался в единственном экземпляре.
Стоимость обучения в ISIPCA свыше 10 тысяч евро, порой доходит до 30 тысяч - всё зависит от направления подготовки, потому что в этом институте учат не только на парфюмеров, но и на технологов парфюмерно-косметического производства, и даже есть курсы для предпринимателей, где базовая химическая подготовка вовсе не обязательна. Однако, россиянам не стоит пугаться высокой платы за обучение: через организацию Edufrance в Посольстве Франции возможно получить грант на обучение. Чтобы его получить, нужно не только подать заявку, но и убедить своим мотивационым письмом эту организацию, почему вам так необходимо обучаться именно в ISIPCA и только так вашу кандидатуру в принципе будут рассматривать.
Одними из известных ныне парфюмеров, выпустившихся из ISIPCA - это Жан Гишар (1973 г.в.), Анне Флипо (1984 г.в.), Анник Менардо (1988 г.в.), Франсис Кюркджян (1992 г.в.), Матильда Лоран, Изабель Дуайен, Илияс Эрминидис.
Собственные школы внутри крупных парфюмерных компаний Givaudan SA, Symrise, IFF, Firmenich.
В 1946 году, объединившись с первой парфюмерной школой Roure Perfumery School и под чутким руководством Жана Карля, открылась школа непосредственно в компании Givaudan (Живодáн), которая сама была открыта аж в 1820 году. Компания эта швейцарская и занимается производством пищевых ароматизаторов и парфюмерных отдушек для парфюмерной промышленности, косметики и бытовой химии. Так называемые филиалы Живодан находятся в сорока странах по всему миру и в некоторые из филиалов иногда набирают буквально нескольких учеников, которые в дальнейшем остаются там работать. Направления программ и подготовки будущих парфюмеров зависит от планов Givaudan на них: в какую страну их отправят и каких специалистов не хватает самой компании.
Обучение может длиться два года, а, может, и все четыре. Конечно, ученики после окончания могут отказаться от должности, к примеру, в Бразилии и отправиться во Францию - их никто не ограничивает. Основной язык, на котором ведутся лекции и практикумы - английский, но абсолютно все ученики берут уроки французского, потому что он может им пригодиться в дальнейшей работе. Никаких денег за обучение с будущих парфюмеров не берут, однако затраты самой компании на каждого из них - порядка 65 тысяч евро ежегодно.
Штатных парфюмеров при компании - около семидесяти, и абсолютно точно из Givaudan Perfumery School выпустились такие мастера, как Тьерри Вассер, Ральф Швигер, Ян Ванье, Каролин Сабас и Калис Беккер.
Американская компания International Flavours&Fragrances (IFF) (головной офис или штаб-квартира находится в Нью-Йорке)имеет спорные факты о точных годах возникновения. Известно лишь, что IFF образовалась в результате слияния Polak & Schwarz и van Ameringen-Haebler, а это было примерно в 1958 году.IFF занимается различными видами отдушек (парфюмерных, косметических и нейтральных) для широкого спектра средств бытовой химии и парфюмерии, и отличает её от других похожих компаний то, что работает она только на собственном сырье, владеет огромным количеством оранжерей по всему миру. Также, IFF держит за собой особое право владеть всевозможными сертификатами качества и, по сути, негласно диктовать правила того, как должны производиться ароматы и духи в том числе.
IFF так же, как и Givaudan, и Firmenich (Швейцария, разработки и производства ароматических веществ для парфюмерной и пищевой промышленности), и парфюмерный гигант Symrise (поставщики ароматизаторов, отдушек, косметических активных ингредиентов, сырья и функциональных ингредиентов, а также различных питательных растворов) не набирают на обучение даже десятка поступающих одновременно. Чаще всего это действительно пара-тройка учеников, которых эти компании ведут от и до, с последующим трудойстройством в саму компанию. По некоторым учебным программам, например "Магистр наук в области дизайна и создания ароматов", IFF сотрудничает с уже известным нам институтом ISIPCA.
Обучение длится 3 года и стоит порядка 10 тысяч евро, причём 200 евро даже нужно заплатить отдельно онлайн просто за то, чтобы подать заявку на обучение. Из, как минимум, двухсот претендентов остаётся меньше десятка - можно только вообразить, какие бюджеты крутятся внутри такой крупной компании. Обязательным условием для поступления является диплом бакалавра по таким дисциплинам (естественно, на выбор), как: химия, естественные науки, инженерия, химическая инженерия, биохимия или математика. Лекции ведутся на английском языке и владеть им студент должен абсолютно свободно - никаких поблажек, это прописано даже в официальных требованиях к поступающим.
