
Sex всё ещё sells? Как менялась концепция сексуальности в парфюмерии
С каждым годом производители парфюмерии всё чаще предлагают гендерно-нейтральные ароматы. Премиальные и нишевые линейки почти всегда оставались верны этой концепции и на ней же основывались, но теперь говорить об универсальности ароматов стало едва ли не гребнем модной волны, хотя очевидно, что все без исключения ароматы в мире гендерно нейтральны в отношении их использования. Однако разделяют эту прогрессивную мысль далеко не все потребители. И большинство производителей, понимающих, что их цель — получение прибыли, продолжают обещать с рекламных плакатов, что аромат Х сделает женщину чувственной соблазнительницей, свободной и нежной, а аромат Y придаст любому мужчине мужественности, харизматичности и сексуальности. В своём новом материале Валерий Михалицын пытается разобраться, почему темы секса и сексуальности в парфюмерии так важны, и как она стала искусством.
Секс — главная движущая сила человечества, а парфюмерия не всегда была искусством. Местом её зарождения парфюмер и автор «Парфюмерной энциклопедии» Юджин Риммель называет Древний Египет, а египтян — первыми людьми, принесшими в мир само понятие благовоний. Но древние благовония, разумеется, довольно сильно отличаются от привычной нам парфюмерии — изначально они не были сложными по составу и предназначались исключительно богам. Несмотря на то, что в языческих культурах божества были четко персонифицированы, жертвенные подношения для них мало чем отличались. Возможно, потому что у людей не было большого выбора материалов, из которых они могли бы приготавливать свои ритуальные составы для возжигания, а возможно и потому, что понятия мужского и женского запаха изначально просто не существовало.
Древний мир, как и современный, был в большинстве своём патриархальным, и роль женщины в нём отличалась от роли мужчины, хотя бы потому, что в силу своих физических возможностей мужчины чаще женщин были воинами, а война — одним из главных занятий того времени, делающих возможным все остальные виды деятельности вообще. Красота и украшательства всегда были привилегией сильных, а право сильного принадлежало воину, которым и был, в первую очередь, монарх. Градация же на нежную (феминную) и грубую (маскулинную) красоту возникла по той же военной причине, когда правители перестали принимать непосредственное участие в битвах, а на смену их ежедневным доспехам, в подражание жреческим, пришли сложные церемониальные одежды, непригодные для мгновенного вступления в бой. В своих походах армии добывали украшения, красивые ткани, вина и сырьё для изготовления благовоний, но всё это не было нужно в быте военной жизни. Трофеи преподносились тем, кто ждал возвращения воина домой — повелителю и близким людям. Причём под близкими людьми не всегда имелись в виду женщины (жена, возлюбленная, мать, сестра, дочь) — понятие утончённой красоты, прекрасной слабости было применимо и к мужчинам (как правило, любовникам). Но именно война сделала мужчину «сильным полом», а не участвующую в битвах и более миролюбивую женщину (к тому же вынашивание, рождение и воспитание детей требует огромного вложения сил, ресурсов и стабильности) — «слабым». На основании этого разделения появились до сих пор актуальные паттерны поведения, которых люди придерживаются вне зависимости от их биологического пола.


Первый шаг от бога к человеку парфюмерия сделала, когда люди научились изготавливать вытяжки и экстракты из растений и цветов с помощью винного спирта, растительных масел и животного жира. Смолы и древесина оставались уделом ритуального огня. Жидкие ароматные составы предназначались уже не только божественным идолам — их начали использовать жрецы, символизируя прямую связь с теми, кому они служат. Вслед за жрецами и по той же причине ритуальные благовония дошли до монархов. Когда же их начала использовать и аристократия, парфюмерия перестала быть исключительно сакральной вещью и подала первые признаки искусства. Так она стала духами. Впрочем, это всё равно не делало её доступной. Однако если до этого использование благовоний человеком считалось едва ли не кощунственным, то теперь духи стали роскошью. Солдаты и простые люди считали, что роскошь — удел изнеженных королей и знатных женщин, противопоставляя себя им и обвиняя их в развращённости и праздности. Но чем больше внешней роскоши и блеска в женщине, тем более она желанна и тем менее доступна.
Посмотрев на современный мир, можно уверенно сказать: мало что изменилось с древних времён, а мода и парфюмерия почти целиком и полностью предназначены женщинам с единственной целью, чтобы мужчины (и другие женщины, придерживающиеся мужского паттерна поведения) ещё больше их хотели. В качестве подтверждения сказанного можно привести цитату из предисловия Парфюмерной энциклопедии Риммеля:
«В надежде на то, что эти знания, практический опыт парфюмера и материал, собранный во время поездок по разным странам, могут представлять интерес для некоторых читателей и, в особенности, читательниц, я опубликовал в «Englishwoman`s Magazine» серию статей по истории парфюмерии и косметики».


