Любимцы публики: 3 популярных шведских бренда нишевой парфюмерии
Шведские бренды пользуются большим успехом в Европе и в России, так как они давно стали символом качества, элегантной простоты и стиля. В сегодняшней статье мы рассказываем о трех популярных брендах нишевой парфюмерии со скандинавскими корнями.
Byredo
«Нишевый аромат — это всегда индивидуальная история, глубокая идея, концепция», — говорит Бен Горхэм, создатель бренда. Лаконичный дизайн флаконов Byredo не меняется от аромата к аромату.
Горхэм родился в 1977 году в Швеции у матери-индианки и отца — наполовину канадца, наполовину шотландца. Он легко шел по жизни, меняя свои занятия, как только они ему надоедали: сначала парень профессионально играл в баскетбол, потом искал себя в подсобных работах в магазинах и на стройках Торонто, Нью-Йорка, а затем Стокгольма, где попутно получил степень в области живописи. К этому моменту он подружился с парфюмером Пьером Вулфом и вскоре понял, что его истинное призвание — искусство создавать ароматы. Так в 2006 году был основан бренд Byredo, название которого происходит от английского by redolence и означает некий ненавязчивый, несколько необязательный, неброский аромат, легким шлейфом тянущийся за своим носителем. Этому есть концептуальное объяснение: Бен трактует свои ароматы как нюансы состояний души, как блики и полутона воспоминаний.
Бен говорит, что его любимые аккорды — древесные, например ладан, сандал с его кремовым оттенком. Напротив, из-за резкости ему не нравятся акватические аккорды, которые традиционно используются в мужских ароматах. В процессе создания нового аромата Бен собирает волнующие его изображения, музыку, стихи, что-то пишет сам.
«История марки, — говорит Бен, — на самом деле началась с ароматических свечей и подарочного мыла. И я увлекся! Мне стали интересны запахи с художественной точки зрения. Я углубился в историю парфюмерии, познакомился с интересными людьми из этого мира и понял, что хочу не просто придумывать ароматы, а рисовать парфюмерные полотна, писать ароматные истории».
Таким образом, очень скоро за брендом Byredo закрепился статус связующего звена миров моды и современного искусства — «современного искусства во флаконах», как написано на этикетках продукции.
Схожая с его собственной историей поисков себя жизнь всемирно известного парикмахера Кристиана Хаутенбоса вдохновила Горхэма в 2011 году на создание аромата Mister Marvelous. Тот родился в бедной фермерской семье и в возрасте 16 лет стал путешествовать по миру, устроившись моряком датского флота. На маленьком острове Аруба случилась его судьбоносная встреча с первыми клиентами — местными магнатами и знатью, чью внешность он сумел волшебным образом перевоплотить, едва прикасаясь руками к их волосам. Вскоре Кристиана пригласили в Нью-Йорк, и в 20 лет он управлял собственным салоном красоты. К нему неизменно возвращались кинозвезды и редакторы глянцевых журналов, и вот уже 40 лет он колдует над прическами Мадонны, Дэвида и Виктории Бекхэм и многих других. «Прическа — искусство особого толка, чем-то сродни архитектуре: построение замков, только без помощи песка. Наутро после шумной вечеринки прическа исчезает, как песочный замок смывает непокорной океанической волной, — поясняет Бен. — Marvelous означает „замечательный“, „изысканный“ и „неподражаемый“. И в то же время „немного странный“. Удивительные вещи должны быть странными в хорошем смысле этого слова. Именно такими были все новаторские прически и неповторимые стрижки Кристиана Хаутенбоса: асимметричный боб, начесы. Когда человек меняет простые и привычные вещи на свой лад, придавая им шарм, лоск и блеск, мы во весь голос готовы кричать: „Браво! Marvelous! Это просто удивительно!».
Vilhelm Parfumerie
Бренд нишевых ароматов Vilhelm Parfumerie появился в 2015 году в Нью-Йорке – под чутким контролем создателя Яна Вильгельма Альгрена. Сам Ян родился в Швеции, начал карьеру в модельном бизнесе и работал в Париже, позже переехал в Нью-Йорк, занялся разработкой дизайнов сумок (их он пропитывал дорогими ароматическими маслами). Так и дошло до собственного парфюмерного бренда.
Создавать композиции ему помогает парфюмер с мировым именем Жером Эпинетт (автор ароматов-бестселлеров таких селективных марок, как Byredo, L’Occitane и Atelier Cologne), а за изящные шафранно-желтые флаконы ароматов из граненого стекла отвечает Пьер Динан, дизайнер, которого называют «зубром парфюмерии» за его яркие идеи в создании парфюмерных упаковок и баночек.
В основе каждого аромата Вильгельма лежит особая история. Так, цитрусово-пряный Stockholm 1978 с нотами черного перца, лимонной цедры и миндаля напоминает об атмосфере летнего Стокгольма, о счастливой летней поре и одновременно о пике популярности ABBA!, а цитрусовый Black Citrus c бергамотом и индонезийскими пачулями — это свежесть Лондона после проливного дождя. Цветочно-фруктовый бестселлер Dear Polly с нежными аккордами мускуса, бергамота и амбры рассказывает о незабываемом утре в Нью-Йорке в объятьях возлюбленной.
Цитрусово-кожаный Morning Chess оценят фанаты кожаных ароматов; он вдохновлен детскими воспоминаниями Яна, когда он проводил летние каникулы у дедушки на побережье курортного городка Фалькенберг. Название Morning Chess — отсылка к игре в шахматы, за которой дедушка и его двое сыновей могли часами проводить все утро. Кожаным пряным ароматом Darling Nikki Ян передает «привет» России, составив легенду о московской ночной жизни в далекие 1980-ые: якобы в те времена пароль «Дорогой Никки» позволял попасть в подпольный ночной клуб. Атмосфера таинственной ночи передается с помощью чувственных нот черной кожи, черного перца и аккорда древесного дыма.
Яна вдохновляют и мировые произведения литературы. Хотите мысленно оказаться на вечеринке в особняке Гэтсби? Послушайте фруктово-табачный аромат Chicago High, который переносит в ревущие 20-ые, на вечеринку, где шампанское льется рекой, а табачный дым дорогих сигар окутывает прямо с порога.
Agonist
Нишевую марку Agonist основали супруги Кристен Гюстафссон и Никласом Лидееном в 2008 году. Основной источник вдохновения для создателей марки — скандинавская культура и северные пейзажи; параллельно с регулярной линейкой дуэт выпускает ароматы в уникальных флаконах-скульптурах ручной работы авторства Асы Юнгелиус из мастерской Kosta Broda. Одной из первых композиций марки была цитрусовая Kallocain — она поступила в продажу в оформлении Kosta Broda, но вскоре была снята с производства. С 2009 года, начиная с The Infidels, ароматы Agonist выходят также в унифицированных прямоугольных флаконах с цветовыми акцентами, передающими настроение работы.
Впервые бренд громко заявил о себе в 2011-м, когда в портфолио появились иланговый Arctic Jade, сливочно-пряный Vanilla Marble, Onyx Pearl с удом и маскулинный Black Amber. В 2014 году к линейке примыкает Solaris, вдохновленный белыми ночами, а через год шведскую коллекцию продолжает Blue Nord — свежая ароматическая композиция, описывающая красоту ночного северного неба. 2016-й год приносит запуск жасминового Floralust. 2018-й, год десятилетия марки, основатели отмечают запуском 100-миллилитровых флаконов для трех главных бестселлеров: Onyx Pearl, ванильно-древесного White Lies и Dark Saphir с нотами уда, цветов и пряностей, а также премьерой композиции Say Yes.