Изабо Буатетт

Музейные Истории. Сказочная эпоха Фаберже

Парфюмерия и ювелирное искусство – наверное, их можно назвать квинтэссенцией понятия о роскоши. Ювелирные изделия украшают наше тело, костюм, радуют глаз, а духи – это украшение невидимое, но обоняемое. Уже в глубокой древности эти два вида искусства соединились и воплотились в создании парфюмерных флаконов.

            В начале ХХ века, в эпоху стиля модерн, в России вспыхнула ярчайшая звезда ювелирного искусства – это Карл Фаберже. Его имя известно во всем мире и символизирует, вместе с именами Дягилева, Стравинского, Чехова, Кшесинской и др. наивысший взлет русской духовной и материальной культуры, которая взлетела на мировой Олимп и рухнула с началом Первой мировой войны и затем после двух революций.

            Конечно же, у большинства из нас имя Фаберже ассоциируется с его самыми известными изделиями – пасхальными яйцами, которые ежегодно создавались к Воскресению Христову для двух императриц – Марии Федоровны (принцессы Дагмары) и Александры Федоровны (принцессы Алисы).  

Но фирма Карла Фаберже создавала и более доступные вещи, которые сопровождали зажиточного человека в повседневности: портсигары, канцелярские принадлежности, рамки для фотографий, часы и, конечно же, парфюмерные флаконы.

            Как я отмечала в предыдущей статье, парфюмерные фирмы производили ароматы в обычных стеклянных флаконах, которые были лишены высокой художественной отделки, и носили чисто утилитарное значение, так как изначально планировалось, что духи будут переливать в небольшие драгоценные флаконы. Сейчас у нас все наоборот: флаконы зачастую решаются на высоком художественном уровне, а многие дамы переливают содержимое в практичные атомайзеры, чтобы не расставаться с любимым ароматом на долго.

            Парфюмерные флаконы, производимые фирмой Фаберже можно разделить на три категории.

            К первой относятся те самые «духи в граненом хрустале» - хрустальные граненые флаконы, рассчитанные на сравнительно большой объем (50-100 мл), увенчанные крышкой из драгоценного металла.

Такие флаконы стояли на туалетных столах, два хрустальных флакона – необходимый элемент дорожного несессера, куда входил не один десяток туалетных принадлежностей.

Вторая категория флаконов – это небольшие изящные флаконы разнообразных форм небольшого объема, которые можно носить с собой. Они выполнялись из драгоценных металлов – золота и серебра, покрывались гильошированной эмалью – очень сложная и красивая техника, которая стала визитной карточкой изделий Фаберже. Кто будет в Петербурге – обязательно загляните в новый музей Фаберже на Фонтанке – там можно часами любоваться подобными изделиями в самых разных цветовых вариациях! В том числе и парфюмерными флаконами.

Третья категория флаконов по своему утилитарному значению близка к предыдущей -  это флаконы малого объема, но выполненные не из металла, я прямо вырезанные из поделочного камня: нефрита, горного хрусталя, халцедона… И, конечно же, такие флаконы нередко украшались бриллиантами и другими драгоценными камнями.  

            Как мы видим, два высоких искусства: парфюмерное и ювелирное нашли свое воплощение в драгоценных флаконах фирмы Фаберже. Сейчас их можно увидеть как на выставках, так и в постоянных экспозициях различных музеев; не редко встречаются на престижных аукционах и даже на блошиных рынках, в антикварных магазинах. Так что есть шанс напрямую соприкоснуться с историей парфюмерии!

Возможно, у кого-то каким-то чудом сохранились подобные флаконы из прошлого?  

Изабо Буатетт
Изабо Буатетт
Люблю розы...
Эссе
Эссе
751 статья
34
3961
Предложения от партнеров: наборы парфюмерных пробников 8 в 1
Топ селективных ароматов для нее

