Приключения Чипполино: почему сейчас в моде "овощные" ароматы
Артишок, спаржа, лук-порей… Это не список покупок на рынке, а овощи с небанальными запахами, которые вдохновили парфюмеров на создание инновационных и необычных ароматов. Растительные эссенции нравятся известным "носам", которые открывают для себя новые территории всего душистого. Овощные (и растительные в общем плане) ноты в парфюмерных композициях удивят даже самых взыскательных. Итак, какие овощи вдохновляют парфюмеров, и почему?
Тьерри Мюглер вместе с парфюмером Оливье Креспом выпустил прорывной Angel в 1992 году. Он стал образцом для семейства гурманских ароматов. Передозировка этилмальтолом, нотой синтетического сахара, была уникальной для того времени, и этот fragrance pillar вдохновил и дом Mugler, и другие бренды на создание бесчисленного количества родственных композиций. Десятилетия спустя он остается блокбастером, но то, что когда-то было смелым ароматом, было отфильтровано до максимально коммерческих изданий, лишённых яркого характера предшественника. Категория гурмандизов значительно выросла со времен запуска Angel; тридцать лет спустя новые технологии и развивающийся вкус потребителей открывают концепцию "съедобных" духов заново. Неогурманские ароматы — интеллектуальные, пикантные, растительные ароматы, не всегда сладкие и фруктовые. Первые предпосылки этого жанра можно увидеть даже в девяностых годах ХХ века, среди работ Бертрана Дюшофура для L’Artisan Parfumeur, но более яркий образец появился в 2006 году — Black Orchid Tom Ford с нотой гриба трюфеля.
"Фрукты воспринимать просто, а вот любовь к запахам овощей следует развивать. Так что растительный аромат — это что-то вроде "гурманского парфюма для взрослых", — говорит Дэвид Мольц, соучредитель бруклинского парфюмерного бренда D.S. & Durga. Ранее этой весной инди-проект выпустил Bistro Waters с нотами липового цвета, груши, базилика и зеленого перца, которые превращают его из простого зеленого аромата в освежающий пикантный микс. Нота зеленого перца, максимально приближенная к естественному варианту, стала возможной благодаря каптивной молекуле Firgood гиганта Firmenich. По словам Ксавье Броше, глобального руководителя отдела инноваций натуральных продуктов компании, этот ингредиент полностью получен из органических веществ. Его можно смешивать с цитрусовыми, фужерными, цветочными и фруктовыми нотами, благодаря его способности оживлять, обострять и модернизировать классические аккорды и генерировать новые.
Растительные запахи начали проникать на рынок в последние годы, отчасти благодаря Comme des Garçons, выпустившим в 2019 году Radish Vetiver в рамках своей серии Clash, а затем свекольный (тире ветиверовый) Rouge 2020 года. Парфюмер Александра Карлин также использовала ноту свеклы в аромате Kyoto Diptyque, выпущенном ограниченным тиражом в 2021 году.
В 2020 году компания Symrise, мировой поставщик ароматизаторов, ароматизаторов, косметических активных ингредиентов и сырья, представила целую коллекцию душистых веществ, которые напоминают об аромате овощей (среди них — спаржа, артишок, лук-порей и цветная капуста). Ароматные вещества из коллекции Garden Lab разработаны с помощью технологии экстракции запахов из продуктов питания и отличаются полностью натуральным составом. Метод экстракции под названием SymTrap улавливает летучие ароматические молекулы с самой высокой концентрацией из пара, используемого для приготовления овощей. Затем эту воду удаляют из пара, чтобы ввести ее вместо спирта. Благодаря этой операции получается растительный спирт с высокой концентрацией душистых веществ, что позволяет расширить ольфакторную палитру парфюмеров. Эти ингредиенты позволяют привнести "текстуру" в композицию или улучшить новые грани более традиционных материалов. Парфюмеры Symrise проиллюстрировали потенциал новых ингредиентов, создав несколько черновых композиций. Алиенор Массене объединила спаржу с ландышем, Александра Карлин — артишок и папоротник, Лесли Готье — серую амбру, лист фиалки и лук порей.
В прошлом году овощные ингредиенты стали ключевыми в коллекции ароматов Le Potager от нишевой марки L`Artisan Parfumeur. В нее вошли пять ароматов под названием Musc Amarante, Cédrat Céruse, Vétiver Écarlate, Iris de Gris и Tonka Blanc. Все композиции — своеобразная дань уважения создателю бренда Жану-Франсуа Лапорту, который еще в 1978 году придумал аромат L`Eau de Céleri. Каждый из овощей, от сельдерея до лука-порея — не является ведущим аккордом, а лишь "подсвечивает" цветочные и древесные ноты.
Когда цветная капуста обжаривается, она приобретает максимальный уровень мускусности и землистости", — считает Александра Карлин. Мускус и земля — это действительно часть моего парфюмерного словаря. Парфюмер искала вдохновения у шеф-поваров, когда готовила Tonka Blanc, и нашла рецепты, в которых цветная капуста смешивалась с кокосом или ванилью для сладко-соленого десерта. "Когда я не знаю, какими нотами играть, я смотрю, что делают повара", — добавляет она.
Поиск более натуральных ароматов связан не только с растущим спросом на "чистые" или "устойчивые" ароматы. "Сандаловое дерево имеет много хороших синтетических версий, и пользователю сложнее сказать: «Это подделка». Но с фруктами и съестными припасами у нас есть настоящий контраст, так что это сложнее", — считает Хулиан Бедель, основатель Fueguia 1833. Бедель часто экспериментирует со съедобными нотами, вдохновленными его родной Аргентиной. В его композициях можно почувствовать листья коки, десерт дульче де лече, маракуйю и чай йерба мате. В прошлом году бренд выпустил Arábica, сложный и насыщенный парфюм с нотами кофе и табака для настоящих гурманов.
Для Беделя натуральные экстракты в Fueguia, часто получаемые с помощью метода сверхкритической экстракции, создают ноты, которые не просто близки к запаху натуральных растений, но отличаются более сложным звучанием, чем многие синтетические вещества на парфюмерном рынке.
Основной причиной популярности и востребованности овощных нот стало ощущение новизны. В начале 2022 года D.S. & Durga выпустила лимитированное издание Pistachio как часть своей ограниченной серии Studio Juice; все 100 флаконов были распроданы за считанные часы. Но поклонники марки были неумолимы, и супруги Мольц выпустили Pistachio как часть регулярной коллекции. Частично это можно отнести к причудливому звучанию самой фисташки, но, по мнению Дэвида Сета Мольца, стремление к необычным изысканным нотам также свидетельствует о нашем восприятии культуры питания как роскоши.
"В современном мире гастрономия и барная культура похожи на то, чем была музыка для поколения моих родителей. Тогда всем была нужна новая пластинка Боба Дилана. Теперь все хотят пойти в новый ресторан и узнать всех поваров. А в 2023 году к этому добавились ещё и необычные духи со съедобными нотами, обладать которыми — признак развитого и изысканного вкуса", — говорит он.
Сегодня множество овощей могут ароматизировать композиции. И каждый из них принесет разные тона и удивительные нюансы, от землистого до сладкого, даже пудрового или сернистого. В ольфакторной палитре парфюмеров — огурец, зелёный горошек, болгарский перец, томаты и помидорная ботва, артишок, морковь и фенхель. "Есть что-то съедобное в действительно интенсивных наркотических цветах. Грань между тем, что хорошо пахнет, и тем, что можно есть, очень тонка», — подытоживает Мольц.