Анастасия Привалова

Ольфакторный музей: как ученые и парфюмеры пытаются законсервировать запахи

Чем отступление Наполеона после битвы при Ватерлоо в 1815 году? Человеческим и конским потом, влажной после дождя почвой, стоптанной копытами и сапогами травой, сернистыми соединениями пороха, кровью и навозом. По крайней мере, это некоторые из элементов, которые Каро Вербеек, историк искусства и исследователь обоняния, включила в проект под названием «В поисках утраченных ароматов» в Рейксмузеуме в Амстердаме.

Европа современная, дезодорированная, сопровождаемая приятно пахнущими духами и отдушками для чистящих средств, радикально отличается от Европы доиндустриальной эпохи с кисетами для табака, нечистотами, которые сливали прямо под ноги прохожим, скотобойнями и рыбными рынками, с горожанами и селянами, не мывшимися месяцами, с привкусом металла первых паровых машин, выхлопа первых двигателей внутреннего сгорания.

В растущей области исследований запахов ученые, художники, историки и специалисты по культурному наследию собираются вместе, чтобы работать над тем, что, пожалуй, сложнее всего сохранить. Некоторые пытаются сохранить запахи нашего времени, особенно те, которые могут исчезнуть через несколько десятилетий. Другие, такие как Вербек, имеющий докторскую степень по истории искусства, работают над возрождением и реконструкцией некоторых утраченных ароматов.

Ученые в рамках проекта Odeuropa стоимостью почти 3 млн евро решили воспользоваться услугами искусственного интеллекта и на основе литературных источников воссоздать в лабораторных условиях запахи прошлых столетий, с XVI по самое начало XX века. Из получившихся запахов они планируют создать своего рода библиотеку, услугами которой смогут пользоваться музеи, размещающие экспозиции на исторические темы, чтобы посетители смогли с головой так сказать окунуться в атмосферу нужного периода.

"Когда начинаешь изучать печатные тексты, появившиеся в Европе начиная с 1500 года, то находишь множество описаний запахов, от запахов, связанных с богослужением, таких как ладан, и до запаха табака. Запах играет важную роль в нашей повседневной жизни, но он сопровождал и все изменения, которые привели к становлению современной Европы, — поясняет доктор Таллет. — Колонизация, урбанизация, индустриализация, национализм, коммерциализация, — почти все эти исторические процессы сопровождались собственными запахами и ассоциировались с ними".

Чем больше запахов мы узнаем, чем лучше понимаем их, тем более красочным становится окружающий нас мир, — говорит ученый.

Первым шагом проекта стала разработка программы, способной вычленять описания запахов из исторических текстов на семи европейских языках, а также обнаруживать специфически пахнущие объекты в иллюстрациях и картинах. Эта информация легла в основу интернет-энциклопедии европейских запахов вместе с описанием ряда специфических ароматов, а также эмоций и мест, которые ассоциировались с определенными запахами. Заодно можно будет узнать и о профессиях, в которых запахи играли важную роль, к примеру о медицине.

Как поясняет доктор Таллет, для медиков прошлого запах розмарина, к примеру, был связан вовсе не с кулинарией, — им предписывалось оберегаться от чумы. А ароматические соли 200 лет назад были предназначены не для любителей спа, а для дам, склонных к припадкам и обморокам. То же самое касается и табака.

"Этот товар, появившийся в Европе в XVI веке, поначалу рассматривался как экзотика, но очень быстро превратился в повседневный запах многих европейских городов, — рассказывает Таллет, — а к XVIII столетию люди уже бурно жаловались на нестерпимый запах табака в театрах".Но сегодня, из-за запрета на курение в общественых местах, эта память уже стала выветриваться.

История изобилует запахами, которые мы никогда не сможем восстановить. Несмотря на тщательные усилия Вербека, мы никогда не узнаем, как пахла битва при Ватерлоо. Или Лондон в средние века, или Нью-Йорк 1930-х годов. Возможно, мы даже не сможем воссоздать запахи нашего детства. Многие ароматы исчезают из наших будней: нафталин, горящие кучи осенних листьев, ленты пишущей машинки или прокуренных помещений.

При этом для сохранения запаха требуется больше, чем просто обонятельная информация. Сесилия Бембибре, исследователь из Института устойчивого наследия Университетского колледжа Лондона, работает над чем-то вроде систематических средств архивирования запахов. Бембибре хочет объединить научный подход с более социологическими аспектами работы с культурным наследием для гибридной техники архивирования запахов.

«Когда вы просите добровольца описать запах, он, как правило, использует слова, связанные с его опытом, поэтому он говорит: «Это пахнет как дно комода моей бабушки» — поясняет она.

Пандемия коронавируса, начавшаяся в 2020 году, сопровождается в ряде случаев потерей обоняния, лишний раз подчеркивая, какую важную роль запах играет в поддержании нашего психического и физического состояния. Кстати, в результате локдаунов изменился и запах наших городов.

Область исследования запахов получает признание и финансирование на международном уровне, но ольфакторной культуре долгое время уделялось меньше внимания, чем визуальной, тактильной или музыкальной. По словам Бембибре, может быть трудно убедить историков, социологов и других исследователей в том, что запах так же важен, как и другие нематериальные наследия, такие как танец или религиозный ритуал.

Запахи тесно связаны с нашей способностью запоминать какие-либо события и места. Чтобы как можно лучше сохранить память о старых временах, ученые из Института ISH при Университетском колледже Лондона стали использовать искусственный интеллект для исследования и воссоздания запахов из прошлого разных европейских городов. Цель разработанного исследователями ароматного проекта — показать, что наше обоняние и ароматы, которые оно воспринимает, являются важным средством объединения и популяризации материального и нематериального культурного наследия Европы. В будущем исследователи планируют наполнить запахами старины все музеи и картинные галереи.

В различных источниках специалисты Odeuropa находят описания ароматов женских духов, лекарств, табака, выбросов предприятий, каналов и так далее, а потом сохраняют их в базе данных European Olfactory Knowledge Graph. В прошлом году они открыли выставку «Мимолетное: ароматы в цвете» в гаагской художественной галерее Маурицхёйс, позволяющую посетителям представить, какие запахи витали на улицах Амстердама во времена Золотого века Нидерландов.

Привнесение запаха в музейный контекст может стать одним из способов сделать искусство более доступным, особенно для слепых или слабовидящих посетителей. Мари Клапо, помощник музейного педагога по вопросам доступности в Метрополитен-музее, работала над тем, чтобы интегрировать запахи в музейные выставки.

«Какие бы методы вы ни использовали, будь то газовая хроматография или анализ молекул исторических объектов, это никогда не будет настоящей реконструкцией», — считает Ингер Лиманс. «Даже если бы у вас было полное описание духов XVIII века и вы могли бы воссоздать их, они все равно пахли бы по-другому на вашем теле из XXI века. Это всегда будет интерпретация».

Анастасия Привалова
Анастасия Привалова
Редакция Aromo
Истории
Истории
546 статей
1
6414
Предложения от партнеров: наборы парфюмерных пробников 8 в 1
Топ селективных ароматов для нее

Комментарии

1
Изабо Буатетт 09.04.2023 в 20:00
Интересный проект!
Ответить
0
0

Лучшие статьи

Парфюмерные итоги 2024 года
Парфюмерные итоги 2024 года