Поворотные моменты в истории искусства парфюмерии
Удивителен и таинственен прекрасный мир парфюмерии. Он живет своими традициями, законами и у него есть своя загадочная и поразительная история, которая связана с историей человечества тонкой неразрывной нитью.
Запахи обладают удивительной загадкой и мистикой. Вдохнув их, мы переносимся в другой мир, полный чудес и переживаний. В древности люди знали свойства ароматов и прекрасно использовали их. В основном они были неотъемлемой частью обрядов.
Во время исполнения ритуалов, обрядов, жертвоприношений жрецы сжигали травы, цветы, корни растений. Так они хотели задобрить богов, узнать их тайны, погрузиться в другой мир. Древние люди считали, что благовония подарили им духи, поэтому ароматы использовались на жертвенных алтарях. Наши древние предки так же использовали ароматы для улучшения вкуса пищи, сжигая смолы, деревья.
Свои ароматы и запахи были в разных древних странах мира, им придавалось особое значение. Так, например, в древнем Египте готовили ароматные масла, благовонные мази, которые использовались в женском туалете и сопровождали различные ритуалы. Боги прославлялись и задабривались окуриванием благовониями. В Греции добывались и улучшались новые ароматы, а в Риме считалось, что ароматы обладают целебной силой, способной вылечить от различных недугов.
В связи с войнами на Западе, там перестали в таких количествах использовать и производить ароматы. Это искусство перешло к народам ислама. Персы и арабы теперь считались знатоками ароматов, пряностей, масел. В то время был изобретен перегонный куб, улучшилось качество очищения продуктов парфюмерии.
Использование в обрядах приобрело еще большую популярность:
- Духов болезней и зла изгоняли цветущей веткой персика
- В Азии и на Востоке, с помощью двух семян руты, избавляли от дурного глаза и наветов. Для этого зерна помещались на горячую сковородку, семена источали дым и запах, этим дымом окуривали человека, подверженного дурному влиянию
- От молнии, по свидетельству Геродота, защищал можжевельник. Его дымом окуривали дом и хлев
- По мнению древних людей, колдовской силой обладала омела. Плоды этого растения и ее душистые ветки улучшали потенцию мужчин, с помощью нее можно было отыскать самый глубокий клад
- Удивительным почитанием пользовалась в древние времена роза. Так, например, она стала символом избранности, духовной силы тайного ордена розенкрейцеров.
Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком ("Chanel №5").
Развитие духов продолжает 20 век. Теперь создаются уже не только ароматы, на основе натуральных компонентов, но и добавляются ингредиенты, полученные искусственным путем. Первым, кто это сделал, был Франсуа Коти. В 1917 году выходит знаменитый «Chypre» (Шипр). Впоследствии этот аромат станет основой для многих других новых запахов. Все больше развиваются мягкие, ванильные, легкие ароматы.
С ходом времени парфюмерия развивалась не так уж стремительно, и только в 12 веке, в связи с развитием торговых отношений между странами, началась ее новая жизнь.
Теперь уже не только шаманы, колдуны использовали благовония в своих обрядах и заклинаниях. Парфюмерией заинтересовались короли, господа, придворные люди. С развитием университетов открываются гигиенические свойства парфюмерии.
Центром парфюмерии становится Венеция. Туда доставлялись пряности с Востока, перерабатывались, смешивались, открывались все новые и новые их свойства.
До середины 14 века в этой области не происходит заметных открытий, достижений, но, начиная со второй его половины, - начинается расцвет. В это время рождаются первые духи, которые делались на основе эфирных масел и спирта. В то время это получило свое название «ароматические воды».
Эти воды использовались не только как духи, но и как лекарство. Созданы они были в основном на травах и цветах. По легенде первая ароматическая вода была подарена королеве Венгрии Елизавете. Она называлась «Вода королевы Венгрии» и была преподнесена в дар монахом. Елизавета была больна, но, приняв ароматной воды, которая была изготовлена на основе розмарина, - выздоровела.
