Алена Чудакова

Создавая легенды: Франсуаза Донш и Givenchy

Среди ароматов, которые мы, задумываясь, можем причислить к легендарным, парфюмерное наследие Givenchy займет не последнее место. Любопытно, что в каждом поколении найдется свой фаворит. Здесь будет и знаковый, первый запуск дома — созданный персонально для Одри Хепберн L`Interdit, и последовавшие за ним хиты: Givenchy III, Ysatis, Amarige, Organza, Pi, а также более поздние бестселлеры — Very Irresistible, Givenchy Pour Homme, Play, и, конечно же, Ange ou Demon. За большинством из этих запусков стоит личность элегантной Франсуазы Донш, в течение нескольких десятилетий поддерживающей дух Givenchy в своей ежедневной работе, являясь связующим звеном между парфюмерами, дизайнерами, отделами маркетинга и обучения внутри модного дома.

Francoise_Donche-Givenchybeigestellt_1370530706648138.jpg

Франсуаза родилась в большой французской семье, члены которой успели поработать в самых разных странах, включая Россию, Сирию, Марокко, Швейцарию, Австрию, Германию и Израиль. Здесь часто звучали истории о путешествиях, культурных и социальных различиях. Первые воспоминания об ароматах связаны с работой матери Франсуазы, которая, будучи поваром, рассказывала ей о вкусах и ароматах. Так, ей запомнился запах горячего молока и шоколада. Запахи природы тоже оставили свой след: например, это был запах дров, или нарциссов. Парфюмерный мир с его богатым спектром ароматов 1970-х годов она открыла в подростковом возрасте. Для себя Франсуаза выбирала шипры, такие как Givenchy III и Niki de Saint Phalle, которые были своеобразными архетипами поп-звезд и моды тех лет. Студенческие годы Франсуазы были посвящены изучению международной торговли в Женеве и английской литературы в Кембридже.

Карьера Франсуазы Донш началась в 1979 году в модном доме Yves Saint Laurent в качестве менеджера по маркетингу. В 1982 году, уже работая, Франсуаза Донш закончила аспирантуру ISIPCA, где её специализацией была экспертиза ароматов. Это было частью политики YSL: компания ценила непрерывное образование для своих сотрудников. Первым крупным проектом, в котором она приняла участие, был мужской аромат Коuros pour Homme, впоследствии ставший важной вехой в истории парфюмерии. 

В 1987 году Франсуаза перешла в Givenchy, где в её обязанности входило как сохранение существующего наследия марки, так и создание новых ароматов. Необходимо было поддерживать выпуск классических L`interdit, Gentleman и Ysatis, создавая при этом новые успешные проекты, отражающие философию дома, основанную на исключительности, изобретательности и процветании.

«Юбер де Живанши был похож на Кэри Гранта — с голубыми глазами. Высокий и статный. Всегда элегантный и скромный. Это то, что восхищало в нем больше всего. Я помню, как впервые представила ему аромат Amarige. Мне был 31 год, и первое, что он сказал, было: "Знаешь, я не эксперт в парфюмерии". Это прозвучало очень скромно и доброжелательно. Другие дизайнеры на его месте сразу бы озвучили свои варианты дальнейшей работы. Вы знаете, в определённый промежуток времени он одевал половину королевских семей в Европе, среди них были королевы Испании, Швеции, члены британской королевской семьи. Он всегда был аристократом. Однажды я встретила Одри Хепберн, и мне очень понравилось, как она двигалась. Она была удивительно грациозной, как газель. Я запомнила её любезной и вежливой. Она очень любила Юбера».

Для Франсуазы в её работе было важным авангардное видение места женщины в индустрии, что особенно заметно в доме Givenchy. Сам Юбер де Живанши вырос, видя сильный характер матери, ведь она овдовела, когда ему было всего 3 года. Она была стойкой и независимой, став образцом для подражания как для Юбера, так и для его брата. Это во многом объясняет, почему кутюрье окружали женщины, которых он очень уважал. Он восхищался ими, независимо от цвета их кожи и канонов красоты, что было новаторским в то время. Кроме того, на него очень повлияла тесная дружба с Одри Хепберн.