Комментарии

34
selennaya 18 18.04.2020 в 08:19
Очень интересно, спасибо за экскурс в историю, жаль что мало:))
Ответить
2
0
Изабо Буатетт 18.04.2020 в 12:57
selennaya1, я постараюсь потом вернуться к музейной тематике, но, к сожалению, парфюмерная тематика в музейном пространстве очень редка!
Ответить
1
0
Изабо, очередная услада для глаз! За флаконы цвета лазури готова поститься весь год!!! Да, Фаберже - прекрасный музей, изумительный источник вдохновения мастерством. Именно в музее узнала про эмаль-гильоше. Как же люди умели жить и творить... размеренно, с чувством обязательного вкуса, не на поток.
Ответить
2
0
Изабо Буатетт 23.03.2018 в 00:22
Ольга, спасибо! Старалась выбрать самые "вкусные" флаконы! ) А техника гильоше прекрасна. И современные ювелиры ее возрождают )
Ответить
0
0
FireFly Ковалева 19.03.2018 в 20:38
Они невероятно красивые! Мне еще очень нравятся флаконы из муранского стекла.
Ответить
1
0
Изабо Буатетт 19.03.2018 в 21:16
FireFly, муранское стекло - это отдельная история! )
Ответить
0
0
FireFly Ковалева 20.03.2018 в 07:08
Изабо , я надеюсь, она будет?)))
Ответить
0
0
Изабо Буатетт 20.03.2018 в 10:13
FireFly, когда найду достаточно материала :)
Ответить
0
0
Oksana Бизяева 18.03.2018 в 17:06
Красиво! Приятно на такое посмотреть и вдохновиться. Спасибо.
Ответить
1
0
Леди Мэри 17.03.2018 в 17:17
И здесь красотища! Последние два поста на этот момент прямо бальзам для моей души)
Ответить
1
0
Изабо Буатетт 17.03.2018 в 17:24
Леди Мэри, спасибо! Стараемся! )) Впереди еще Лалик!
Ответить
0
0
cinnamon 17.03.2018 в 17:00
Спасибо за прекрасный пост. Сижу и говорю себе - Я РАВНОДУШНА К ФЛАКОНАМ! Боюсь сорвусь и пойду к винтажникам-флакончикам!!
Ответить
2
0
Татьяна МТ 17.03.2018 в 17:03
cinnamon, я к флаконам точно равнодушна почти, но не к таким, это произведение искусства.
Ответить
2
0
cinnamon 17.03.2018 в 17:17
Татьяна МТ, аналогично
Ответить
1
0
Изабо Буатетт 17.03.2018 в 17:23
Татьяна МТ, поддерживаю! Есть просто тара... А есть настоящие шедевры! Синтез искусств )
Ответить
1
0
Ksenia37 17.03.2018 в 17:42
cinnamon, а я не равнодушна к флаконам))) Может, это только на начальном этапе, когда я только-только прикасаюсь к парфюмерному миру... Но мне важно, чтобы флакончик ласкал зрение, его было приятно держать в руке.
Ответить
2
0
Изабо Буатетт 17.03.2018 в 17:46
Ksenia37, тут я согласна. Очень часто из-за того, что флакон "не цепляет" я пропускаю интересные ароматы...
Ответить
0
0
cinnamon 17.03.2018 в 18:41
Ksenia37, у меня не так... если мне нравится марка/аромат, я органично воспринимаю флакон. Но бывают исключения. Аура мюглера у меня в максимальном объёме - ужас! Из руки валится ногти ломает. Но это не отвращает от аромата. Хотя, если например ориенс ван клива - там ради флакона покупала
Ответить
0
0
Изабо Буатетт 17.03.2018 в 18:43
cinnamon, а можно флакон в студию? )
Ответить
1
0
Oksana Бизяева 18.03.2018 в 16:42
cinnamon, у меня тоже так: аромат первичен. Но если неудобен флакон, конечно, это уже замечаешь потом, как начинаешь активно пользоваться ароматом, ну и просто нервничаешь из-за дискомфорта.
Ответить
0
0
Татьяна МТ 17.03.2018 в 14:01
Какая же красота, спасибо за рассказ! Я обожаю разглядывать винтажные флаконы и такие наборы для путешествий. Чудо какое-то.
Ответить
2
0
Изабо Буатетт 17.03.2018 в 14:49
Татьяна МТ, согласна! А гильошированная эмаль смотрится просто потрясающе с муаровыми переливами!
Ответить
1
0
Татьяна МТ 17.03.2018 в 17:03
Изабо , для особо одаренных гильошированная- это какая?
Ответить
0
0
Изабо Буатетт 17.03.2018 в 17:44
Татьяна МТ, Эмаль по гильошированному фону (эмаль по гильошировке, гильоширу, гильошированная эмаль) - это вариант техники эмали по гравировке (резьбе). Только в этом случае гравировка выполняется не вручную, а механическим способом, с помощью специального станка, который позволяет украшать металлическую поверхность геометрическим декором в виде лучей, полос, волнообразных линий, концентрических кругов, повторяющихся штрихов.

В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы, в результате чего металлический фон и нанесенный на него узор просвечивают под эмалью. Эмали по гильоширу делают в основном на золоте или серебре, а с начала ХХ века для недорогих изделий стали применять красную медь.

Эмаль 'гильоше' получила свое рождение в XVIII веке во Франции. В России гильошированные эмали стали активно применяться в конце XIX - начале ХХ века для украшения драгоценных предметов ювелирного искусства.
Особенно широкое распространение эта техника получила в ювелирных изделиях, предметах роскоши и драгоценных настольных украшениях, выпускаемых фирмой Фаберже.
Ответить
1
0
Изабо Буатетт 17.03.2018 в 17:45
Татьяна МТ, может, вы помните, лет 15 тому назад в большой моде была развивающая игрушка Спирограф? Вот там такой же принцип )
Ответить
0
0
Татьяна МТ 17.03.2018 в 17:46
Изабо , спасибо, поняла..что это за техника.
Ответить
0
0
Татьяна МТ 17.03.2018 в 17:46
Изабо , неа, как-то не попадалась мне.
Ответить
0
0
Изабо Буатетт 17.03.2018 в 17:56
Татьяна МТ, мне давно еще папа купил ) Классная штука!Вот воспоминания нахлынули - и заказала. Учитывая, что стоит 50 р. )
Ответить
0
0
Татьяна МТ 17.03.2018 в 17:57
Изабо , ).
Ответить
0
0
Oksana Бизяева 18.03.2018 в 17:07
Изабо , я такую игрушку не знаю, мимо меня прошло)
Ответить
0
0
Изабо Буатетт 18.03.2018 в 17:09
Oksana, в интернетах найти можно ) Кстати, можно использовать как арт-терапию и еще улучшает почерк )
Ответить
0
0
Oksana Бизяева 18.03.2018 в 18:06
Изабо , да, нужно посмотреть. Спасибо.
Ответить
0
0
Ksenia37 17.03.2018 в 13:41
Изабо, очень интересно и познавательно! Флаконы, вырезанные из камня, чудесны! Только, наверное, очень тяжелые...)
Ответить
1
0
Изабо Буатетт 17.03.2018 в 13:43
Ksenia37, вряд ли тяжелые, так как они рассчитаны где-то на 5-7 мл. Их обычно носили как брелок или кулон )
Ответить
1
0

Лучшие статьи

Всё больше непарфюмерных брендов выпускают свои ароматы – в чём причина?
Всё больше непарфюмерных брендов выпускают свои ароматы – в чём причина?
Парфюмерные итоги 2024 года
Парфюмерные итоги 2024 года