В 16 веке в моду входят парфюмированные перчатки. Такие профессии как парфюмер и перчаточник становятся неотъемлемой частью друг друга. В последующем эта мода сойдет на нет, в эпоху Возрождения она исчезнет совсем. В это время партии парфюмеров и перчаточников распадаются на две группы, абсолютно не взаимодействующие друг с другом. Этот первый в истории парфюмерии переворот случится после Великой Французской революции.
Первая в мире парфюмерная фабрика возникает во Флоренции в 1608 году в монастыре Санта Мария Новелла. Монахи становятся первыми работниками и хозяевами этой фабрики по производству ароматной воды, масел и т.д. Вкладчиками и покровителями выступали богатые герцоги, князья и даже сам Папа Римский. Это были довольно щедрые и частые вклады.
Впервые в продажу выходит знаменитая «Кёльнская вода», названная так в честь города Кёльн. В этом городе в 1709 году впервые француз Жан-Мари Фарина, который торговал специями, выпустил в продажу эту воду. Позже она была завезена во Францию, это случилось во второй половине 18 века. Здесь Кёльнская вода получила другое название, французское – «о-де-колон». Император Франции Наполеон покупал более 60 флаконов в месяц этой воды.
Уже в 19 веке такие известные производители парфюмерии как Франсуа Коти ("Coty"), Жан Герлен ("Guerlain"), Эрнест Дальтроф ("Carоn"), выдвинули теорию парфюмерии и создания ароматов. С этого времени производство перестает быть кустарным. Открываются новые крупные фирмы и компании.
Следующий поворот в истории парфюмерии связан с индустрией моды. В 10-е годы 20 века соединяется модельный бизнес и парфюмерия, начинается их сотрудничество. В 1911 году Поль Пуаре, известный кутюрье, решил дополнить линию одежды ароматами.
Это история отдельная и носит лишь эпизодический характер в развитии парфюмерии.
В начале 20-х годов были открыты способы создания ароматов "синтетическим" путём: "революцию" в парфюмерии совершили альдегиды, впервые использованные в "Chanel №5". Новых духов производилось все больше и больше.
Уже в 50-х годах парфюмерия Франции развивается все более стремительно и достигает своего наивысшего подъема. Франция – центр ароматов, центр мировой парфюмерии. Там работают лучшие специалисты. В начале 60-х годов все больше развивается мужская парфюмерия.
В 70-е годы пришла мода на коллекции "pret-a-porter". Возникает новая парфюмерия "pret-a-porter de lux". Она не теряет своего качества, но становится более доступной.
В 80-е годы мода сменяется тяжелыми, густыми ароматами. Так же идут эксперименты в области флаконов. Начало 90- х годов запомнилось созданием радикально новых синтетических духов, это уже ароматы свежести, моря. Запахи сменяются новыми, природными, легкими ароматами. Появляются так называемые водяные мотивы, ассоциирующиеся с водными цветами, лотосом, кувшинками.
Используется технология вытяжки ароматов, когда не требуется срывать цветы и растения. Она называется "Живые цветы" ("Living-Flower Technology"). Суть заключается в том, что растения помещают под специальный стеклянный колпак и «вытягивают» аромат с помощью специального приспособления.
Так же большим успехом пользуются фруктовые запахи, в основном синтетического происхождения. Многие ароматы знакомых нам фруктов вобрали в себя современные духи. Это лимон, апельсин, виноград, смородина, манго, ананас и многие другие. Эти ароматы и предпочтения им не изменятся еще долгие годы.
С древних времен духам присуще магическое влияние, загадочность, неповторимость. В наше время аромат имеет огромное значение, может многое рассказать о характере человека, его предпочтениях не только в парфюмерии. С помощью духов можно распознать нежность, резкость, изящество.
Трудно представить наш современный мир без такой могучей и прекрасной парфюмерии, без ее удивительного развития и поворотных исторических моментов.