Аромат Янтарной комнаты
Сегодня Международный день музеев! И для меня это очень важный праздник, ведь музей – это моя любимая работа… и не просто работа, а служение, даже религия! И очень грустно, что в нынешней ситуации я лишена возможности заниматься любимым делом. Остается, как писал Александр Дюма, «ждать и надеяться».
Воспоминания и надежды всегда греют душу. Как только музеи начнут работать хотя бы для сотрудников, я первым делом обойду все экспозиции, вспомню экспонаты, тексты… И, конечно же, пройду по пустей Янтарной комнате, чтобы без суеты и толпы почувствовать ее удивительные вибрации и атмосферу. Атмосфера музея — это то, что не передашь никакими технологиями – только живой душой и сердцем. И если остаться наедине с уникальным интерьером, уверяю, можно ощутить ее аромат. Ведь сам материал – янтарь, имеет свой запах. Это не камень, это окаменевшая смола древних хвойных деревьев. Ведь даже в парфюмерных композициях мы встречаем «янтарный аккорд». А во многих языках янтарь называют Amber – что созвучно амбре, одному из самых главных парфюмерных ингредиентов.
Петербургский парфюмер Наталья Витковская, создательница своего авторского бренда Incarna Parfums создала удивительный аромат янтаря под названием Ambre soleil или «Солнечный янтарь». Еще во времена Древнего Египта янтарь называли «солнечным камнем» и посвящали богу Ра – богу солнца. Янтарь восхищал и удивлял людей своими удивительными красками, наделял его магической силой, которая связана с мощными целительными силами. Недаром из янтаря делались медицинские приборы, ложки, вилки и курительные трубки, чтобы снизить вредность табака. Вот и король Пруссии Фридрих I решил в замке Шарлоттенбург под Берлином создать курительный кабинет, сплошь украшенный янтарем. А Пруссия имела монополию на художественную обработку янтаря, из которого создавались предметы быта, украшения, церковная утварь, ларцы и шкатулки. Основа была деревянной, янтарные пластинки и фигуры закреплялись при помощи специальной мастики на основе смол. Представьте, как пахли новые изделия! Смолисто, тепло, древесно… Чем не парфюмерная композиция! Но из-за скорой смерти короля и королевы янтарный кабинет остался незавершенным, а наследник – Фридрих Вильгельм – больше увлекался охотой и парадами, нежели искусством. И он в 1717 году дарит драгоценность русскому царю Петру Первому, который, как известно, был большим любителем диковинок. Мало кто знает, но сначала фрагменты прусского Янтарного кабинета выставлялись в Летнем дворце Петра (тот самый, что в Летнем саду). Но скоро об янтарных панно и мозаиках забыли. А «дщерь Петрова» Елизавета вспомнила о щедром подарке немецкого короля и сначала задумала украсить янтарем одну из комнат строящегося Зимнего дворца. Но ни один проект архитектора Растрелли ей не пришелся по нраву. А спустя несколько лет, в 1755 году янтарем решено было украсить Большой Царскосельский дворец (ныне Екатерининский). Именно при Елизавете убранство Янтарной комнаты приобретает тот вид, который мы привыкли видеть на открытках и в передачах.
Янтарь имеет множество оттенков, как и духи «Солнечный янтарь» имеет несколько нот:
Верхние ноты – апельсиновый цвет, жимолость, мимоза и горький апельсин
Сердце – нероли, бергамот и элеми
База – амбра, древесный янтарь и мирра
Переход от светлых оттенков к темным. Нежные – лимонно-желтые, светло-золотистые блики. А еще был оттенок «квашенной капусты» - бледно-желто-зеленого цвета. А также светло-оранжевые, как кожица апельсина. Далее появляются более густые оттенки: бергамот напоминает о чае «Эрл Грей», у нероли более насыщенный и густой запах, смолы еще больше наполняют аромат темными оттенками – янтарь переходит в оттенки черного чая, темных оттенков гречишного меда.
Завершающие аккорды – еще более насыщенные. Амбра и смолы. Густые оттенки темной вишни, или как говорили в древности «янтарь цвета крови дракона». Багровеющие тона. Настоящий красный янтарь – большая редкость, чаще всего мастера в старину его колорировали, то есть добивались нужного оттенка при помощи нагревания. Именно такую старинную технологию использовали и современные реставраторы, которые воссоздали янтарный шедевр по технологиям начала XVIII века.
Сам аромат очень богатый и теплый, вобрал в себя все оттенки янтаря и солнца! От светлого, напоминающего лучи утреннего весеннего солнца, до насыщенных темных, который напоминает тревожные краски зимнего заката. И еще я ощущаю оттенки благородного дерева – ведь даже в янтарном кабинете нужна мебель из красного дерева и палисандра, а также великолепный наборный паркет, где переплетаются сандал, махагон и другие драгоценные сорта древесины.
Лично я очень люблю украшения из янтаря - часто их ношу осенью и зимой, этот материал умеет греть душу. Но зеленые оттенки люблю и весной, и летом! Каждый год у меня традиция - покупать что-то для себя в сувенирном магазинчике, пользуясь скидкой для сотрудников музея!
Еще раз поздравляю причастных и не только с Днем Музеев! И помните, красота и искусство спасут мир!
****
Дыхание эпох доносят нам
Застывшие в музее экспонаты.
Их голоса звучат, подобно снам.
Забытую мелодию сонаты
Играла лютня полночью когда-то,
Пока не превратилась в ветхий хлам.
Но, бережно витриною хранима,
Молчит она, принявши прежний вид.
Соната прозвучит в душе ранимой
Того, кого искусство восхитит,
Преобразит застывшие сердца,
Погрязшие в трясине серых будней
Мелодия, прекрасна и проста,
Как истина в симфонии креста,
Кто слышал лишь однажды – не забудет…
В музей почаще приходите, люди!
2010 г.
Комментарии
21Я была на фабрике, карьере и в музее янтаря в Калининграде -полное погружение в тему и конечно не уехать оттуда без украшений из этого солнечного камня. Но вот в парфюме избегаю амбру -она на мне не раскрывается ((( Очень нравится амбра на подругах или в маслах, которые можно нанести на горячую кожу после бани.
Чудесный пост! Для меня очень полезна культурологическая информация, которая у тебя в статьях. Всегда с интересом читаю.
Амбра в парфюмерии у меня с солнышком ассоциируется.