Взбодрят, успокоят и подарят радость: функциональные ароматы и аромакология
«Влияют ли ароматы на наше самочувствие?» — аллергики и люди с обостренным обонянием без раздумий ответят на этот вопрос утвердительно. А порой от пары капель тяжелых духов или насыщенного запаха краски в помещении голова начинает болеть даже у тех, кто считает свой нос нечувствительным. В постковидную эру, когда с бесконечной гонки люди все чаще стали переключаться на осознанный образ жизни, появился тренд на функциональную парфюмерию. По задумке производителей, такие «ароматы-ноотропы» помогают нам чувствовать себя лучше: стабилизируют эмоциональный фон, повышают настроение, помогают расслабиться или, наоборот, взбодриться. Рассказываем подробнее, что такое функциональная парфюмерия, как она связана с аромакологией (не путать с ароматерапией!) и что это значит для развития индустрии?
В списке пяти человеческих чувств обоняние нередко считается «третьестепенным», уступая по важности зрению и слуху. Но исследования нейробиологов доказывают, что это не так. Способность к восприятию запахов тесно связана с нашими эмоциями, а также в значительной мере влияет на вкус (в этом на личном опыте смогли убедиться те, кто уже переболел COVID-19). А значит, набирающие популярность диффузоры с успокаивающими парфюмерными композициями и автомобильные ароматизаторы, повышающие бдительность водителя, — не просто дань моде.
Хотя феномен влияния ароматов на мышление зафиксирован в литературе давно, научное обоснование он получил только в XXI веке. В 2004 году ученые Линда Бак и Ричард Аксель получили Нобелевскую премию, доказав, что наша обонятельная система состоит из более чем 1000 обонятельных генов и люди могут распознавать и запоминать около 10 тысяч различных запахов. Позже неврологи установили сильную связь между обонянием и памятью — а именно между передним обонятельным ядром мозга (AON) и гиппокампом, который отвечает за создание новых воспоминаний. Запахи, которые мы чувствуем, проходят через миндалевидное тело (оно в ответе за многие наши эмоции) и гиппокамп, а затем попадают в таламус, который обрабатывает сенсорные сигналы. Это подтверждает, что все ароматы, которые мы слышим, вызывают в нашем мозге связи с эмоциями и воспоминаниями. Из всех органов чувств именно обоняние является самым мощным триггером эмоций и воспоминаний. А значит, ароматы действительно влияют на наше самочувствие в момент нанесения.
В Японии, где понятие «красота» всегда подразумевало баланс между телом и мозгом, запахам традиционно уделяют особое внимание. Компания Shiseido, например, занимается исследованиями в области ароматерапии и аромакологии с 1984 года. Одна из ключевых концепций марки — усиление эффекта косметических средств с помощью расслабляющего или, наоборот, тонизирующего действия тщательно продуманной отдушки. Другой яркий пример — парфюмерно-косметическая марка L'Occitane, в портфолио которой даже есть соответствующая линейка, Aromacologie.
Исследования, доказывающие, что запахи леса снижают стресс и способствуют мышечному расслаблению, а ароматы цитрусовых, распыленные в офисном помещении, повышают продуктивность сотрудников более чем на 50%, перестали интересовать одних только нейробиологов.
«Косметика и парфюмерия с функциональной отдушкой отвечает главному бьюти-тренду последних лет, многофункциональности», — подчеркивает директор направления красоты тренд-агентства Peclers Paris Люсиль Готье-Брауд.
На конференции Global Wellness Summit в 2019 году впервые заговорили о функциональных ароматах — эксперты назвали их одной из главных велнес-тенденций будущего. А уже в 2021-м функциональная парфюмерия продолжает набирать обороты. Функциональным ароматом можно назвать свечу с запахом свежеиспеченного хлеба или пирога с яблоком, как в детстве. Это может быть специально созданная композиция для отеля, которая призвана вызывать у гостей ощущение спокойствия, комфорта, домашнего уюта. Это же узнаваемый аромат магазинов популярной марки одежды. И это же духи с успокаивающим ароматом.
Пионеры в области функциональных ароматов — The Nue Co., чьи ароматы просто обожают в Великобритании. В начале прошлого года марка выпустила аромат Forest Lungs: он «копирует» действие, которое оказывают на человека фитонциды в лесу (растительные биологически активные вещества), снижая уровень беспокойства и тревоги. Вдохновение парфюмер Гийом Флавиньи черпал из японской концепции синрин-йоку, «купания в лесу», суть которой сводится к целебным прогулкам по опушкам и вдыханию влажных ароматов хвои, листвы и травы. Другая известная марка (правда, с неоднозначной репутацией) — Goop Гвинет Пэлтроу.
Вслед за маленькими нишевыми проектами подтягиваются и крупные игроки рынка. Так, в 2019-м компания Adidas запустила коллекцию ароматов Culture of Sport под девизом повышения тонуса и способности заниматься спортом. Такой цели бренд хотел добиться через активацию «эмоционального центра мозга, отвечающего за повышение производительности». UNLSH, для женщин, посещающих тренажёрный зал, включает ноты красного апельсина, манго и мандарина, в то время как UPLFT – это древесно-цитрусовый аромат, предназначенный для женщин-бегунов. Мужской STRK – сочный аромат зелёных яблок, предназначенной для футболистов, а CHRG был создан специально для мужчин-бегунов – в его композиции звучат ноты свежего яблока, грейпфрута и кумквата.
Исследования механизмов воздействия запахов на здоровье человека только начинаются. Например, в 2014 году ученые выяснили, что клетки кожи кератиноциты не только обладают собственными обонятельными рецепторами, но и «используют» их для заживления ран и порезов. То есть, чтобы запах воздействовал на кожу, он не обязательно должен распознаваться носом. Это открывает практически бескрайние просторы не только для врачей, занимающихся регенеративной медициной, но для косметологов, озадаченных вопросами замедления старения.