Выставка «Ленинградская сирень». Из настоящего – в прошлое.
Продолжаю знакомить с недавно прошедшей выставке «Ленинградская сирень». Прошлая статья посвящена винтажным ароматам, которые представлены в Музее парфюмерии у Элины Арсеньевой.
Ни для кого не секрет, что среднестатистический человек получает от 70 до 88% информации об окружающем мире благодаря зрению. Человек, не обладая слухом или обонянием, может полноценно работать, общаться, обеспечивать себя. Но слепой человек, к сожалению, это глубокий инвалид.
Когда мы приходим в музей, то прежде всего мы ВИДИМ экспонаты: будь то картины, скульптуры, чучела животных, мебель и т.д. И золотое правило экскурсовода гласит: «сначала показ, затем – рассказ».
Конечно же, сейчас мировые музеи развивают чувственное восприятие у посетителя. Устраиваются тематические музыкальные концерты, проводятся лекции, для людей с ограниченными возможностями, в частности, для незрячих, проводят свои интерактивные программы, когда картину или скульптуру можно воспринимать, например, тактильно. Но, к сожалению, в музеях мало отводится такому важному чувству, как обоняние. Даже вкус иной раз задействован чаще, когда, например, во время фестивалей, посетителям предлагают отведать фольклорные блюда или блюда народов мира. В Европе уже давно практикуются «экономузеи» (от слова «экономика»), например, исторические рестораны, трактиры, гостиницы, фермы или аптеки, небольшие мануфактура где гость знакомится и с историей, и при этом может приобрести продукцию. Это очень привлекает туристов! Обоняние в таком случае играет заметную роль, например, при дегустации вина или эфирных масел. А здесь не далеко и до парфюмерии.
Но здесь встает важный вопрос – а как донести ароматы для посетителя? В одном из своих обзоров по парфюмерным выставкам я писала, что предлагаются варианты, как бокалы, где лежит надушенная салфетка или искусственный цветок (бумага и ткань хорошо сохраняет ароматы). А на выставке «Ленинградская сирень» были представлены великолепные шкатулки, на дне которых покоились надушенные розетки из атласных лент.
Заглавные ароматы были помещены в самые большие шкатулки, которые можно смело назвать позолоченными ларцами – очень эффектная подача! На крышке – название духов, под крышкой – их описание, что очень удобно. В ларцах представлены ароматы, созданные Элиной Арсеньевой: «Белая сирень 1947», «Ленинград» и «Ленинградская сирень».
«Белая сирень 1947» - это реконструкция легендарного послевоенного аромата на основе архивных рецептов. Исторический аромат включает в себе ноты сирени и белых цветов – и в реконструкции они прекрасно слышны, но главные ноты представлены более широко: сирень, тубероза, иланг-иланг, нероли, жасмин, роза, бензоин, сандал, мускус.
Аромат отличается жизнелюбием, хотя на дне прячется цианидная горечь, как напоминание о том, какими страданиями была отвоевана эта жизнь. Но в начале – цветочное радостное благоухание! Скорее забыть, забыть тяжелые годы! По рассказам близких и коллег я знаю, что в первые послевоенные годы, даже десятилетия, ветераны не стремились копаться в тяжких событиях прошлого, даже наоборот, старались стереть это время из своей памяти и мало что рассказывали детям и внукам. Так и духи – они полностью погружают в цветочный весенний водоворот, который так и кричит: «Всюду жизнь!»
«Ленинградская сирень», созданная в 2015 году к 70-летию Победы, создана по мотивам «Белой», но это уже авторская интерпретация в духе старой школы:
Верхние ноты – лаванда, миндаль, нероли
Сердце – ландыш, сирень, жасмин
База – бензоин, бобы тонка, сандал и мускус
Пирамида более богатая (хотя, в старых духах она не менее сложной, просто не все тайны были раскрыты). В этой сирени больше миндальных аккордов. Есть ощущение ретро, но уже глазами современного человека. В этом аромате есть ностальгия и лирическое настроение, вот отличие от ликующих духов 1947 года.
Третий аромат – это «Ленинград», тоже фантазия на тему знаменитого тезки. Прохладный, немного отстраненный, аристократичный. В нем есть что-то от свинцовых вод Невы и серо-перламутрового неба.
Помимо главного трио, на выставке были представлены еще несколько духов, по мотивам прошлого. «Невский ветер» - более легкая вариация духов «Фрези Грант» с характерными нотами сливочной туберозы и цитрусов. «Васильевский остров», о котором я уже писала, - это вариация на тему «Воздуха осени». «Аврора» - вольная реконструкция дореволюционных духов «Гиацинт», которая очень хорошо передает аромат гиацинта – от ядовитой сочной зелени до пудрового звучания цветов. «Эрмитажный театр» - еще один аромат в духе ленинградской школы, о котором Элина написала: «Белые цветы, амбра, пудровые ноты, шипровая база. Классические ленинградские духи. «Эрмитажный театр» - яркое воспоминание детства. В этом театре проходили ежегодные карнавалы для детей изостудии Эрмитажа. Именно там я, восьмилетняя девочка, выходила на сцену в костюме сказочного персонажа и, преодолевая страх, что-то говорила в микрофон притихшему залу».
Все эти армоаты, как винтажи, о которых писала выше, заключены в очень миле деревянные круглые шкатулки с этикетками – внутри белые и синие розетки из атласных лент. Шкатулки излучают тепло человеческих рук – это авторская работа, а не бездушная штамповка, что очень важно для восприятия аромата из прошлого.
На мой профессиональный взгляд музейщика – за парфюмерией и вообще ароматами в музейном пространстве стоит большое будущее, так как современному поколению уже мало только визуального ряда, им нужно задействовать более широкий спектр эмоций. И, нынешняя ситуация с эпидемией может стать новым толчком. Так как сейчас все публичные места обрабатываются санитайзерами на спиртовой основе. Так почему бы в музее не использовать средства с ароматами, например, цветов и фруктов на голландском натюрморте?
А что касается сохранения парфюмерного наследия – то такие выставки тоже очень важны, чтобы понять, чем пахла эпоха. Так как понять время можно не только читая учебники истории, но и вдыхая ароматы прошлого…
Часть фотографий мне предоставила Элина Арсеньева
Комментарии
2