Гений сродни Бетховену. Легендарный Жан Карль.
Парфюмер - это своего рода композитор, пишущий ароматы, словно по нотам. Чтобы стать значимой персоной в мире парфюмерного искусства, необязательно создавать десятки различных ароматов (или даже сотни, как например Альберто Морийяс и Франсис Кюркджян).
Достаточно выпустить хотя бы даже несколько, но иметь в себе огромный потенциал, талант и наивысшее призвание быть настоящим мастером своего дела, включая умение делиться своими знаниями с другими. Французским маэстро, основателем первой в мире школы парфюмерного искусства Жаном Карлем создано всего лишь около 20-ти ароматов, но от этого он не стал менее исторически значимым.
Жан Карль родился в 1892 году во Франции и был одной из влиятельнейших фигур 20-го века в кругах специалистов и любителей парфюмерии. Он работал в Roure Perfumery School (самая первая парфюмерная школа), собственно, он её и основал, и позднее в Givaudan - результат слияния школы Рура с компанией Givaudan, занимающейся пищевыми ароматизаторами, отдушками для парфюмерной промышленности, косметикой и бытовой химией.
Жан Карль был настоящим инноватором и наставником для многих и многих будущих парфюмеров того времени и, кто знает, какое количество нынешних ароматов обязано ему своим появлением. Он выработал свою собственную систему "проектирования ароматов в голове", суть которой - воображение звучания аромата до его реальной разработки и подбора нот.
Карль предлагал своим ученикам сравнивать различные парфюмерные ингредиенты с помощью таблицы с вертикальными колонками контрастов, а затем горизонтальными. Например, ванилин и этилмальтол схожи как сладкие ноты, но их различие в характеристике этой самой сладости. Система Жана Карля так и не была запатентована и поэтому ей пользуются до сих пор ведущие носы и ей обучают в школах парфюмерного искусства. Под "крылом" парфюмера и учителя также находился и его сын - Марсель Карль, ставший преемником и директором в парфюмерной школе после смерти отца.
Также Жан Карль оставил после себя свою особенную технику, носящую его имя - "техника смешивания Жана Карля". Основная её суть гласит, что наилучшим образом на стойкости ароматов скажется соблюдение следующих пропорций: 55% душистых веществ в базовых нотах, 20% в средних нотах и 25 в верхних нотах. По его мнению, процентное соотношение душистых веществ в базовых нотах уменьшать не стоит, так как это сильно скажется на стойкости аромата.
Ноты, звучание, композиция... Уже давно ароматы считаются чем-то вроде своеобразных мелодий: величественная симфония, или же громкий колкий этюд, а может и неторопливый романс, наполняющий всю комнату своим романтическим напевом - всё зависит от настроения. И чтобы создать такую красоту, нужен особенный мастер, композитор, способный полностью развить свой талант и применить его со всей силой, полностью отдаваясь своему делу.
Жан Карль был как раз из таких. В самый расцвет своей карьеры у него развилась аносмия - полная потеря обоняния. Об этом он не распространялся, знал только его сын - Марсель, который полностью поддерживал отца. Несмотря на свой недуг, Карль не бросил своё дело и даже создал несколько выдающихся ароматов. За это его прозвали "Бетховеном парфюмерии", потому что великий композитор Бетховен столкнулся с потерей слуха и также не бросил творчество. Стоит рассказать о тех ароматах, которые были выпущены после того, как Жан Карль столкнулся с такой сложной болезнью, чуть не поставившей крест на профессиональной деятельности парфюмера.
Верхние ноты: Альдегиды, Бергамот, Гальбанум, Гардения, Мускатный шалфей;
Средние ноты: Гвоздика (пряность), Корень фиалки, Ландыш, Нарцисс, Нероли, Роза, Жасмин;
Базовые ноты: Дубовый мох, Кожаный аккорд, Лабданум, Пачули, Сандал, Ветивер.
Аромат создавался в так называемой коллаборации с Полем Ваше, которому Жан Карль фактически продал две свои разработки, и из одной как раз и появился Miss Dior, посвящённый модельером Кристианом Диором своей сестре.
Верхние ноты: Апельсин, Бергамот, Кориандр, Нероли, Специи (пряности);
Средние ноты: Гвоздика (пряность), Иланг-Иланг, Нарцисс, Роза, Жасмин;
Базовые ноты: Амбра, Бензоин, Дубовый мох, Кедр, Мускус, Пачули, Сандал, Ветивер, Цибетин.
Согревающий, густой и насыщенный аромат. Его не сразу оценили в парфюмерных кругах из-за грубого аккорда пачули и гвоздики. Однако, этот аккорд приобрёл популярность и часто использовался впоследствии в различных ароматах. Кстати, Жан Карль очень любил пачули за его особенную "взрывную силу".
Ноты: Альдегиды, Асафетида, Гардения, Лимон, Мускатный шалфей, Зелёный аккорд, Апельсиновый цвет, Иланг-Иланг, Ирис, Ландыш, Роза, Жасмин, Бензоин, Дубовый мох, Корица, Лабданум, Мускус, Сандал, Стиракс, Ветивер.
В этом аромате такой парфюмерный компонент, как стираллил ацетат впервый получил солирующую партию и, благодаря ему, Ma Griffe приобрёл необычное тогда звучание "хрустящей свежести". Маркетологи того времени решили очень неординарно рассказать о его появлении на рынке: в один прекрасный день с неба спустились флаконы на необычных парашютиках из специально нанятого самолёта и аромат буквально пролился на головы горожанам. Эта необычная уловка даже до сих пор входит в учебники по маркетингу.
Настоящий дар, вера в себя и свою работу помогла Жану Карлю устоять на ногах в период обрушившейся на него инвалидности. Он не позволил себе пасть духом и помимо новаторских идей прославился на весь мир твёрдостью своего характера и безграничной педагогической лояльностью к своим ученикам, среди которых он не превозносил "химиков" и тех, кто в химии был абсолютно безграмотен - он одинаково учил и тех, и других. Многого стоит такой талант.
......
Знакомы ли вы с этим выдающимся парфюмером? Делитесь своими впечатлениями.
Спасибо, что прочли, и будьте здоровы.
Всем любви!
Комментарии
18Спасибо !