Музейные истории. Неподражаемый Лалик – гений модерна.
В то время как в России самые роскошные парфюмерные флаконы создавал Карл Фаберже, во Франции появился его коллега – ювелир Рене Лалик, воплотивший в своем творчестве гений стиля модерн.
Если фирма Фаберже создавала флаконы вне зависимости от парфюмерной фирмы, но Лалик долгое время сотрудничал со многими парфюмерными домами, в частности, со знаменитой фирмой Коти. Франсуа Коти случайно познакомился с ювелиром – он увидел его стеклянные изделия в одном из магазинов. И тут же предложил сотрудничество.
Лалик был профессиональным ювелиром, и свои знания и умения он воплотил во флаконах, в которых мы видим тончайшую работу со стеклом и хрусталем: фантастические цветы, гибкие стебли, бабочки, нимфы и божества из античной мифологии, насекомые – это все так характерно для стиля модерн или ар-нуво. Для таких тонких работ ювелир использовал знаменитый хрусталь Баккара, но потом, в 1900е годы, у него появилась собственная фабрика Комб-ла-Вилле под Парижем. Мастер изучил историю изготовления парфюмерных флаконов чуть ли не с древности, а затем применял свои новаторские идеи в технике «тающий воск», который существовал ещё в египетском стеклоделии, таким образом соединив древнюю традицию и новейшие технологии того времени. Этот рецепт знаменитого «опалесцентного стекла» Лалика до сих пор является «секретом фирмы», и его еще никто не смог повторить.
Но первые флаконы Рене Лалика не были столь затейливыми и сложными. Одной из первых работ мастера был флакон для аромата Коти «Роза Жакмино» (1905 г.), которая была крайне популярна в то время, и это были любимые духи Великой княжны Татьяны Николаевны (другое название аромата – «Чайная Роза»). В 1908 появляется новый шедевр - флакон для одеколона «L'Effleurt» («Прикосновение»), изготовленный из хрусталя «баккара», с рельефной пластиной из темного стекла вместо этикетки. За последующие несколько лет художник разработал для Франсуа Коти 16 парфюмерных флаконов.
Все флаконы были с притертой крышкой, и чтобы аромат не улетучивался, Лалик впервые использовал углеродную пудру. Лалик создавал неподражаемые флаконы с роскошными крышками, которые были главным художественным акцентом. К каждому аромату он подбирал свой образ, воплощенный в виде флакона.
С началом Первой мировой войны спрос на предметы роскоши вообще и на парфюмерию сильно падает, но Лалик держится на плаву! Он построил в Эльзасе (пограничная с Германией территория) новую фабрику – Эльзасская стекольная мастерская Рене Лалика. Рене всегда шёл в ногу со временем, поэтому в его произведениях проявляются новые тенденции – плавные и текучие линии модерна сменяет стиль ар-деко с его геометрическими строгими линиями, динамикой и энергией, которые вполне сочетаются с цветочным рельефом.
Парфюмерные флаконы Рене Лалика – настоящие шедевры, сочетающие в себе несколько видов искусств. Если творчество Фаберже отличается национальной любовью к византийской роскоши и к блеску драгоценных камней, то Лалик демократизировал ювелирное искусство, воплощая его в стекле и хрустале, оперируя тонкими переливами цвета и прозрачными оттенками.
Сейчас флаконы Лалика – лакомый кусок для музейных и частных коллекций, их еще можно встретить на аукционах и крупных антикварных магазинах Европы.