До конца 1970-х годов ароматы Givenchy отражали эстетику и образы французской жизни. В них был парижский характер. С дебютом Eau de Givenchy в 1980 году ароматы дома начали впитывать американскую культуру, а также актуальные тренды того времени. Приняв в работу весомую коллекцию и поддерживая её выпуск, Франсуаза Донш дала жизнь новым ароматам, которым суждено было получить знаковый статус и завоевать любовь покупателей. Это были звезды 1990-х: пышный цветочный Amarige, заключённая в уникальной формы скульптурный флакон Organza, смелый Pi с его восточными, гурманскими гранями. Новый век и новый успешный запуск — сладко-цветочный Hot Couture, за которым с разницей в три года «выстрелили» сразу два запуска: беспечный Very Irresistible, лицом которого стала актриса Лив Тайлер, и хитовый Ange ou Demon, чья композиция и лаконичный внешний облик точно отразили ДНК бренда. А были ещё и популярные Dahlia Divin, Gentlemen Only, Eaudemoiselle, и высокая линейка L’Atelier de Givenchy.

Франсуаза разрабатывала идеи будущих композиций и сотрудничала с выдающимися парфюмерами своего времени, среди которых — Альберто Морийяс, Доминик Ропьон, Оливье Кресп, Софи Лаббе, Карлос Бенаим, Франсуа Демаши. Помимо этого, Франсуаза Донш была неким «медиатором» между парфюмерным подразделением и креативными директорами модного дома. Так, она отмечала, что Александр Маккуин постоянно привносил невероятные концепции и менял план действий, в то время как Рикардо Тиши подходил к каждому проекту с определёнными идеями и чётким видением.

«Создание аромата требует большой сосредоточенности, это очень кропотливый процесс. Нужно постоянно регулировать баланс ингредиентов: каждый из них обладает своим темпераментом. Я работаю с характером и духом этих веществ. Это отчасти наука, а отчасти страсть. Я часто приглашаю семь или восемь коллег высказать свое мнение об аромате, над которым я работаю. Также встречаюсь с маркетинговыми командами, чтобы рассказать им о текущих делах. Каждый проект стартует примерно за 10 месяцев до поступления аромата в магазины.

Дважды в неделю я беру образцы и иду к станции метро. Там спрашиваю людей, ждущих поезд, и прошу высказать свое мнение о прототипах будущих ароматов. Ещё люблю посещать Лувр или универмаг Gallery Lafayette. Поскольку ароматы Givenchy интернациональны, очень важно получить отклики не только от французов. Я считаю, что туристы дают мне самые честные ответы. Если вы проводите слишком много времени в лаборатории, то теряете связь с конечным потребителем».

В настоящее время Франсуаза Донш оставила свой пост, однако специалисты парфюмерного подразделения Givenchy часто обращаются к ней за советом, учитывая колоссальный опыт и глубокую связь с модным домом. Сама Франсуаза отмечает, что в настоящее время люди сосредоточены на экологичности, долговечных продуктах и, что наиболее важно, творениях, передающих истинное качество и способных вызывать эмоции. Ведь в этом стремительном мире покупателей нет времени на бесполезные ароматы и бесконечные разочаровывающие попытки и пробы.

Алена Чудакова
Алена Чудакова
Редакция Aromo
Эссе
Эссе
753 статьи
1
4630
Предложения от партнеров: наборы парфюмерных пробников 8 в 1
Топ селективных ароматов для нее

Комментарии

1
Изабо Буатетт 31.05.2021 в 21:11
Спасибо, очень интересно! Интересный эксперимент - приходить в людные места, музеи! Мудрое решение и интересный опыт.
Ответить
0
0

Лучшие статьи

Парфюмерные итоги 2024 года
Парфюмерные итоги 2024 года