Итак, в сознании потребителя парфюмерия, как и мода, предназначены женщине с одной лишь целью — повысить её привлекательность. Сексуальный подтекст и мотив парфюмерии прослеживается от момента её десакрализации. Именно желанием привлекать и соблазнять мы обязаны появлению терминов «феромон» и «афродизиак». О способности запахов воздействовать на нервную систему человека и его эмоциональное состояние также известно с древних времён. И этим знанием пользовались все, кто имел возможность. Фактически духи в стали чем-то вроде легального колдовства. А магия и мистерии, как известно, считались вотчиной женщин и физически слабых мужчин. Однако первые парфюмеры были мужчинами. Они долгое время оставались единственными представителями профессии, и лишь в XX веке этот закрытый мир начал принимать женщин на роль не только потребителей, но и создателей. Индустрия парфюмерии до сих пор считается одной из самых закрытых в мире, но количество женщин в ней неуклонно растёт — и уже сегодня их больше, чем мужчин. Возможно, потому что женщина лучше мужчины знает, что нужно другой женщине. Но также и потому, что мир стал более эмансипированным и спокойным.
До конца Второй Мировой Войны ароматы (к тому времени парфюмерия стала твердо стоящей на ногах промышленной индустрией) не разделяли на мужские и женские, все они, как это принято сейчас говорить, были гендерно нейтральными, поскольку в разделении не было социальной необходимости. Хотя некоторые историки небезосновательно называют началом градации первое десятилетие ХХ века: Voilette de Madame и Mouchoir de Monsieur — оба от Guerlain — вышли в 1901 и 1904 годах соответственно. Одни и те же ароматы появлялись на мужских и женских туалетных столиках и, вероятно, никому даже в голову не приходило искать в духах женственность или мужественность. Нужны были приятный запах и его гармония. Последующее относительно спокойное в военном плане время породило запрос на создание сексуального маркера, отличающего невоюющего мужчину, но потенциально способного это делать, от женщины. Очевидно, что ни один парфюмерный материал не имеет в своём запахе никаких гендерных признаков. Но они были созданы искусственно с целью увеличения рынка сбыта и, соответственно, получаемой прибыли. Вообще, вся новейшая история парфюмерии — это история маркетинга. И этот маркетинг основан напрямую на первобытной сексуальности, ни капли не изменившейся в своей сути с зари человечества.


Производители сделали ароматы новым полем военных действий, на котором мужчины и женщины действуют по тому же принципу, что и тысячелетия назад. Все стереотипы мужественности и женственности, как и паттерны поведения, были прилежно перенесены на эту импровизированную сцену, где завоеватели снова завоёвывают, а соблазнители — соблазняют. Маркетологи покусились на святое — поделили на мужские и женские парфюмерные ноты и ингредиенты. Мужчинам отдали древесные, цитрусовые, амбровые, нередко пряные ноты, символизирующие силу защитника, добытчика и воина, власть, серьёзность, уверенность и т.д. Женщинам — цветы, фрукты, сладости и прочие нежности как знаки плодородности, чувственности, соблазнительности, заботы и мягкой силы. Но без маркетинговых скреп эта конструкция, разумеется, разваливается даже от дыхания. Как быть, например, с розой, на самом деле не ясно. В европейской парфюмерной традиции она считается стереотипно женским цветком, в арабской — мужским. Но так или иначе, это война за секс. В восьмидесятых годах ХХ века, в период расцвета сексуальной революции, эта война и в парфюмерии достигает своего первого пика. Выходят рекламные кампании, в которых упор сделан именно на мужскую и женскую сексуальность. Ароматы преподносятся как тайное оружие, с помощью которого битва за партнёра для спаривания будет более эффективной. Интересной особенностью стоит считать парфюмерные этикетки. Они, как и форма флакона, его цвет и реклама, составляют больше половины успеха продукта. Будучи эфемерной и иллюзорной, неодинаковой и изменчивой в восприятии, парфюмерия укрепляет себя с помощью четкой адресации for him/for her, pour homme/pour femme. И если в случае с более податливой собственным чувствам и эмоциям женщиной этикетки не играют такой важной роли, то большинство мужчин настолько не уверено в собственной мужественности, что необходимость в соответствующем маркере на этикетке является принципиальной. Зато под ярлыком «For Men» мужчинам можно продать любой аромат. Буквально любой.
