Иконы, мэтры, признанные звезды: за кем следить из современных парфюмеров?
До середины ХХ века парфюмерия была исключительно мужской профессией, одним из тех видов искусства, куда женщины не допускались по множеству причин. Первой известной женщиной-парфюмером до сих пор считается Жермен Селье, под авторством которой в 1944 году вышел один из величайших ароматов ХХ столетия Bandit Robert Piguet. С тех пор мир значительно изменился, а количество женщин и мужчин, сидящих за парфюмерными органами, практически сравнялось. Более того, сегодня мы наблюдаем тенденцию к гендерному перевесу в пользу женщин. От парфюмера уже давно не требуется ни физическая сила, ни умение производить сырьё для работы. Теперь этим занимается целая отрасль, а для создания хорошего аромата нужно только образование, вкус и талант. Женщины устроены тоньше и сложнее, чем большинство мужчин, а их обоняние считается более развитым и острым от природы, поэтому и парфюмерия, которая начиналась как мужское искусство для женщин, имеет все шансы стать женским искусством для женщин. Во второй части материала о парфюмерах, за творчеством которых стоит следить, мы поговорим о женщинах,сделавших значительный вклад в развитие индустрии. И нет, феминитивов здесь не будет.
Натали Лорсон, мастер-парфюмер компании Firmenich
Натали Лорсон можно назвать обладательницей самого большого портфолио среди ныне живущих и работающих парфюмеров-женщин. Свою карьеру она начала в 1994 году, дебютировав с Ombre D'Or Jean Charles Brosseau и Suggestion Eau d'Or Montana, и вместе с другими парфюмерами первого эшелона определила ольфакторный облик двухтысячных годов. Натали неоднократно говорила в своих интервью, что предпочитает никогда не создавать грязных ароматов и не использует в работе животные аккорды. И это похоже направду. Её стиль нарочито люксовый, элегантный и глянцевый. Как и в случае с коллегами Домиником Ропьоном и Альберто Морийясом, о которых можно прочесть в первой части, ароматы Натали Лорсон узнаются по бесшовности, виртуозному балансу и нарочитой чистоте. К слову, нередко её композиции называют чрезмерно синтетическими — она любит выстраивать сложные беломускусные аккорды, которые не все способны воспринять, и использовать большие их дозировки в формулах. Чтобы понять, насколько большой вклад Лорсон внесла в современную парфюмерию, стоит познакомиться со множеством её ароматов, созданных для большого люкса. Перечисленные здесь — crème de la crème. В первую очередь, Натали — соавтор Black Opium Yves Saint Laurent — большого хита 2010 годов, обладателя целой коллекции фланкеров. К оригинальному и легендарному Opium «Чёрный» никакого отношения не имеет и является самостоятельной франшизой, но по популярности обходит его играючи. Белые цветы, сладкий кофе, пряности и смолы —новые парфюмерные маркеры стиля Yves Saint Laurent. Внимания также стоят несколько ароматов от Lalique, ставшие хитами и живой классикой: нюдово-цветочный L'Amour с акцентом на жасмине и белом мускусе, эталонный ветивер Encre Noire и, конечно, ягодно-мускусный Amethyst. Отдельно стоит упоминания суперхит девяностых Weekend for Women Burberry — одна из первых сольных работ парфюмера. Также обязателен к знакомству жасминово-фруктовый Donna Trussardi 2011 Trussardi. Оригинальный Sicily от Dolce & Gabbana найти уже проблематично, но в 2018 году Лорсон создала его реинкарнацию Sicily для бутиковой линейки бренда. Кстати, о нишевых и бутиковых линейках: обязательно познакомьтесь с работами Натали для Lancôme: Peut-Etre, Parfait de Rôses и Iris Dragées. В этих ароматах она показывает другую грань своего стиля — яркость, сочность, полнотелость без мускусных передозировок и мыльных цунами.
