Есть ли у российской авторской парфюмерии будущее?
Российская авторская парфюмерия находится в двояком положении. С одной стороны, сейчас, когда многие мировые бренды ушли с российского рынка, казалось бы, нет ничего проще, занять их нишу. Ведь «свято место пусто не бывает». Почему нельзя просто взять и пойти путем российских брендов одежды, которые с успехом заменили и Zara, и Mango, и H&M, и еще целый список брендов одежды, нужды в которых в данный момент у покупателя вроде бы и нет?
Парфюмерия не может пойти по такому пути. Во-первых, одежда – это все же некая шаблонная история. Расшифруем данную мысль. Классическая белая хлопковая рубашка это концепт. Это единая картинка, репрезентации которой отличаются лишь разнообразием брендов и цены. Внешний вид у классической белой рубашки стандартный для всех марок и цен, материал идентичный – хлопок, назначение одинаковое – для деловой сферы. С парфюмерией это не работает. Если мы и возьмем единую картинку «гурманика» или «альдегиды», то репрезентация у всех брендов и авторов разная. Поэтому российская авторская парфюмерия не может заменить иностранный люкс или нишу, как и иностранный люкс с нишей не смогут заменить российскую авторскую парфюмерию. Эти понятия уникальны сами по себе.
Во-вторых, российский парфюмерный крафт не может (или не хочет) продавать свою продукцию за адекватную цену, как сделали некоторые российские марки одежды. На фоне ситуации, в которой многие парфюмерные бренды ушли с российского рынка (причем, некоторые из них продолжают спокойно поставляться через «серый рынок» по более высоким ценам), потенциальный покупатель хочет найти для себя выгоду при покупке российских марок и уж никак не ожидает, что крафт будет стоить как бутиковая линейка Dior.
В-третьих, российская авторская парфюмерия зачастую ориентируется не на спрос и запрос потребителя в тех или иных направлениях ароматов, а на самовыражение и самореализацию. Иногда вкусы автора и «зрителя» могут не совпадать. Правило «я – художник, я так вижу» здесь не работает. Иначе этот «художник» рискует остаться голодным, но со своими «картинами». Отсюда низкая рентабельность.
И, в-четвертых, блогеры и инфлюенсеры не очень охотно берут на рекламу авторскую парфюмерию, некоторые и вовсе не стесняются презрительно заявлять, что не признают авторскую парфюмерию и иногда не считают ее парфюмерией вовсе. Хорошо, если эвалюаторы и инфлюенсеры оценивают авторский аромат как подходящий для диффузора или свечи. А если и вовсе фукают и морщатся? Так себе реклама. Наверное, правило «черный пиар тоже пиар» здесь также не действует.
Как найти выход из этой ситуации?
У авторской парфюмерии наметилось несколько векторов развития.
1. Авторская парфюмерия может пойти по пути вдохновения бестселлерами мировых марок.
Так, например, поступили Milaparfums с ароматом Cherry. Уж сколько вишен перепробовали любители парфюмерии от Tom Ford Lost Cherry до Bouge Drunk Cherry, Max Philip Cherry и др.! Однако, возможно, именно Milaparfums будет той самой Cherry, которая вам нужна. Конечно есть риск, что автора могут обвинить в копировании или цитировании, но здесь уже многое зависит от автора. Сколько "парфюмерной информации" он внес от себя лично и сколько "скопировал".
2. Российская авторская парфюмерия может пойти по пути солифлоров. Данное направление было четко задано маркой Jo Malone, хотя они не единственные и не первые на мировом рынке, кто успешен в простых и понятных композициях. В данном направлении можно вспомнить Евгения Фирсанова и его марку Reflexion. Его крайне успешный Pivoine может побороться с пионами заморской ниши и, тем более, люкса. Такой пион надо еще поискать.
3. Третий путь самый опасный для парфюмеров. Это путь уникальности и странности. Не все покупатели могут быть готовы к авторскому видению некоторых нот, направлений или даже целых концепций ароматов и марок. Здесь можно вспомнить Парфполочку с шершавой мятой Escalada и терпко-горькой калиной с оттенком жвачки Cummiberry Juice, а также великолепную трилогию Счастье, Печаль и Безумие бренда Un\visual, где автор показывает самое личное и сокровенное – свои ассоциации и воспоминания, связанные с детством (обзор данной марки и еще нескольких других мы сделаем в следующих статьях).
Иногда авторы увлекаются и уделяют больше внимания форме, а не содержанию. Расписанные вручную флаконы, декор, создание легенды или истории, все это может сознательно или случайно отвлекать от композиции, создавая избыточное или же совсем ложное впечатление о работе автора. Нужна ли такая помпезность? Личный выбор каждого автора.
Тем не менее, не все так плохо! Сейчас стали очень популярны выставки российской авторской парфюмерии (например, VAST), где целевая аудитория может познакомиться не просто с композициями, но и с их создателями. В таком случае и никакие посредники в виде инфлюенсеров и блогеров не нужны, так как покупатель может сделать выбор сам.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что сейчас, возможно, лучшее время для российской авторской парфюмерии, чтобы «выстрелить» и показать, что мы ничем не хуже крупных иностранных концернов и компаний с многомиллионными доходами. Но если человек\покупатель только заходит на поле авторской парфюмерии, он может испугаться излишней концептуальности. С другой же стороны, для опытных парф. маньяков могут быть очевидны некоторые изъяны в авторских композициях – провалившиеся средние ноты, невнятная или сверлящая рецепторы база, какофония нот.
Авторам нужно найти баланс, золотую середину, так как для покупателей-новичков авторская парфюмерия может быть слишком сложной, а для профессионалов в этой сфере – слишком «сырой».
Тем не менее, у меня уже наметились некоторые любимчики, о которых вскоре напишу в следующих статьях.
А каково ваше отношение к российской авторской парфюмерии? Имеете ли что-то в своей коллекции ароматов?




Комментарии