Вообще, из-за демонизации и табуирования темы секса, возникших исторически, люди преступно мало знают о собственной сексуальности. И лично мне кажется это мракобесием, как разделение ароматов на мужские и женские и использование парфюмерии в качестве средства соблазнения. Но эта сила маркетинга и стереотипов уже так велика, что бороться или не считаться с ней бесполезно. Хотя история знает вполне успешные случаи этой борьбы. В 1994 году вышел первый унисекс-аромат CK One от Calvin Klein, который хорошо показал себя в продажах и доказал, что некоторые потребители действительно устали от навязывания стереотипов про настоящих мужчин и женщин. Но выигранная битва не всегда означает выигранную войну.


Со временем стало появляться больше ароматов, предназначенных всем гендерам, в том числе даже звёздных (Girl Pharell Williams, Frankie Ariana Grande), а развитие так называемой нишевой парфюмерии с присущими ей историями и легендами значительно сдвинуло вектор её восприятия в сторону искусства. Однако люксовый и массовый сегмент даже не думают оставить золотого тельца, имя которому — потребительское желание сексуальной состоятельности и удовлетворённости. Их бюджеты позволяют диверсифицировать производство, чтобы выпускать «нишевые» линейки, максимально охватывая потребительские группы. Что будет, если мейнстрим-парфюмерия вдруг перестанет эксплуатировать тему секса, а сосредоточится на искусстве и интеллектуальности? Она перестанет существовать, поскольку вне зависимости он того, что там говорит производитель, потребители знают, что парфюмерия — средство для повышения собственной привлекательности. А истинную, глубинную, бессознательную ценность для человека имеет только сексуальная привлекательность, и никакая другая. Чистое искусство и интеллектуальность интересны крошечной группе людей, на которых невозможно заработать необходимые для питания огромной машины деньги.
Однако окружающая действительность наглядно демонстрирует уверенное движение в сторону свободы от устаревших стереотипов. Через каких-то пятнадцать-двадцать лет мы, скорее всего, увидим новую маркетинговую парадигму, а возможно, что и новую парфюмерию. Несмотря на то, что консервативные медиа говорят о вопиющей развращённости и ослаблении всего человечества за счёт его катастрофической феминизации, современные люди гораздо более мужественны — потому что требуется настоящее мужество, чтобы заявить о своей уникальности, отделиться от толпы и её стереотипов и не бояться говорить и делать то, что любишь. Может показаться, что такое кощунственное попрание замшелых гендерных традиций станет причиной социального хаоса, в котором будут уничтожены сами скрепы, хранящие человеческую цивилизацию, но в них уже давно нет необходимости, потому что человечество повзрослело. И парфюмерия взрослеет вместе с ним. Она — неотъемлемая часть социума и времени, как мода, фотография или кинематограф, и будет изменяться вместе с ним. В какой-то момент секс, возможно, перестанет быть настолько острой темой для человека — и «большая» люксовая парфюмерия откликнется на это изменение, сделав его лишь одной из множества своих тем.
Комментарии
30Ну или "У Маньки есть, мне тожа нать"... Такая позиция популярна в не меньшей степени.
Потом это все можно опять-таки с чувством достоинства (а на самом деле, с чувством глубокой стыдливости) объяснять это консерватизмом, устоями, традициями, воздевать детей и "прадидов" на штандарты своей веры.
На самом деле, это просто обычная трусость. И недалекость. Нежелание развиваться и эволицонировать. Для человека вообще свойственна инертность, ленность. Мы очень туго идем на перемены. Но легко поддаемся на обман.
Этим, кстати, успешно пользуются те же умные маркетологи.
Annick Goutal давно разливает одни и те же духи в разные флаконы с маркировкой Мэ и Жо. И все счастливы, мужик радуется, что он пахнет по-мужски, женщина довольна своим женственным ароматом. По итогу, оба пахнут одинаково с поправкой на гормональный, Ph-, и еле какой-нибудь фон.
Тот же пресловутый Eau de Sauvage Рудницка делал как женский. Но потом что-то пошло не так, на рекламных постерах стали изображать полуголого мужика в ванной, потом вообще налепили Алена Делона и вуа-ля: теперь это олицетворение мужского одеколона. Да еще и с маркировкой "классический"...
Про Жики та же история..
Да и "наше-всё" Том Форд однажды признался, что его Черная Орхидея задумывался изначально как мужской. Вот подлец-то, да?!
