Поиск по энциклопедии из 223 519 ароматов...
Взбодрят, успокоят и подарят радость: функциональные ароматы и аромакология
Анастасия Привалова

Взбодрят, успокоят и подарят радость: функциональные ароматы и аромакология

«Влияют ли ароматы на наше самочувствие?» — аллергики и люди с обостренным обонянием без раздумий ответят на этот вопрос утвердительно. А порой от пары капель тяжелых духов или насыщенного запаха краски в помещении голова начинает болеть даже у тех, кто считает свой нос нечувствительным. В постковидную эру, когда с бесконечной гонки люди все чаще стали переключаться на осознанный образ жизни, появился тренд на функциональную парфюмерию. По задумке производителей, такие «ароматы-ноотропы» помогают нам чувствовать себя лучше: стабилизируют эмоциональный фон, повышают настроение, помогают расслабиться или, наоборот, взбодриться. Рассказываем подробнее, что такое функциональная парфюмерия, как она связана с аромакологией (не путать с ароматерапией!) и что это значит для развития индустрии?

В списке пяти человеческих чувств обоняние нередко считается «третьестепенным», уступая по важности зрению и слуху. Но исследования нейробиологов доказывают, что это не так. Способность к восприятию запахов тесно связана с нашими эмоциями, а также в значительной мере влияет на вкус (в этом на личном опыте смогли убедиться те, кто уже переболел COVID-19). А значит, набирающие популярность диффузоры с успокаивающими парфюмерными композициями и автомобильные ароматизаторы, повышающие бдительность водителя, — не просто дань моде.

Хотя феномен влияния ароматов на мышление зафиксирован в литературе давно, научное обоснование он получил только в XXI веке. В 2004 году ученые Линда Бак и Ричард Аксель получили Нобелевскую премию, доказав, что наша обонятельная система состоит из более чем 1000 обонятельных генов и люди могут распознавать и запоминать около 10 тысяч различных запахов. Позже неврологи установили сильную связь между обонянием и памятью — а именно между передним обонятельным ядром мозга (AON) и гиппокампом, который отвечает за создание новых воспоминаний. Запахи, которые мы чувствуем, проходят через миндалевидное тело (оно в ответе за многие наши эмоции) и гиппокамп, а затем попадают в таламус, который обрабатывает сенсорные сигналы. Это подтверждает, что все ароматы, которые мы слышим, вызывают в нашем мозге связи с эмоциями и воспоминаниями. Из всех органов чувств именно обоняние является самым мощным триггером эмоций и воспоминаний. А значит, ароматы действительно влияют на наше самочувствие в момент нанесения.

В Японии, где понятие «красота» всегда подразумевало баланс между телом и мозгом, запахам традиционно уделяют особое внимание. Компания Shiseido, например, занимается исследованиями в области ароматерапии и аромакологии с 1984 года. Одна из ключевых концепций марки — усиление эффекта косметических средств с помощью расслабляющего или, наоборот, тонизирующего действия тщательно продуманной отдушки. Другой яркий пример — парфюмерно-косметическая марка L'Occitane, в портфолио которой даже есть соответствующая линейка, Aromacologie.

Исследования, доказывающие, что запахи леса снижают стресс и способствуют мышечному расслаблению, а ароматы цитрусовых, распыленные в офисном помещении, повышают продуктивность сотрудников более чем на 50%, перестали интересовать одних только нейробиологов.

«Косметика и парфюмерия с функциональной отдушкой отвечает главному бьюти-тренду последних лет, многофункциональности», — подчеркивает директор направления красоты тренд-агентства Peclers Paris Люсиль Готье-Брауд.

На конференции Global Wellness Summit в 2019 году впервые заговорили о функциональных ароматах — эксперты назвали их одной из главных велнес-тенденций будущего. А уже в 2021-м функциональная парфюмерия продолжает набирать обороты. Функциональным ароматом можно назвать свечу с запахом свежеиспеченного хлеба или пирога с яблоком, как в детстве. Это может быть специально созданная композиция для отеля, которая призвана вызывать у гостей ощущение спокойствия, комфорта, домашнего уюта. Это же узнаваемый аромат магазинов популярной марки одежды. И это же духи с успокаивающим ароматом.

Пионеры в области функциональных ароматов — The Nue Co., чьи ароматы просто обожают в Великобритании. В начале прошлого года марка выпустила аромат Forest Lungs: он «копирует» действие, которое оказывают на человека фитонциды в лесу (растительные биологически активные вещества), снижая уровень беспокойства и тревоги. Вдохновение парфюмер Гийом Флавиньи черпал из японской концепции синрин-йоку, «купания в лесу», суть которой сводится к целебным прогулкам по опушкам и вдыханию влажных ароматов хвои, листвы и травы. Другая известная марка (правда, с неоднозначной репутацией) — Goop Гвинет Пэлтроу.

Вслед за маленькими нишевыми проектами подтягиваются и крупные игроки рынка. Так, в 2019-м компания Adidas запустила коллекцию ароматов Culture of Sport под девизом повышения тонуса и способности заниматься спортом. Такой цели бренд хотел добиться через активацию «эмоционального центра мозга, отвечающего за повышение производительности». UNLSH, для женщин, посещающих тренажёрный зал, включает ноты красного апельсина, манго и мандарина, в то время как UPLFT – это древесно-цитрусовый аромат, предназначенный для женщин-бегунов. Мужской STRK – сочный аромат зелёных яблок, предназначенной для футболистов, а CHRG был создан специально для мужчин-бегунов – в его композиции звучат ноты свежего яблока, грейпфрута и кумквата.

Исследования механизмов воздействия запахов на здоровье человека только начинаются. Например, в 2014 году ученые выяснили, что клетки кожи кератиноциты не только обладают собственными обонятельными рецепторами, но и «используют» их для заживления ран и порезов. То есть, чтобы запах воздействовал на кожу, он не обязательно должен распознаваться носом. Это открывает практически бескрайние просторы не только для врачей, занимающихся регенеративной медициной, но для косметологов, озадаченных вопросами замедления старения.

Поделиться
https://aromo.ru/articles/essays/vzbodryat_-uspokoyat-i-podaryat-radost_-funktsionalnye-aromaty-i-aromakologiya/