Анник Менардо, мастер-парфюмер компании Symrise
Ещё одна легенда, которой мы обязаны множеством народных хитов и бестселлеров. Главные из них были созданы в годы её работы в Firmenich, и лишь в 2018 году Анник Менардо перешла в компанию Symrise. Стиль парфюмера, как и любого из её коллег, всю жизнь работающих преимущественно для люксового сегмента, характеризуется ювелирным балансом, а ароматы доступны к пониманию и ношению. Однако есть в нём иособенность: Анник хороша в ориентальных аккордах, построенных на основе пышных цветов и сладких пряностей. Знакомство с её творчеством стоило бы начать с одним из лучших фланкеров — Hypnotic Poison Dior — ярким, густым фруктово-древесным ароматом со сливой, ванилью и миндалём, а продолжить Lolita Lempicka Lolita Lempicka —пряно-гурманской композицией с нотами бадьяна, лакрицы, пралине и ванили. Однако мастер-парфюмеры не зря носят свои титулы. Менардо также выступила соавтором двух мужских ароматов на модную в конце девяностых свеже-акватическую тему: Acqua di Gio Giorgio Armani и Boss Bottled Hugo Boss. Их стоит попробовать тем, кто хочет узнать, откуда растут ноги у современных мужских фужеров со средних полок парфюмерных супермаркетов. В 2005 году вышел один изглавных ароматов Анник Менардо — Hypnôse Lancôme — который она создала вместе с нынешним штатным парфюмером Guerlain Тьерри Вассером. Эта пьянящая композиция на тему ванили и страстоцвета сегодня уже вряд лиможет называться актуальной, но совершенно точно это один из главных ароматов Lancôme и двухтысячных вообще. Не обходите вниманием не самый популярный, но очень красивый Illusione for Her Bottega Veneta, в котором Анник Менардо и Амандин Клер-Мари предложили необычное сочетание листа инжира и оливкового дерева. Мой обзор на него можно найти на Аромо. В нишевом сегменте также есть, что понюхать. Например, два аромата для Amouage — Portrayal Woman и Overture Woman. Первый — древесно-жасминовый, второй — смолистая кожа с пряностями и фруктами. Всеми забытый и мало кем понятый Peau d'Ailleurs Starck предлагает необычное сочетание холодного, зеленого ревеня, влажной земли имускуса. Rose America и Memory Motel для Une Nuit Nomade также стоит внести в список для знакомства, но прежде можете почитать их обзоры, которые я недавно написал. И, наконец, мой любимый аромат Меннардо — Close Up Olfactive Studio. Пахнет вишнёвым вареньем, бобами тонка и самым красивым цветком душистого табака из всех, какой я только смог найти за всё время работы.
Калис Беккер, парфюмер, директор школы и вице-президент компании Givaudan
Представители русского дворянского рода Азанчеевых-Азанчевских, бабушка и дед Калис Беккер бежали в Париж после Октябрьской революции. Сама Калиса Борисовна родилась уже в Париже, где в будущем и приняла решение стать парфюмером, поступив в школу Roure Bertrand Dupont (нынешний Givaudan). Портфолио Беккер не так велико, но стиль парфюмера определяется достаточно чётко: яркий, динамичный, экспрессивный — идеальный для создания ароматов в премиальном сегменте. Беккер любит работать с пряными, цветочными, гурманскими и бальзамическими аккордами, соединяя их в ясные и прозрачные парфюмерные конструкции без какофонии и грязи. Однако главная работа Калис — хрустальный, фруктовый жасмин J’Adore Dior. Выпущенный на рубеже веков, этот аромат несколько раз становился самым продаваемым в мире, к тому же он до сих пор — один из самых фальсифицируемых продуктов Dior. К сожалению, оригинальная композиция была несколько раз реформулирована бывшим штатным парфюмером Dior Франсуа Демаши и в современном виде сильно отличается от оригинала, вышедшего в 1999 году. Подробно J’Adore и его феномене можно почитать в отдельном материале. Следующим большим трудом парфюмера, с которым стоит познакомиться, стали ароматы для марки By Kilian. Беккер создала более тридцати ароматов для бренда, в числе которых суперхиты: зефирно-флердоранжевый Love, don't be shy, пряно-кофейный Intoxicated, цветочно-тропический Playing With The Devil, густой розно-ванильный Woman in Gold и пряно-гурманский Back to Black. Обязательно попробуйте Velvet Orchid — фланкер Black Orchid от Tom Ford, а также Dylan Blue Pour Femme Versace. Ну и мой личный фаворит в портфолио Калис Беккер — Caftan Yves Saint Laurent —сладкий, праздничный ладан, сливочная помадка на пасхальном куличе и робкое тепло весеннего солнца.
