
Истина нигде и повсюду: всё, что нужно знать о парфюмерной критике
В жизни, наверное, каждого человека однажды возникает вопрос «зачем я делаю то, что делаю?». Он предшествует другому вопросу, приходящему к нам в раннем возрасте, перед началом профессиональной карьеры: «что я хочу делать, чтобы чувствовать себя счастливым?». Именно поиску индивидуального комфорта и гармонии обязано такое количество разнообразных профессий в мире. Парфюмерная критика — лишь одна из сотен. Вместе с Валерием Михалицыным разбираемся, кто такой парфюмерный критик, зачем вообще нужна парфюмерная журналистика и критика, есть ли от неё польза читателям, и если есть, то в чём она заключается.
Сегодня я не расскажу о десяти ароматах, которые идеально подходят для посещения Мариинского театра. Не буду подробно разбирать только что вышедший очередной фланкер чего-нибудь. Даже не стану занудствовать о парфюмерном сырье и устройствах аккордов (хотя я и обычно этого не делаю). Я хочу поговорить — с вами и самим собой, потому что чувствую, насколько близко ко мне подобрался профессиональный кризис. Этот текст будет очень личным и, вероятно, в той же степени эмоциональным. Но я постараюсь сделать его максимально прозрачным и понятным.
Будет ли от него прикладная польза? Нет: его не возьмёшь в качестве списка в магазин, он вряд ли позволит понимать ароматы лучше, но может быть полезен тем, кто ведёт парфюмерные блоги и влоги, пишет в различных изданиях или работает копирайтером в парфюмерной индустрии.


Итак, критика появляется там, где существует любое созидание, и может быть разной. Настолько, что в некоторых случаях мы вообще не определяем её как критику. Старшие или главные инженеры контролируют работу своих подчинённых в конструкторских или архитектурных бюро, дизайнеры одежды принимают работу от портных (потом они и сами становятся объектами критики), шеф-повара снимают пробу с блюд, дизайнеры интерьеров применяют авторский надзор за домом или квартирой — примеров можно привести сотни. Но критикой мы почему-то привыкли называть оценку произведений искусства. Музыка, литература, живопись, театр, фотография, кино — ей можно подвергнуть всё, что производится интеллектом человека, его стремлениями и мечтами в любой сфере, где ноги не чувствуют под собой абсолютно твёрдой почвы из-за эмоциональности и вариативности этих сфер. Есть даже отдельные профессии: музыкальный критик, театральный, игровой. Что бы ни говорили, что парфюмерия — это сочетание ремесла и науки, парфюмерия — искусство, как и всё, что имеет творческое и эмоциональное начало, и чья цель — эстетика и эмоции.
Давайте честно: мы привыкли думать, что парфюмерия, как и любое искусство, не необходима для выживания, но ошибались, и мир совсем недавно доказал нам, насколько сильно. Конечно, духи не накормят голодного, не согреют замерзшего и не вылечат больного; словом, не удовлетворят элементарных биологических потребностей. Но, как и любое другое искусство, духи исцеляют: корректируют настроение, поднимают дух, делают нас лучшей версией себя и неустанно дают надежду на светлое будущее. К тому же мы знаем, что процесс лечения любой болезни должен быть подкреплён позитивными эмоциями. Иногда одни эти эмоции поднимали тяжело больного на ноги. В качестве примера достаточно вспомнить аромат Ma Griffe Carven, флаконы которого выбросили в 1946 году на крошечных парашютах из самолёта, пролетавшего над центром Парижа. Впервые за годы Второй Мировой самолёт в небе не нёс смерть и разрушение, но красоту и обещание, что теперь всё будет хорошо и спокойно.