И когда в следующий раз вам будут рассказывать всякие glupo сотоварищи о том, что аромат, дескать, призван служить одной цели: заманить самца или самку в койку, вы вспомните, как пахли волосы вашей девушки тогда, на исходе июня, у реки. Или полированная солнцем кожа вашего парня. А потом попытайтесь придумать парфюм с этим запахом. Или рассвет в пионерском лагере, туман над озером и рыбалку с отцом, запах речной воды и рассветной липы над озером. И это ж надо как-то прицепить к гендерной привелкательности, да?
Я не говорю о стереотипной люксовой парфюмерии. Там нет искусства, нет мысли. Это модульное ремесло. Кстати, те же амбродеревяшки уверенно кочуют уже который сезон из одного гендера в другой и ничего, и всё слава богу мирно. Люди любят обманываться. Люди не любят быть сами собой. к сожалению, это до сих пор... стыдно (!)
Если отбросить все эти мантры разумистов, которые якобы пользуются парфюмерией «для себя» и посмотреть правде в глаза, то духи нужны людям, чтобы привлекать партнёров запахом. Цветы это чистота, естественность, беконечный круговорот жизни. Древесные ароматы это единение с природой исходя из мужского фаллического начала, фундаментальность, сила, магия леса. И так далее. А что с новомодными ароматами смерти или скажем синтетическими запахами? Люди не могут в здравом уме хотеть пахнуть горящими помойками или выделениями бобров. Но знаете, что ещё страшнее? Гурманские ароматы они же про лакомство, драгоценные изысканные угощенья, опьянение от потребления (гедонизм, да?). Например, так любимый Валерой Mugler — Angel или его собственнные ароматы, которые всегда про аспект вкуса. Выходит, что люди находящиеся в дрёме повседневности, живущий не осознанно, поглащая такие тексты и пользуясь ароматами еды (ведь нам всем тут говорят, что это нормально, это хорошо) для привлечения партнёров фактически хотят быть... съедеными! А те, кому нравиться обонять это с другого никто иной как каннибал! Окно Овертона в действии.
Здравомыслящие и свободные от сегодняшней повестки люди могли обратить внимание, что этот текст выходит ровно после сильнейшей вспышки Шумана, которая прямо воздействует на вакцинированных (читай чипированных). По косвенным признакам типа тональности текста автора становится кристально ясно, чего на самом деле добиваются «тёмные» затеяв пандемию. Стереть все гендерные различия, первернуть традиции вверх дном, разрушить фундамент самой жизни. И парфюмерия это всего лишь ещё одно поле битвы.
А теперь задумайтесь... почему IFRA отменяет натуральные компоненты подсаживая мир на синтетическую иглу до конца не изученных соединений ТИПА пахнущих мхом, цветами, землёй, чистым постельнымы бельём и даже шерстью животных? Аллергия? Не смешите меня. И почему бренды идут на поводу у этого тайного ордена (я не сторонник теорий заговоров, но попробуйте найти информацию о целях и структуре этой «организации» очень удивитесь), которому верили судьбу целой индустрии, которая завязана на одном из органов восприятия мира и напрямую связаного с сексуальностью? Что на самом деле эти каптивы и молекулы делают с людьми? Какими мы станем через 10-15 лет? Вопрос риторический.
Мужчины, пользуйтесь мужскими духами. Не ведитесь на пропаганду хитрых Валер, которым нравиться пахнуть цветами (то есть женщинами), или что ещё страшнее не ведающих в чьих интересах они действуют людей.
Будьте здоровы и берегите себя!
А какое у вас отношение к мужчинам носящим скажем стереотипно «женские» ароматы или нотки (цветочные, компотики, мускусы, да тот же Angel)? Мозг же ломается немного от диссонанса, не?
И за бобров обидно стало. То есть все, кто носят Опиум, Палому или некоторые Амуажи и ещё кучу всего с той самой струёй, все не в здравом уме? Ну, как же так-то? За что? :))
> все не в здравом уме
Это уже проекции. Написано то, что написано про соло животинку.
И Опиум не пахнет исключительно выделениями животных. В целом приятный аромат.
PS не поймите меня превратно, я не женоненавистник, я говорю лишь о том, как это происходит. Есть ли в мире вещь, которую придумала женщина для женщин, но носят мужчины. Мужчины, а не Валеры.
Спасибо!
А будете ли вы носить духи, которые точно нравятся вашему бойфренду, при том, что вы их терпеть не можете? К примеру, ему нравится, когда от вас пахнет ладаном, при чем очень дымным?:)
А ниша пока что пытается усидеть на двух стульях: для потребителя традиционных взглядов предлагает "драгоценные ингредиенты, особенные концентрации", для людей новых взглядов - унисекс, фьюжн, слезы единорога. Уникальность как один из вариантов той же сексуальной привлекательности.
Жду с нетерпением, когда начнут отделять мух от котлет.