Starck: парфюмерная архитектура
Вообще-то архитекторы редко конструируют ароматы, максимум в особых случаях заходя на поле соседнего с зодчеством промышленного дизайна. Иногда архитекторы не становятся архитекторами, и тут действительно все возможно: Том Форд тому характерный пример.
В этом смысле Филипп Старк тот редкий архитектор, чей интерес к искусству не ограничился архитектурными формами, затронув и ольфакторные конструкции.
До того как обратиться к парфюмерии Старк был главным образом известен своими постройками в Париже, Мадриде, Токио, Осаке, Нью Йорке и Торонто. А еще он строил жилые кварталы в Лос Анджелесе, бутик отели в Гонконге, проектировал яхту для Стива Джобса, сотрудничал с Пьером Карденом и разрабатывал дизайн смартфонов для одной всемирно известной компании.
В то же время Старк заслужил репутацию гуру промышленного дизайна - его прозрачный стул Louis Ghost является самым подделываемым предметом интерьера в мире, а соковыжималка Juicy Salif самым узнаваемым кухонным гаджетом.
Пройдя долгий путь архитектора и дизайнера, к 67 годам Старк отважился воплотить свои модернистские конструкции в парфюмерии - так появилась коллекция из пяти ароматов, заключенных в строгие флаконы с текучими стеклянными фактурами - фирменным архитектурным символом Старка.
Что же таит в себе эта парфюмерная архитектура?
Peau d`Ailleurs (2016)
Старк описывает этот аромат как попытку "возвращения к бессознательному, самой душе", отмечая, что в композиции "исследуется абстракция" и "постигается непостижимое". Это непостижимое складывается из ломаных деконструктивистских форм: острого цитруса, минеральной неземной почвы с меловыми скалами, незнакомых трав, источающих пряный флер в древесный вакуум.
На старте это свежий землисто-кислый аромат, пьянящий и заполняющий все вокруг (шлейф невероятный). Затем выступают стальные трубы и каменная пыль, сквозь которую пробивается влажный запах неизвестных (потому что неземных) белых цветов. К базе остается мягкий древесный аккорд с кислинкой неизвестного коктейля, выпитого на борту космического корабля.
Фасад: цитрусы, озон, акватические ноты.
Интерьер:древесные ноты, ароматные травы.
Фундамент:белый мускус, почва.
Peau de Soie (2016)
Такое бывает на старых венецианских фасадах, когда-то покрытых телесно-розовой штукатуркой, а сейчас частично осыпавшихся и открывших слои строгого красного кирпича: под женственной оболочкой жесткий мужественный каркас. "Peau de Soie - это парадокс, аромат, женственность которого выстроена поверх мужского сердца", - говорит о композиции Доминика Ропийона Старк.
Peau de Soie звучит легкой цветочно-мускусной пудрой, сухой земляной пылью, прелой лесной листвой.
Фасад:пудровые ноты.
Интерьер:древесные ноты.
Фундамент:белый мускус, животные ноты.
Peau de Pierre (2016)
Если пользоваться архитектурной терминологией, то Peau de Pierre - это бетонный необруталистский небоскреб. Старк описывает его как "область тьмы, где все смешано, но ничего не утрачено". И действительно: алкогольное альдегидное дерево от своего холодного фасада переходит к нежному интерьерному ветиверу с мускусом и плотному землистому фундаменту. Весь путь занимает 20 пролетов и 10 этажей, то есть часов - стойкость очень приличная.
Фасад:древесные ноты.
Интерьер:дым, ароматные травы.
Фундамент:почва.
Peau de Lumiere Magique (2018)
Переход на светлую архитектурную сторону воплотился в аромат в международном стиле: много стекла, света, открытых поверхностей. "Ослепительный момент, когда все начинается, когда свет раскрывает невыразимое, жизнь на рассвете", - описывает композицию Старк.
Рассвет здесь олицетворяет жасмин, первые солнечные лучи на стекле - цитрусы, короткие тени на дощатом полу - имбирь, блики на потолке - пачули и черный перец.
Имбирно-лимонный шлейф ощутим около часа, стойкость у Peau de Lumiere Magique средняя - около 5 часов. Тем не менее, это наиболее понятный и в меньшей степени авангардный аромат, в котором много воздуха, открытого пространства и легкости.
Фасад:цитрусы, черный перец.
Интерьер:белые цветы, жасмин, имбирь.
Фундамент:пачули.
Peau de Nuit Infinie (2018)
Peau de Nuit Infinie - аромат в стилистике ар-деко - роскошной, но в то же время сдержанной. Так может звучать ночная прогулка по неожиданно опустевшему после дождя мегаполису, когда в воздухе разлиты не смытые водой ароматы городской жизни.
Старк описывает композицию следующим образом: "Я исследую вещи за пределами моего понимания, дышу разреженным воздухом, проникаю в пространство, о котором ничего не знаю, и открываю невероятные, бесконечные новые миры".
Эти миры состоят из вкрадчивой фиалки, нежного белого мускуса, мокрого асфальта, влажных стен метро и чуть сладковатой дорожной пыли.
Фасад:минеральные ноты, бергамот, лимон.
Интерьер:амбра, древесные ноты.
Фундамент:кожаный аккорд.
Иногда ароматы Старка разделяют на женские и мужские, хотя в данном случае это разделение условно - каждая композиция звучит как унисекс, нигде на упаковках гендерная принадлежность также не заявлена.
Все композиции вполне носибельны, несмотря на значительную нишевую авангардность и нетрадиционность. Кроме того, ароматы Старка очень плотно собраны - и при этом они не столько монотонны, сколько целостны. Собственно, такой и должна быть современная архитектура, пусть и заключенная в стеклянный флакон.
Комментарии
20Любопытно прослеживать связь между разными областями знаний...пирамиду любого аромата можно же сравнить со зданием. Фундамент = базовые ноты, этажи = ноты сердца, крыша = стартовые ноты.
Ароматы из Вашего поста с удовольствием попробовала бы.