Анн Флипо, парфюмер компании IFF
Парфюмер, которого прозвали «королевой садов», потому что цветочные аккорды, на которых специализируется Анн Флипо, всегда тяготеют к максимальной естественности. Её портфолио почти нацело состоит из люксовых ароматов, в нишевом сегменте она появилась лишь в начале своей карьеры, а затем полностью сконцентрировалась на мейнстриме. Конечно, это повлияло на её стиль, который можно охарактеризовать как чистый, светлый, также нарочито глянцевый и без использования необычных художественных приёмов или аккордов при создании парфюмерных композиций. Все большие и успешные работы Анн Флипо создала в 2010-х годах, многие из них— в соавторстве с другими парфюмерами компании IFF. Начинать знакомство с творчеством стоит с главного аромата марки Lancôme La Vie Est Belle. Эта «сахарная бомба» не нуждается в представлении, но немногие знают, что именно она— самый популярный в мире гурманский аромат, вдохновившийся однажды Angel Mugler. Бестселлер, созданный командой парфюмеров IFF, в числе которых, помимо Анн Флипо, Доминик Ропьон и Оливье Польж. Другим большим релизом в карьере Флипо, который достоин внимания, стоит отметить L’Homme Yves Saint Laurent. Он также создан в команде, но ароматы такого уровня почти всегда создаются несколькими парфюмерами. Особенно хорош один из фланкеров оригинала — La Nuit de L’Homme. Ещё один хит последних лет — белоцветочно-фруктовый L'Interdit Givenchy, созданный вместе с Домиником Ропьоном и Фанни Баль. Не забывайте и о двух бестселлерах Paco Rabanne Invictus и Olympéa, но главное — об их же ягодно-медовом жасмине Lady Million. И, наконец, главный люксовый релиз последних лет бренда Yves Saint Laurent — Libre — также создан Анн Флипо, и также в соавторстве. На этот раз с Карлосом Бенаимом, о котором говорилось в прошлой части. Если же двинуться от большого люкса в нишевый сегмент, то внимание стоит обратить на La Chasse aux Papillons и La Chasse aux Papillons Extreme L'Artisan Parfumeur, Basil & Neroli и Honeysuckle & Davana Jo Malone, Desert Eden от Estée Lauder и, конечно, Synthetic Jungle Frederic Malle. Всё это —сольные работы парфюмера, в которых она оправдывает свой титул королевы садов.
Соня Констан, парфюмер компании Givaudan
Соня Констан — одна из главных звёзд корпорации Givaudan и самый интересный парфюмер в этом списке лично для меня. Несмотря на то, что, как штатный парфюмер, она разрабатывает композиции преимущественно для мейнстрим-продуктов, именно благодаря её работам вырос интерес к марке Narciso Rodriguez, в рамках которой она создала несколько красивых ароматов: Pure Musc For Her, Fleur Musc for Her и Narciso Rouge. А в соавторстве с Квентином Бишем и Луизой Тёрнер Констан разработала Angel Nova Mugler, и его тоже стоит попробовать, чтобы понять общую тенденцию развития парфюмерии. Однако особенно хороша Соня в создании духов для премиального и нишевого сегментов. Констан не только прекрасно конструирует аккорды типа кульфи или уда, но и детально их прорабатывает. Самые интересные её работы можно найти, например, у Tom Ford: лучшее высказывание на тему кожи Ombre Leather (во всех версиях), амброво-гурманский Noir Pour Femme и туберозно-ванильный Orchid Soleil. У Carner Barcelona непременно стоит познакомиться с бальзамическим Rima XI и «Black Afgano здорового человека» Cuirs. Прекрасные и витальные Dom Rosa и Fleuve Tendre найдёте у Les Liquides Imaginaires, а игристое полусладкое с малиной и абрикосами — в Rouge Rubeus Milano. Ко всему прочему у Констан есть свой собственный бренд Ella K Parfums, в рамках которого парфюмер выпускает ароматы, посвящённые дальним странам, в которых ей удалось побывать. Каждый из них стоит внимания.
В следующей части поговорим о молодых парфюмерах, которые уже стали звёздами, но совсем недавно начали свою карьеру.