Светлое будущее и вечная весна: история «Ландыша серебристого»
Продолжаем наш цикл о легендарных советских ароматах рассказом о «Ландыше серебристом» — визитной карточке фабрики «Северное сияние» и одном из символов послевоенного времени.
Ландыш не поддается дистилляции. В отличие от розы или жасмина, из него невозможно извлечь эфирное масло. Этот парфюмерный аккорд собирается из других веществ — натуральных и синтетических.
Цветок считается символом весны, возрождения природы и торжества жизни. Первого мая в честь Дня ландыша французы дарят друг другу белые букеты — этой традиции более 400 лет. Продавать ландыши в день праздника может любой желающий, а прибыль от продажи не облагается налогом.
Ландыш является важным символом для двух парфюмерных домов — Dior, представившего в 1956 году Diorissimo, и Guerlain, который ежегодно выпускает лимитированное издание Muguet. Оригинальная композиция вышла в 1908 году, но в 1998-м Жан-Поль Герлен разработал современную версию с нотами бергамота, сирени, иланг-иланга и жасмина. В 2010-е штатный парфюмер дома, Тьерри Вассер, представил собственную интерпретацию классического аромата — с нотами розы и жасмина.
«Ландышу Серебристому», созданному в 1953-1954 гг., предшествовала кропотливая работа советских учёных и парфюмеров. В 1950 году главный парфюмер фабрики «Северное сияние» Белла Гутцайт завершила работу над «Лесным ландышем» — композицией с цветочными и зелёными нотами. В 1952 году исследовательская группа из Всесоюзного научно-исследовательского института синтетических и натуральных душистых веществ получила соединение, которое назвали лилиальальдегидом. Московские парфюмеры не оценили его должным образом, пишет С.А. Войткевич, автор многотомника «Труды ВНИИСНДВ». В 1956 году компания Givaudan получила патент на синтетический ароматический альдегид — он получил название лилиаль (lilial). В композициях этот материал воссоздаёт аромат цветущего ландыша, цикламена, сирени и липы.
Белла Львовна, по мнению исследователей советской парфюмерии, воплотила в «Ландыше серебристом» веру и надежду в светлое будущее. И цветок, и сами духи стали символом послевоенного оптимизма.
Аромат описывался как «тонкий, холодный, чуть влажный». В состав входили альдегиды, гидроксицитронеллаль и линалоол (синтетические запахи ландыша). В композиции также были заявлены ноты жасмина, розы, фиалки, гиацинта, иланг-иланга, амбры и мускуса.
Оформление не раз менялось, но наиболее известным и узнаваемым был дизайн 1950-х годов — тогда «Ландыш Серебристый» выпускался в стеклянном флаконе объемом 36 мл с гравировкой, бодрюшем, повязанной вокруг горлышка декоративной лентой и притёртой пробкой. К нему прилагался выложенный белым шёлком картонный футляр светло-зелёного оттенка. В 1970-х годах «Ландыш серебристый» выпускали в стандартных флаконах с винтовой крышкой.
«Ландыш Серебристый» производился не только в Ленинграде, но и в городе Николаеве на фабрике «Алые паруса». По содержанию душистых веществ он относился к цветочной группе духов категории «А»: в составе композиции было от 7,5 до 20% ароматических масел, а стойкость составляла не менее 40 часов.
Духи были недорогими в производстве. Они на протяжении нескольких десятилетий находились в свободной продаже и считались одними из самых популярных в СССР.
В 1980 году одноимённый аромат выпустила фабрика «Новая заря». В композиции, помимо ландыша, были заявлены аккорды бергамота, персика, груши, сливы, жасмина, дубового мха, жимолости и сандала. Muguet Argenté (одно из официальных названий парфюмерной воды) выпускается по сей день.
В период перестройки и позже, в 1990-е, «Ландыш Серебристый» потеснили ароматы зарубежных марок. Отношение к символу ушедшей эпохи резко изменилось. «Захорони ты эти духи как радиоактивные отходы», — обращается к главной героине персонаж Александра Цекало в фильме «Ландыш Серебристый». «Опять она, и опять она пахнет», — с досадой восклицает он в другой сцене.
Сейчас негативные отзывы на некогда популярный советский аромат встречаются всё реже. «Ностальгический», «Советская классика», «Чувствуешь эти духи всей душой и словно попадаешь в добрую, красивую сказку» — такие мнения высказывают участники тематических форумов. Кроме того, аромат с почти 70-летней историей представляет интерес для коллекционеров. Издания разных лет представлены на парфюмерных обменниках и онлайн-аукционах, «Ярмарке мастеров» и La Parfumerie.
Подписывайтесь на наши аккаунты в Facebook, ВКонтакте, Telegram, Instagram и на YouTube, чтобы быть в курсе новостей и обзоров Aromo