Ex Nihilo Outcast Blue Extrait de parfum 2022. Блудный сын.
Искусство парфюмерии часто сравнивают с музыкой, архитектурой, живописью или литературой. Она, как и искусство слова, рождается из стремления запечатлеть неуловимое: мимолетное настроение, глубину памяти, сложность человеческой натуры. Но есть ароматы, которые не создают формы, а рассказывают историю. Они - не статичная картина, а целый роман, упакованный в хрустальный флакон. Таким нарративным шедевром, настоящим «ароматом с сюжетом», является Outcast Blue Extrait de Parfum 2022 от парижского дома Ex Nihilo. Его имя - ключ к интерпретации: «Изгнанник в синих тонах — уже есть квинтэссенция драмы. Это не просто композиция нот, это портрет меланхоличного странника, душа которого разрывается между ледяным отчуждением и тлеющей в глубине страстью. Outcast Blue Extrait - это не просто композиция нот, это законченное литературное произведение в жанре психологического романа, развернутое не на страницах, а в пространстве между кожей и воздухом. Это история о тоске, одиночестве и изысканной меланхолии, рассказанная на языке обоняния. Печальная аристократическая история.
И давайте сегодня обойдёмся без сравнений и аналогий, это скучно и непродуктивно.
Само название марки, «Ex Nihilo», переводится с латыни как «из ничего». Это акт божественного творения. Но в случае с Outcast Blue творение оборачивается изгнанием. Перед нами - история не создания, а ухода. Аромат начинается с обманчивой чистоты и холода, словно герой, пересекающий бескрайние заснеженные равнины внутреннего одиночества. Первый аккорд мгновенно рисует образ человека со стальным взглядом, который возвел вокруг себя неприступную стену. Это «голубое» в названии - не цвет неба или моря, а цвет далекой ледниковой трещины, цвет одиночества на пределе видимого спектра.
С первых мгновений Outcast Blue заявляет о своей сложной природе. Это не вздох, а приглушенный крик. Вступление, где переплетаются кардамон и шафран, подобно увертюре, задает тон всей истории. Пряность кардамона здесь лишена восточной сладости - она холодная, почти металлическая, отстраненная. Шафран же добавляет дорогой, но горьковатой бархатистости. Это не тепло специй у домашнего очага, а холодный блеск драгоценностей в пустом замке. Уже здесь рождается образ героя-изгнанника: утонченного, но отчужденного, несущего в себе память, которая стала его проклятием или его единственным утешением.
Однако гений этой композиции, созданной парфюмером Хорди Фернандезом, заключается в том, что лед начинает таять почти сразу. Холодная броня обнажает скрытое тепло.
Сердце аромата - это кульминация внутреннего конфликта. Заявленный табак и кедр создают поразительный дуэт. Но это не табак теплой трубки в библиотеке, пропитанной духом, так скажем, интеллектуального уюта. Это табак сухой, почти что табачный лист, лежащий в кедровом сундуке. Древесина кедра, обычно дарящая ощущение прочности и надежности, здесь звучит как одинокий корабль-призрак, бороздящий синие сумерки. Она смолистая, прохладная, и как будто вечная. В этом и заключается главный парадокс и гений Outcast Blue: он создает ощущение «синего» цвета без единой водной или морской ноты. Это не синева океана, а синева далеких горных хребтов на закате, синева одиночества на большой высоте, где воздух разрежен и чист до стерильности.
Лаванда - один из ключевых компонентов - представлена здесь в абсолютно новом, деконструированном амплуа. Это не уютная, бабушкина лаванда с прованских полей. Это лаванда-изгой: темная, кожаная, почти квинтэссенциальная. Она обрамлена дымным, смолистым аккордом гайяка, который придает композиции скелет, некую суровую, почти монашескую аскезу. Но в самый момент, когда кажется, что герой окончательно ушел в свой сумрачный мир, из глубины проявляется трепетное, животное тепло кожи.
Эта кожа - не от хорошо выделанного ремня или новой куртки. Это запах потертой кожаной обложки старого дневника, в котором записаны все горькие и сладкие воспоминания. Запах седла, на котором скакали долгие годы, убегая от самого себя. Это теплое, почти интимное звучание на фоне холодной лаванды и дыма гвайяка создает невероятное эмоциональное напряжение. Герой-изгой внешне холоден и отстранен, но внутри него пылает огонь прожитых страстей, обид и, возможно, невысказанной любви. Он - воплощение той самой «blue» меланхолии, состояния глубокой задумчивости, граничащей с грустью, но лишенной отчаяния.
Фоном, скрепляющим эту конструкцию, становится амбра - вещество, рожденное в глубинах моря и прошедшее долгий путь трансформации. Амбра здесь - это голос повествователя, мягкий, теплый, животный, но все равно как будто призрачный. Она не перебивает холодную элегантность композиции, а лишь подчеркивает ее, как тихий голос совести или воспоминание о потерянном тепле. Это намек на человечность, тлеющую под маской отчуждения. Ваниль, мягко поддерживающая амбровый аккорд, горьковата, амбра - животная и глубокая. Это не объятия дома, к которому возвращаются, а тепло собственного тела, с которым приходится оставаться наедине в долгую, звездную ночь. Здесь нет сладости и утешения.
Outcast Blue не предлагает счастливого конца. Он предлагает осознание: изгнание — это не только проклятие, но и выбор. Это свобода быть собой, даже если этот «я» существует на окраине привычного мира.
Финал аромата - не разрешение, а медленное растворение. Он не приходит к утешению, а уходит вдаль, оставляя за собой шлейф неизбывной тоски, столь же прекрасной, сколь и печальной.
Outcast Blue extrait это портрет идеалиста, разочаровавшегося в мире, но не утратившего вкуса к прекрасному. Его литературными братьями были бы принц Мышкин, с его болезненной чуткостью и неспособностью вписаться в жестокий мир. Это Мартин Иден, разрывающийся между миром, который он презирает, и миром, который не принимает его, или герои Селина, бегущие от абсурда бытия. Это, в конце концов, любой из нас в моменты глубочайшей интроспекции, когда мы чувствуем себя чужими на шумном празднике жизни. Это аромат для тех, кто чувствует себя наблюдателем, а не участником жизни, кто находит красоту не в ярких красках, а в оттенках полумрака.
Когда писал это, перед глазами стояла знаковая картина Каспара Фридриха "Странник над морем", а в колонках звучал Pojan Kiiski от финской группы Tenhi.
В конечном счете, Ex Nihilo создал не парфюм, а ольфакторную поэму. Outcast Blue - это элегия по утраченной связи, воплощенная в форме изысканного, безупречно скроенного аромата. Он не стремится понравиться или соблазнить; он предлагает разделить одиночество, превратив его из клейма в знак избранности. Это история, которая не заканчивается, когда испаряется последняя нота, - она продолжает звучать в памяти, как тихий, незавершенный вопрос к самому себе.
Outcast Blue extrait de parfum - доказательство того, что самые пронзительные истории рассказываются без слов, а лишь с помощью летучих молекул, способных вызвать в душе целую вселенную тоски, красоты и гордого одиночества. В мире, одержимом яркими красками и громкими заявлениями, этот «изгой» стоит особняком, как тихий, но неумолимый вопрос: а не являемся ли мы все, в какой-то мере, добровольными изгнанниками в собственных жизнях? И в этом вопросе — вся его гениальная, неспешная глубина.