Парфюмерия — массовое искусство, которому требуется аудитория. А там, где есть аудитория, появляются люди, по каким-либо причинам считающие себя вправе судить его и распределять произведения искусства по категориям, жанрам и классам. И если институт авторитета в некоторых видах искусства сформировался довольно давно (критика архитектурного искусства существовала ещё в античные времена), то в сфере парфюмерии он не сформирован до сих пор. И этому есть несколько причин.
Обоняние, считающееся изначально самой совершенной сенсорной системой, — самое неверное из существующих чувств. Запах нельзя увидеть, услышать и потрогать. Мы воспринимаем его индивидуально вне зависимости от того, естественный он или рукотворный. При описании запаха человек прибегает к словарю других сенсорных систем и описывает его то красным, то звонким, то мускулистым, то треугольным. При этом один и тот же запах мы не только описываем по-разному, подбирая сравнения из личной базы данных (о, какими разными между собой могут быть треугольные запахи!), но и воспринимаем по-разному. Смело добавляем сюда всё, что нам известно об аносмиях, макросмиях, паросмиях, чтобы понять, насколько могут различаться оценки одного и того же аромата. Если вы думаете, что парфюмерный критик им не подвержен, то это абсолютно не так.
Мы привыкли думать, что правда на нашей стороне. И в отношении обоняния это действительно так — у каждого своя правда. Особенно в профессиональной среде, где существует тем больше ревности, чем больше низкоквалифицированных кадров. Парфюмерная критика и журналистика самая низкоквалифицированная из мне известных, хотя бы по причине закрытости индустрии. Интернет дал нам возможность выражать собственные мысли на большую аудиторию, и голос множества людей без квалификации и компетенций часто пересиливает те немногие голоса, имеющие настоящий профессиональный вес. Институт авторитета в парфюмерии невозможен, потому что критикам не на что опереться, они руководствуются только собственным мнением, которое зачастую считают единственно правильным.
Отсутствие общепринятых эталонов. В мире не существует палаты мер и весов, где под стеклянным колпаком, мерно покачиваясь в воздухе, парил бы идеальный нос, чувствующий все запахи соответственно дескрипторам, и определяющий, какие ароматы хороши, а какие нет. Круг замыкается уже в тот момент, когда критик впервые понимает, что все эти дескрипторы на самом желе тоже написаны людьми со своими особенностями обоняния, макросмиями и аносмиями, что правды нет абсолютно нигде, и в то же время она везде. То есть транслировать своё мнение и называть себя критиком, экспертом, обозревателем может буквально любой человек, взявший на себя эту смелость и давший себе такое право. Что, собственно, и произошло: считая своё мнение исключительно ценным, поскольку оно основано на эмпирическом опыте, человек нередко исключает ценность мнения коллег. Тем самым в и без того нестройных рядах парфюмерных журналистов возникают хаос и анархия. Институт авторитета до сих пор не сформирован, потому что никому не хочется этим авторитетом не быть.


Но зачем вообще нужно оценивать ароматы, если они так индивидуально взаимодействуют с людьми на уровне эмоций? В условиях обонятельных способностей каждого человека и отсутствующего института авторитета главная задача каждого парфюмерного журналиста и критика — заинтересовать читателя и побудить его к знакомству с ароматом, или открыть его с другой, неожиданной стороны. Больше его работа не нужна ни для чего. Для решения такой задачи журналист должен знать как можно больше уже существующих ароматов, чтобы при знакомстве с чем-то новым (недавно вышедшим или просто находящимся под пристальным вниманием) мгновенно запускать процесс парфюмерного анализа, находя или не находя соответствия, определяя стили, жанры, школы, исторические отсылки и т.д. Принципиально новые ароматы современная парфюмерия предлагает крайне редко, поэтому профессионалу важно сравнить новый опыт с существующим, чтобы определить, насколько качественно новое по сравнению со старым. Конечно, как и любой человек, критик имеет собственное мнение и отношение к обсуждаемому предмету, но «нравится/не нравится, моё/не моё» — не критика, не обзор и не анализ. Выразить своё мнение, конечно, можно, но цель у критики/обзора только одна — заинтересовать читателя, даже если очерк получается отрицательны окрашенным.