Из IFF выпустились Оливье Польж, София Гройсман, Карлос Бенаим, Паскаль Горен, Лорен ле Гернье и Бруно Йованович.
Из компании Haarmann & Reimer (H&R), впоследствии вошедшей в Symrise когда-то выпустился загадочный Геза Шён.
Грасский институт парфюмерии Grasse Institute of Perfumery
Эта сравнительно молодая парфюмерная школа образовалась в 2002 году и предлагает девятимесячный курс обучения. Для поступления здесь также нужна химия, сдача общеобразовательных эзаменов и практических тестов , а также итоговое собеседование, которое покажет, действительно ли вам нужно обучаться в Грассе, или же вы недостаточно мотивированы для этого. Помним про обязательные качества и навыки будущих парфюмеров.
В 2018 году Грасский институт парфюмерии был включен в культурное наследие ЮНЕСКО и, поэтому, образовательная программа не может быть дешёвой, особенно учитывая её длительность на фоне остальных - стоимость обучения порядка 12 тысяч евро. Этот институт периодически открывал филиалы в Японии, Малайзии, Китае, Индии и даже короткие курсы в России в 2015 году. Дисциплин в Грасском институте несколько: собственно, парфюмер, оценщик, ассистент парфюмера, лаборант и сырьевая промышленность.
В Грассе учился сам Франсуа Коти, а также Эрнест Бо, Эдмон Рудницка, Жан-Клод Эллена со своей дочерью Селин, и наша российская девушка-парфюмер Анна Агурина.
Отдельные частные школы и курсы
У некоторых парфюмерных Домов также есть свои собственные, пусть и небольшие, но всё же образовательные программы, или даже мастер-классы на несколько дней или часов - это Gallimard, Molinard и Fragonard. Однако, это всё непрофессиональное образование и только лишь для собственного развития. Подобные курсы предлагают Мэнди Афтель (Mandy Aftel), Айала Мориель и её парфюмерная школа в Ванкувере; ещё можно попробовать курсы натуральной парфюмерии от Чарны Этье. Существуют ещё парфюмерные курсы от Abdes Salaam Attar в Италии.
Если говорить о России, то у нас возможны лишь, по сути, частные школы или короткие курсы, потому что ли одно наше учебное заведение, где учат на парфюмеров, не имеет аккредитации и диплома государственного образца здесь получить невозможно - за этим нужно ехать во Францию в Грасс, подтверждать свои знания и право на звание парфюмера. Если вас это не останавливает, то ниже вы найдёте неполный список российских парфюмерных школ: Школа Парфюмерии Анны Агуровой, курсы Анны Зворыкиной Натуральная Парфюмерия, курсы Натальи Светлой Сам Себе Парфюмер, Петербургская школа парфюмеров.
В заключение хотелось бы сказать, что после любого, даже не совсем институтского образования, выпустившемуся студенту необходимо проработать на своём посту не менее 10 лет, чтобы иметь право называться профессиональным Парфюмером и получить известность, обрасти нужными связями и заслужить уважение в парфюмерных кругах. Мы слишком мало задумываемся о том, сколько труда и сил, сколько упорства вложено даже в один маленький флакончик духов, который мы легко можем купить в магазинах. Мы хвалим и критикуем их, восторгаемся и испытываем отторжение к творениям мастеров, но никогда не стоит делать одного: не принижайте ни одного парфюмера, даже самого неопытного, ведь через что ему пришлось пройти даже во время обучения, знает только он один.
Надеюсь, вам было интересно, и спасибо, что прочли. Всем, по традиции, любви!
Комментарии
38А Анна Агурина, человек, который работал на Нину Риччи, работает на Галимар, преподают курсы парфюмерии в Москве. Но вам это ни о чем не скажет, потому что от парфюмерии вы так же далеки, как слон от балета.
Можно даже пожалеть бедных парфюмеров))
Команда Аромо на эту тему, увы, не давала никаких подробных материалов. Я сама заинтересовалась данным вопросом и уж точно не собиралась учить тех, кто знает больше меня или кого-то ещё, однако мы здесь собрались для ведения блогов на парфюмерную тематику и это - часть моего блога, которую я решила разместить с целью просвещения не только других, но и меня лично. Когда-то я спрашивала, интересна ли такая тематика вам, большинство было не против просвещаться вместе со мной. Если это выглядит действительно странно и не нашло в вашем сердце отклик - ну что ж, так бывает)
Анна Агурина - это российский преподаватель, аккредитованный к преподаванию самим Грассом. Действительно, про это стоило сказать подробнее... пропустила, извините.