Будущее парфюмерии в руках искусственного интеллекта?
Искусственный интеллект (ИИ) улучшает многие аспекты нашей жизни: обеспечивает работу голосовых помощников, систем распознавания лиц на мобильных устройствах, проверяет орфографию и грамматику электронных писем, оптимизирует поиск в вэб-браузерах и многое другое. Косметические бренды тоже прибегают к исследованиям и технологиям, чтобы выявить факторы, способные привлечь покупателей. В этой связи они все чаще обращаются к ИИ. Сможет ли он создать более уникальные ароматы, чем человеческий нос или просто станет вспомогательным инструментом для парфюмеров?
Известно, что в 2019 году немецкий парфюмерный гигант Symrise вместе с исследовательской группой из IBM создали систему ИИ, которую назвали Philyra (в честь нимфы-покровительницы благовоний), способную изучать формулы, сырье, исторические данные об успешных запусках и отраслевые тенденции. На основе этих данных Philyra может выявить «слепые пятна» и предложить новые комбинации ингредиентов, которые с наибольшей вероятностью понравятся покупателям. Philyra постоянно оптимизируется и расширяется для удовлетворения меняющихся потребностей отрасли. В июне 2022 года была представлена версия Philyra 2.0, умеющая находить возобновляемые и биоразлагаемые альтернативы, а также способная создать новый аромат из экологически чистых ингредиентов или превратить уже существующий аромат в более экологичную версию. Как сообщает Symrise, в будущем Philyra будет более ориентирована на потребителя и сможет создавать ароматы с более сложной концепцией.
«Мы могли бы использовать искусственный интеллект, чтобы помочь нам в решении технических проблем, таких как создание более мощных, стабильных или коммерческих ароматов, но с самого начала проекта Philyra был задумана как стимул для творчества. Добавляя больше ингредиентов, предлагая нетрадиционный аккорд или нестандартно искажая аромат, Philyra помогает нам открывать и исследовать новые ольфакторные территории. Это постоянное взаимодействие человека и компьютера для создания нового и инновационного ольфакторного профиля», — старший парфюмер Symrise Пьер Константин Геро.
Первыми ароматами, созданными Philyra, стал дуэт Egeo On для бразильского бренда O Boticario. Они задумывались для поколения миленниалов, которые не боятся совершать ошибки, стремятся получать новый опыт и быть свободными в выборе. При помощи Big Data были проанализированы формулы, которые востребованы у этой целевой аудитории, а затем нейросеть предложила несколько вариантов, с которыми работала команда парфюмеров Symrise.
В том же 2019 году швейцарский парфюмерный гигант Givaudan представил парфюмерного робота Carto, который использует ИИ. Как он работает: парфюмер задействует широкий сенсорный экран, на котором выбирает ингредиенты, которые хочет соединить. Затем робот ищет для них оптимальную формулу и дозировку, после чего самостоятельно смешивает компоненты. Это происходит с такой скоростью, которая была бы не возможна при использовании традиционных методов. Однако, парфюмер по-прежнему выступает в роли создателя композиции, а Carto — в роли цифрового помощника.
Первой работой робота Carto стал аромат She Was An Anomaly для французского бренда Etat Libre d’Orange. Как признается парфюмер Даниэла Рош-Андрие, она сообщила роботу свои любимые ноты: ирис и мускус, а Carto предложил сделать их дозировку в максимальной концентрации.
Американская корпорация IFF использовала десятилетия исследований и разработок для создания ИИ в сочетании с обширной палитрой ароматов, данных о покупателях и нейробиологию для новых композиций, призванных усиливать наши эмоции. Например, туалетная вода Phantom от Paco Rabanne была протестирована на мужчинах в возрасте от 18 до 35 лет с целью выяснить какие именно ощущения вызывает у них этот аромат. Результаты показали, что когда они увеличили дозу молекулы под названием стираллилацетат со сливочно-лавандовым аккордом, у тестируемых усилилось ощущение сексуальности и энергии, поэтому эти ингредиенты занимают центральное место в финальной композиции.
В 2021 году YSL Beauty презентовали в торговом центре Dubai Mall свою передовую технологию, созданную в сотрудничестве с технологической компанией Emotiv. Это была нейрогарнитруа под названием Scent-Sation, которая использовала данные электроэнцефалографии (ЭЭГ) через собственную модель ИИ. Так, в некоторых местах в Китае, Европе и на Ближнем Востоке покупатели могли надеть гарнитуру для измерения ЭЭГ, которая помогала им определить, на какой парфюм они реагируют лучше всего. ИИ обрабатывал реакции покупателей и в течение 20 минут им предлагалось на выбор три аромата от YSL, которые скорее всего им понравятся.
Парфюмерная компания Firmenich в 2021 году разработала онлайн-инструмент Scentmate, который помогает оптимизировать и упрощать создание оригинальных парфюмерных решений для независимых косметических брендов и предпринимателей. Scentmate рекомендует лучшие парфюмерные решения, сокращая до нескольких минут этот процесс, который раньше занимал гораздо больше времени. За платформой Scentmate стоят известные парфюмеры, одна из крупнейших баз данных мировых потребителей и молодая динамичная команда.
Голландский бренд Algorithmic Perfumery позволяет клиентам создавать духи на заказ с помощью компьютерной программы на базе ИИ и специального «принтера ароматов». Для начала покупатель с помощью своего смартфона заполняет анкету на сайте Algorithmic Perfumery, затем подходит к стенду с ароматами, чтобы оценить свои предпочтения и восприятие этих запахов. После этого программа объединяет результаты, чтобы создать три образца, которые скорее всего понравятся покупателю. Они изготавливаются в течение 5 минут в режиме реального времени и за процессом можно наблюдать. Соучредитель Algorithmic Perfumery Анахита Меканик утверждает, что цель не в том, что упростить покупку парфюмерии или механизировать процесс создания, а в том, чтобы помочь людям учиться, объединяться с единомышленниками и делиться своими образцами с другими, находить что-то общее.
Молодой шведский бренд No Ordinary Scent, основанный в 2020 году, предлагает создание индивидуальных духов, используя возможности ИИ. Чтобы создать свой аромат, клиент должен загрузить на сайт три личные фотографии (например, кадры из отпуска, со свадьбы, дня рождения). Технология ИИ анализирует и маркирует фотографии, сопоставляя теги с нотами, разрабатывая собственную формулу.
«Вместо того, чтобы у вас был один фирменный аромат на всю жизнь, искусственный интеллект может позволить вашим ароматам отражать то, кем вы являетесь сегодня», — генеральный директор No Ordinary Scent Сандра Киннмарк.
Поскольку ИИ развивается во всех аспектах нашей повседневной жизни, скорее всего, он будет продолжать играть большую роль в создании ароматов. И хотя нейросеть может быть действительно ценным инструментом, разработка оригинальных и новаторских композиций требует человеческого участия, которые технологии пока не в смогут заменить. Как отмечают эксперты, работающие с ИИ, именно взаимодействие человека и машины движет творческим процессом. Ведущие парфюмеры крупных компаний видят в ИИ не конкурентов, а практикантов, которые выполняют монотонную работу. Сами же мастера могут в это время дорабатывать успешные комбинации и заниматься созданием новых ароматов, а не тратить время на подбор всевозможных комбинаций.
«Это то, что мы используем. Оно нас не использует», — старший парфюмер Symrise Давид Апель.