Возникает логичный вопрос: «Что отличает настоящего профессионала от остальных?» Я искренне убеждён, что критиком имеет право называться человек, обладающий экспертизой в одном или нескольких вопросах по теме. Помимо общих, типа языковой грамотности, аналитических способностей и умения аргументировать мнение, можно выделить несколько критериев, определяющих парфюмерного эксперта. Он должен:
Знать сырьё, из которого изготавливается парфюмерия. Конечно, это умение обязательно, скорее, для парфюмера, но и для эксперта оно важно не меньше. Именно эта информация позволяет быстро систематизировать знания по парфюмерным жанрам и судить о качестве парфюмерных аккордов в композиции. Они же позволят не называть бензоин бензиновым, ванилин кислым, а ветивер — животным.
Хотя бы примерно знать технологию построения парфюмерной композиции, чтобы получать дополнительную информацию из представленных производителем описаний и ольфакторных пирамид и прогнозировать развитие композиции во времени. К тому же это не позволяет пресс-релизам сбивать эксперта с толку.
Ориентироваться в подконтрольном парфюмерном сегменте: отслеживать тренды, новые запуски, включая их маркетинговые компании.
Знать производственный процесс создания парфюмерного продукта. Глубина этих знаний зависит от специализации эксперта, но общее представление должен иметь любой, кто профессионально пишет о духах, а то некоторые «эксперты» до сих пор думают, что флаконы с духами приносят феи, а ароматы в них созданы из волшебной пыльцы и утренней росы.
Знать историю парфюмерии. Степень погруженности в тему и детализация знаний также может быть разной, но с оригинальными версиями всех культовых ароматов прошлого необходимо свести знакомство.
Понимать психологию восприятия запахов потребителем в определенной локации и в контексте связанной с ней традиции: обонятельные стереотипы, ольфакторные культурные коды и т.д.


Фактически на роль эксперта в той или иной области парфюмерии может претендовать любой человек, получивший профильное образование в одном из парфюмерных вузов — от парфюмеров до маркетологов. Хотя говорить, хорош аромат или плох, правильней всего, наверное, парфюмеру и креативному директору. Однако не будем забывать, что эти двое — всё ещё люди, и их обоняние также не абсолютно и, так или иначе, подвержено личным пристрастиям. Хотя и парфюмера, и креативного директора, пожалуй, уже можно называть арт-элитой, которая и определяет, «считать железяку с помойки искусством или нет». Но действительность осложняется ещё и тем, что в мире не существует критериев оценки парфюмерной композиции. Даже стойкость и шлейф может определить только специальное устройство, определяющее время и скорость излёта составляющих композиции. Но ни то, ни другое не имеет никакого отношения к эстетике и эмоциям, ради которых парфюмерия вообще существует. Вот и получается, что каждый — эксперт, и каждый имеет право на собственную правду.
Парфюмерная критика бесполезна для чего-то настоящего и глобального. Она нужна для развлечения читателей, которые либо доверяют компетентности автора и эмпирическим путём определили, что личный вкус и образ мысли конкретного журналиста/критика им подходит, либо нет, и тогда они находят себе автора по вкусу, нередко называя других некомпетентными. Хотя компетенцию определяют совершенно другие навыки и умения. Увеличивать количество радости в мире, зная, что благодаря тебе кто-то нашёл прекрасное или уберег себя от ужасного, — дело благородное и доброе. В любом случае, истинная цель всякой критики — созидание, а не разрушение. Но, как это часто бывает в неверном, вечно изменяющемся мире ароматов и запахов, созидание для одного может быть разрушением для другого. Истины нет нигде, и она — повсюду.
Комментарии
12Да, работа критика в чем-то сродни развлечению, но это не должно быть причиной покинуть нас. Среди читателей существует масса действительно увлеченных парфюмерной эстетикой и вот они пойдут за вами, милый автор, хоть на край земли. Не лишайте нас возможности читать высокий слог и получать синтаксически-ольфакторное удовольствие.
Отдохните от нас, но не бросайте - сделайте что-нибудь необычное и встряхнитесь: потанцуйте бачату на социальных танцах на открытом воздухе, прыгните с парашюта или полетайте в аэротрубе, сходите по Вуоксе на лодке или прокатитесь на сап-серфе - пусть новые впечатления отвлекут от грустных мыслей и дадут новых сил.
А я не против, чтобы Вы "позанудствовали" и рассказали нам о парфюмерном сырье и устройстве аккордов.:) Лично меня эти вопросы очень интересуют. Потому что какими бы нанюханными или не нанюханными мы не были, у каждого, как Вы и написали, очень индивидуальное и очень субъективное восприятие аромата. Я, например, не могу носить парфюм по причине моды на него, покупаю и ношу то, что мне нравится. А вот технологические процессы, с моей точки зрения, это более объективная и не менее интересная и нужная информация.
Спасибо за статью и мнение.
Задам вам, Татьяна, один вопрос. Вы сможете отличить мадеру от хереса, красностоп от каберне, а Брют Золотая Балка от Брют Новый Свет?
Конечно, вы правы. Если вы доверяете человеку, если он даёт вам правильную информацию, то каким было его образование, значения не имеет. Главное, что он знает по интересующему вас вопросу.